Стрелялись мы...Дуэль в русской литературе, 10 класс

Сценарий проблемно-эвристического урока

Кашаева Валентина Владимировна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 2 г. Салехард



Уроки по теме: «Стрелялись мы…» (10 класс – 2 часа)

Сценарий уроков позволит изучить произведения русской литературы, в которых отражена тема дуэли, ее роли в жизни и творчестве авторов.

Задачи уроков:

Образовательные:

  • развивать навыки обобщенного анализа литературных произведений, написанных в разные периоды 19 в.:

  • познакомить с общественным мнением и авторской оценкой по данному вопросу;

  • закреплять знания литературоведческих терминов;

  • закреплять знания и умения анализа текста;

Развивающие:

  • развивать навыки участия в беседе, построению высказываний;

  • развивать умение анализировать, обобщать, систематизировать, сравнивать;

  • развивать речь, мышление, внимание.

Воспитательные

  • расширять читательский кругозор, формировать читательский вкус;

  • воспитывать на поступках героев нравственные ценности.


Оборудование: Эпиграф: «Стрелялись мы…» (Е.Баратынский);

- передвижной компьютерный класс (ноутбук на каждой парте);

- электронный словарь терминов;

- презентация.

Обучающиеся выполнили групповые проекты:

1 группа – историки - лингвисты (предварительно готовят словарную работу, сообщения об истории дуэли, об общественном мнении по данной теме);

2 группа – перечитать сцены дуэли в «Евгении Онегине» А.Пушкина и в «Герое нашего времени» М. Лермонтова, консультанты групп готовят краткое сообщение о произведениях;

3 группа – «Выстрел» А.С. Пушкина;

4 группа – «Кроткая» Ф.М. Достоевского;

5 группа – «Дуэль», «Медведь» А.П. Чехова;

6 группа – «Отцы и дети» И.С. Тургенева.



Ход урока:

  1. Беседа о дуэли:

- Тема нашего урока: «Стрелялись мы…». О чем сегодня пойдет речь? (о дуэли)

- Что такое дуэль? (защита чести)

- Дуэль общественное явление XVIII - XIX столетий, которое было достаточно распространено, а известные слова Баратынского стали тому подтверждением.

- Как каждое общественное явление дуэль имеет свою оценку:

  • группа лингвистов дает определение слова «честь» по толковому словарю И.С. Ожегова или В. Даля; в словарных статьях обучающиеся выделяют маркером ключевые слова, после обсуждения делается вывод;

  • сообщение об истории этого общественного явлении;

  • аналитическая работа с высказываниями о дуэли: по группам в текстах маркером выделяются ключевые слова, делается вывод;

- Совпадает ли представление о чести у различных представителей общества?

2. Аналитическая работа по группам: в обсуждении участвует весь класс, учащиеся свои выводы комментируют текстом, по ходу уроков в ноутбуке заполняется таблица:

Произведение/

положение

А.Пушкин

«Выстрел»

А.Пушкин

«Евгений Онегин»

М.Лермонтов

«Герой нашего времени»

Ф.Достоевский

«Кроткая»

А.Чехов

«Дуэль»

А. Чехов

«Медведь»

И.Тургенев

«Отцы и дети»

Причины дуэли

отношение к жизни,

цена жизни

следует предрассудкам общества

берет на себя право осудить на смерть

отказ от дуэли

непонимание мотивов собственного поведения, поединок идей

оскорбление

идеологические споры

Состояние героев перед дуэлью

нравственные и физические страдания

нравственные и физические страдания

нравственные и физические страдания

трусость и эгоизм

нравственные и физические страдания

Взволнованны взаимными оскорблениями

нравственные и физические страдания

Исход поединка

переоценка ценностей

гибель героя

гибель героя

гибель любимого человека

гибель героя

герой влюбился

переоценка ценностей

Роль эпизода в развитии сюжета

кульминация в отношениях героев

кульминация в отношениях героев

кульминация в отношениях героев

кульминация сюжета

примирение героев

развязка

кульминация в отношениях героев

Дуэль в жизни автора

погиб на дуэли

погиб на дуэли

погиб на дуэли

средство раскрыть характер героя, понять его поступки

спасение надо искать только в себе самом…

обнажает нелепость дуэли

обнажает нелепость и трагизм дуэли

2 группа: Сцены дуэли из «Евгения Онегина» и из «Героя нашего времени»

  • сообщение учащихся о произведениях с кратким представлением сцен дуэли;

  • Что чувствуют герои после именин?

