Методическая разработка интегрированного урока по литературе и истории в 11 классе по теме "Поэзия, опаленная войной"


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 253 Санкт-Петербурга



Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №30 г. Сызрани Самарской области





Методическая разработка

интегрированного урока в 11-м классе

по теме "Поэзия, опаленная войной"









Авторы:

Сильченко Оксана Александровна, учитель литературы

ГБОУ СОШ № 253 Санкт-Петербурга,

высшая квалификационная категория



Сахан Любовь Алексеевна, учитель истории

ГБОУ СОШ №30 г. Сызрани Самарской области,

высшая квалификационная категория









Предмет: литература и история

Возраст учащихся: 11 класс





Тип урока: комбинированный



Вид урока: интегрированный урок-презентация с применением групповой формы работы



Используемые технологии:



  • информационно-коммуникационные технологии,

  • технология “Дебаты”,

  • развитие критического мышления через чтение и письмо,

  • метод проектов



Цели урока:

  • Обучающие: дать обзор поэзии периода Великой Отечественной войны; показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие и патриотические чувства с глубоко лиричными переживаниями лирического героя; показать, какой след оставила война в семьях учащихся.

  • Развивающие: развивать познавательные способности учащихся; коммуникативные и информационные компетентности; раскрывать творческий потенциал учащихся.

  • Воспитательные: способствовать становлению мировоззренческой позиции учащихся; воспитывать чувство патриотизма и гордости за страну и ее народ.

Методические приемы: работа в группах, чтение и анализ стихотворений, защита проекта, беседа, межпредметные связи (связь литературы с историей и информатикой).

Оборудование: мультимедийная презентация “Ради жизни на Земле”, подготовленная учениками выставка сборников стихотворений о Великой Отечественной войне; медиапроектор; памятка “Анализ стихотворения”.

Предварительная работа: учащиеся класса распределяются на творческие группы, каждая группа выполняет индивидуальное задание.

  • 1-я группа работает по творчеству Ю.Друниной,

  • 2-я – И.Уткина,

  • 3-я – М.Джалиля,

  • 4-я - К.Симонова,

  • 5-я А.Суркова,

  • 6-я – группа “Поиск” (члены Музея школы № 30) собирает материал по теме “Моя семья в годы Великой Отечественной войны” и готовит презентацию “Никто не забыт, ничто не забыто”.

Ход урока

1. Организационный момент. Цели и задачи

- Ребята! Сегодня у нас необычный урок.

- Вспомним всем до боли известные и знакомые строки:

Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!

- Какому историческому событию они посвящены?

Да, событиям Великой Отечественной войны…

- Война…Какие ассоциации вызывает у вас это слово?

(Боль, страх, кровь, жертвы, победа, гордость….)

- Прошли уже десятилетия с тех пор, как отгремели залпы Великой Отечественной войны, но память людей хранит подвиги, совершавшиеся день за днем все долгие годы войны. И сегодня мы поговорим о подвигах поэтов, о поэзии, опаленной войной.

Цель нашего урока – понять ту боль, что перенес мир в годы Великой Отечественной войны; вспомнить славных поэтов Великой Отечественной войны, выстоявших, победивших, вселявших надежду в народ, подаривших миру жизнь и счастье; показать, какой след оставила война в каждой семье; выявить особенности поэзии периода Великой Отечественной войны и ее роль в грозные годы.

2. Презентация “Ради жизни на земле” (Приложение 1)

1 слайд - Да, война – это страшное испытание для всего народа, это испытание и для нашей литературы.

2 слайд - Великая Отечественная война оказала огромное воздействие как на дальнейший ход истории, так и на развитие мировой и особенно русской культуры.

На великую народную беду сразу откликнулись и поэты.

Внимание: вопрос. Как вы думаете, какую роль играла в те суровые годы поэзия?

Поэты почувствовали себя призванными поддерживать высокий патриотический подъем на фронте и в тылу, уверенность в победе, стойкость в преодолении всех выпавших на долю страны и народа испытаний.

3 слайд – В поэзии с первых дней войны прежде всего проявила себя

ЛИРИКА.

Почему лирика периода Великой Отечественной войны стала явлением уникальным?

Да, она стала явлением уникальным. Поэты писали о самой войне во всей ее объемной полноте: о ее тяготах, сражениях, трагедии отступления на начальном этапе, о победных походах, о женщинах и детях на фронте, о партизанах.

Война вызвала творческий подъем самых разных поэтов : и признанных лириков, и молодых фронтовиков.