  • «Какая рана» Татьяне «сердце жгла»?

  • Почему Ленский, преодолев ревность, не отказывается от дуэли?

  • Ленский предчувствует свою гибель?

  • Смягчает или усиливает вину Онегина то, что он идет на поединок «всем сердцем юношу любя»?

  • Почему? Когда повторяются в тексте главы слова «нетерпеливо» и «хладнокровно»?

  • Как автор относится к поступкам героев?

  • Каковы причины дуэли в романе «Герой нашего времени»?

  • Что испытывают герои до и после дуэли? Как ведут себя в момент поединка?

  • Чем отличаются дуэлянты в этих произведениях: заполним таблицу (коллективная работа на интерактивной доске).

«Евгений Онегин»

«Герой нашего времени»

Онегин

Ленский

Печорин

Грушницкий

Следует традициям общества

пылко влюбленный, «осьмнадцатилетний» романтик

Предлагает мир, берет на себя право осудить на смерть

Соперник, мнимый друг

  • Можно ли было избежать дуэли? Допускают ли авторы такую возможность?

  • Какую роль сыграла дуэль в жизни самих поэтов?

Вывод: Герои романов, защищая честь, следуя традициям, предрассудкам общества, становятся убийцами.

3 группа: Повесть А.С. Пушкина «Выстрел»

  • сообщение учащегося;

  • Почему о первой дуэли рассказывает Сильвио, а о второй – граф? (герои исповедуются перед рассказчиком, чтобы оправдаться; показать их чувства);

  • Что важнее для Сильвио, чем смерть обидчика?

  • Чего он хочет, оставляя право на выстрел?

  • В чем все время состязаются Сильвио и граф, в чем ищут превосходства?

  • Почему Сильвио отказывается от дуэли с поручиком, хотя рискует потерять свой авторитет среди офицеров?

  • Почему он ни в первой, ни во второй дуэли не выстрелил в графа?

  • Каким вы видите героя в момент отказа от выстрела?


Вывод: А.С. Пушкин в повести «Выстрел» говорит о конфликте сильной личности, подчеркивает, что зависть - черта характера, свидетельствующая о слабости человека.

4 группа: «Кроткая» Ф.М. Достоевского

  • сообщение учащегося;

  • Охарактеризуйте героя, в чем его особенность? (двойственность)

  • Найдите детали, подтверждающие двойственность: мечтателя и ростовщика;

  • В чем герой видит собственную выгоду и пользу?

  • О чем свидетельствует отказ героя от дуэли? (трусость и эгоизм)

  • Что испытывает герой после смерти жены? (прозревает, обвиняет себя);

  • Чем интересна для Достоевского тема дуэли?

Вывод: Социальный конфликт, экстремальная ситуация помогают раскрыть характер героя, понять его поступки.

Экстремальная ситуация, с помощью которой возможно еще и переосмысление собственной жизни, показана в повести «Дуэль» и одноактной шутке «Медведь» А.П. Чехова.

5 группа:

  • сообщение учащегося;

  • Охарактеризуйте Лаевского и фон Корена глазами друг друга;

  • Какую оценку дают Лаевскому доктор и Мария Константиновна?

  • Что явилось причиной дуэли? (непонимание мотивов собственного поведения, поединок идей);

  • Кому удалось предотвратить дуэль и почему? (героям присущи одни и те же недостатки, поэтому в дуэли не может быть победителя или побежденного; в лице дьякона вмешиваются силы свыше);

  • Что изменилось после дуэли в жизни героев?

  • Так какая же экстремальная ситуация заставила героев пересмотреть собственную жизнь?

  • В чем смысл финала?

  • Сравним финал с развязкой шутки в одном действии «Медведь». В чем необычность данной ситуации? Вызывает ли улыбку? (мужчина-женщина)

  • Что показывает такой исход дуэли? (нелепость дуэли)

Выводы: Примирение героев – ситуация, духовно оправдываемая сюжетом. Автор примирил героев и заставил сказать друг другу: «Спасение надо искать только в себе самом…»

6 группа: роман «Отцы и дети» И.С. Тургенева

  • сообщение учащегося;

  • Почему Павел Петрович Кирсанов приходит к рыцарскому разрешению конфликта с Базаровым – к дуэли?

  • Идеологические споры и дуэль совместимы?

  • Разрешила ли дуэль споры в пользу Павла Петровича?

  • Что чувствует он до и после дуэли?

Вывод: Тургенев обнажает нелепость и трагизм дуэли, показывает нравственные и физические страдания человека, совершившего рыцарский поступок.

Вывод по урокам: Какую роль сыграли эти произведения в судьбе дуэли? (работа с таблицей)

Домашнее задание: Написать сочинение-рассуждение о своем отношении к этому общественному явлению, основываясь на данные художественные произведения, авторские оценки.

Приложение 1. Краткий словарь

Дуэль – 1. в дворянско – буржуазном обществе поединок. Убит на дуэли. 2. перен. Борьба состязание двух сторон. Шахматная, словесная. ( по толковому словарю И.С. Ожегова)

Дуэль – 1.поединок с применением оружия между двумя лицами по вызову одного из них на заранее определенных условиях.2.перенос. Борьба, состязание двух сторон. Шахматная дуэль. (по толковому словарю иноязычных слов Л.П.Крысина)

Честь – 1. Достойные уважения и гордости моральные качества и этические принципы личности. 2. Хорошая незапятнанная репутация, доброе имя. (по толковому словарю И.С. Ожегова)

Честь – внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, бла- городство души и чистая совесть. (по толковому словарю В.И. Даля).

- «Поединок - это испытание, где сильный непременно попирает слабого, где виновный оправдывается кровью побеждённого, где хладнокровие бездушия одолевает неопытную пылкость, ослеплённую страстью и заранее обезоруженную собственным волнением, поединок - это убийство дневное, руководствуемое правилами!..» (Евдокия Ростопчина)



- «Принцип чести имеет связь с человеческой свободой, - он есть как бы злоупотребление этой свободы. Вместо того, чтобы пользоваться ей для осуществления нравственного закона, человек употребляет свою способность добровольно переносить физические страдания, пересиливать впечатления действительности - для утверждения во что бы то ни стало капризов своего эгоизма. Так как при этом обнаруживается разница между действиями человека и животных, которые стремятся лишь к телесному благосостоянию, то отсюда вытекает смешение и даже отождествление принципа чести с добродетелью. Такое отождествление очевидно ошибочно. Ибо принцип чести хотя и есть нечто отличающее человека от животных, но сам по себе он не заключает в себе ничего такого, что могло бы поставить человека выше животных. Как цель, этот принцип, как и все, что проистекает из эгоизма, есть обман и иллюзия; как средство же для достижения посторонней цели, он может быть выгодным, но эта польза опять-таки имеет лишь призрачное значение. Но что человека делает бесконечно страшнее животного, так это - возможность злоупотреблять свободой как орудием для преодоления чувственного мира, ибо животное делает лишь то, что требуется его инстинктом в данное время, а человек действует по мотивам, которые могут привести к уничтожению мира». (Артур Шопенгауэр)

- «Дуэль – приняв букву, мы расширили способность к дурным поступкам». (Ф. Достоевский)

- «Доказывать нелепость дуэля не стоит, в теории его никто не оправдывает, исключая каких – нибудь бретеров и учителей фехтованья, но в практике все подчиняются ему для того, чтоб доказать , черт знает кому, свою храбрость. Худшая сторона дуэля в том, что он оправдывает всякого мерзавца или его почетной смертью, или тем, что делает из него почетного убийцу. Человека обвиняют в том, что передергивает карты, - он лезет на дуэль, как будто нельзя передергивать карты и не бояться пистолета. И что за позорное равенство шулера и обвинителя!» (А.И. Герцен)


- «Дуэль, милостивые государи, есть состояние дикости. Это совсем не право, а довод наиболее сильного или наиболее ловкого, иногда самого дерзкого!.. Вызвать на дуэль не значит атаковать лишь частное лицо, совершить проступок в отношении только него, как при обыкновенной краже или убийстве; нет, это, прежде всего, посягательство на общий мир, презрение к закону, восстание против государственного порядка. Дуэлисты хотят управлять сами собой, глумиться над верховной властью страны, где живут». (Дюпен-старший, обер-прокурор кассационного суда в Париже).

Отношение Церкви

Уже папа Александр III (папа с 1159 по 1181 г.) порицал практику дуэлей. Тридентский вселенский собор (1545 г.) постановил лишать погибших на дуэли церковного погребения; эти санкции были конкретизированы Бенедиктом XIV в конституции «Detestabilem» от 10 ноября 1752 г. Пий IX (папа с 1846 по 1878 г.) в своем апостольском послании «Apostolicae Sedis» уточнил, что церковной каре подвергаются не только те, кто сам участвует в дуэли, но также и секунданты, и прочие свидетели и сообщники. Наконец, Лев XIII в послании Pastoralis Officii от 12 сентября 1891 г напомнил об этих канонических мерах и объяснил их с нравственной точки зрения.



Выдержки из домашнего сочинения

« Дуэль как общественное явление вызывает у меня двоякое чувство: первое - дуэль - преступление, направленное против жизни другого человека. Второе - защита чести и достоинства женщины или семьи – благородный поступок…»

«Для нас, представителей XXI века, слово «дуэль» не изменило своего лексического значения. Только люди заменили пистолеты и шпаги на судебные иски. Я думаю, это правильно, потому что словесный поединок бескровен, всегда надо договариваться».

«Соглашусь с Евдокией Ростопчиной, дуэль – безнравственный поступок, это преступление, о котором все знали, не препятствовали, считали, что это дело чести. В этом виновато все общество, потому что все этому попустительствовали…»

«Совершенно непонятно, почему надо кого-то убивать, когда все можно решить, сев за стол переговоров, …убийство-удел слабых…».

«Самое дорог, что есть у человека – это жизнь. Несправедливо, если на дуэли погибал не виновный, а виноватый продолжал жить. И все только для того, чтобы его считали честным человеком. А Герцен писал: «Худшая сторона дуэля в том, что он оправдывает всякого мерзавца или его почетной смертью, или тем, что делает из него почетного убийцу». Жаль, что существовали такие способы доказать, что ты порядочный, честный гражданин…»



Библиография

    1. Басина М. Жизнь Пушкина на брегах Невы.- Санкт-Петербург.: «Азбука» Пушкинский фонд,1999, -189 с.

    2. Буслакова Т.П. Русская литература XIX в. Учебный минимум для абитуриента.- М., Высшая школа. 2003, с-368 с.

    3. Лион П.Э.,Лохова Н.М. Литература для школьников старших классов и поступающих в вузы.- М.,Дрофа.2002.- С 7 – 59

    4. Мещеряков В.П., Сербул М.Н. «Дела давно минувших дней…»Историко – бытовой комментарий к произведениям XVIII - XIX вв.- М.,Дрофа.2003- С 263 – 272

    5. Русская литература. Большой учебный справочник. - М.,Дрофа.1990.- С

    6. Русская литература XIX _ XX вв. Материалы для подготовки к устным ответам и сочинениям. - Ростов-на-Дону.,Феникс.2001

    7. Русские писатели – классики: Анализ произведений школьной программы: Справ.пособие/Сост. Н.С.Олейникова.- Мн.Интерпрессервис,Экоперспектива, 2002.-320 с.

    8. Справочник школьника нового типа. 5-11 класс. Универсальное учебное пособие. Т.1- СПб,:ИД «Весь», 2003.- 672 с.

    9. Энциклопедический словарь юного литературоведа. - М.,Педагогика-Пресс.1998.- С 141-145, 210-213

    10. http://ru.wikipedia.org/wiki/

    11. http://www.litra.ru/composition/get/coid

    12. http://tululu.org/aforizmy/theme/107/

    13. http://www.nado5.ru/e-book/veresaev-sostyazanie

    14. http://www.kritika24.ru

    15. http://www.gublibrary.ru/pub/pis/Nerkagi/Nerk.htm



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