Многие военные стихи становились популярными песнями (“Священная война” В. Лебедев-Кумач, “Землянка” А. Сурков и др.)

Каковы, по-вашему, особенности лирики военного времени?

В ходе дебатов выясняем, что

  • отсутствует деление на гражданскую, интимную, философскую и т.д.;

  • 3 основные группы жанров: лирические (элегия, ода, песня), сатирические (высмеивающие врага), лироэпические (баллада, поэма);

  • многогранность и глубина лирики;

  • раскрытие сознания героя-освободителя, подвига труженика тыла;

  • музыкальность стиха соседствует с простотой изложения;

  • создается образ Родины как всей страны, так и образ малой родины (родного города, села).

4 слайд. Поговорим о тех, кто сражался, кто сразу взялся за перо, чтобы поднять боевой дух русского народа, чтобы укреплять мужество защитников.

3. Выступления групп по плану

О жизни писателя и его творчестве.

Чтение наизусть стихотворений поэта (по выбору учащихся).

Анализ стихотворений, подготовленный учащимися самостоятельно.

5 слайд – Ю.Друнина (1924-1991).

Юлия Владимировна со школьной скамьи, в 17-летнем возрасте, ушла на фронт. До ранения в 1944 г. была батальонным санинструктором. Демобилизовалась сержантом медицинской службы.

Стихотворения “Я только раз видала рукопашный”, “Целовались. Плакали и пели…”

6 слайд – И.Уткин (1924-1991)

Иосиф Павлович был военным корреспондентом фронтовой газеты. После тяжелого ранения в 1941 г. Вновь вернулся в газету. 13.11.1944, возвращаясь с Западного фронта в Москву, погиб в авиационной катастрофе.

Стихотворения “Если я не вернусь, дорогая…”, “Сестра”.

7-8 слайд – М.Джалиль (1906-1944)

Муса Мустафиевич Джалилов - татарский поэт. В 1-ый же день войны добровольцем ушел в ряды действующей армии. В июне 1942г. На Волховском фронте был тяжело ранен и взят в плен. В концентрационном лагере вел активную подпольную работу, за что был брошен в фашистскую тюрьму Моабит. В тюрьме создал цикл стихотворений. В 1944 г. Казнен моабитскими палачами. Мусе Джалилю посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Стихотворения “Платок”, “Без ноги”.

9 слайд – К.Симонов (1915-1979)

Константин (Кирилл) Михайлович известность как поэт и драматург приобрел еще до войны.

24.06.1941 г. был призван в армию и пошел на войну фронтовым корреспондентом. Написанное во время войны стихотворение “Жди меня” стало широко известным, его переписывали солдаты и посылали в письмах своим любимым.

Стихотворения “Жди меня”, “Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…”

10 слайд – А.Сурков (1899-1983)

Алексей Александрович на финской и Великой Отечественной войнах был военным корреспондентом. Автор знаменитой песни “Землянка”.

Стихотворение “Землянка”.

4. Беседа по вопросам

Почему же прозвучавшие стихотворения и другие стихотворения поэтов оказались так необходимы людям: и тем, кто был на фронте, и тем, кто работал в тылу?

(Наверное, поэзия оказалась необходима людям, потому что она обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, чувства, переживания, страдания, вселяла веру и надежду.

Поэзия не боялась правды, даже горькой и жесткой.

Поэзия связывала воюющих и оставшихся в тылу.)

В чем значимость поэзии периода Великой Отечественной войны?

(Война изображается не как подвиг, не как геройство, а как проверка на человечность, просто как жизнь, пусть и неимоверно тяжелая.

Главное то, что поэзия военных лет уловила самую суть войны:

Бой идет святой и правый,
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле…”)

А что же отличало поэзию периода Великой Отечественной войны?

(Предельная искренность. В каждом стихотворении – неприкрашенная правда.)

А кто, по-вашему, главный герой поэзии, опаленной войной?

( Герои поэзии военного времени - это и русские воины-освободители, и простые труженики тыла, это и дети, то есть все те, кто боролся с врагом!

Это люди разной национальности, разных возрастов, выдержавшие суровые и тяжелые испытания, выпавшие на их долю.)

5. Выступление группы “Поиск”

А сейчас группа “Поиск”, куда вошли члены Музея школы № 30, защитит проект “Никто не забыт, ничто не забыто. Моя семья в годы Великой Отечественной войны” и поведует нам о тех, кто славно защищал нашу Родину, кто и явился героем поэзии, опаленной войной.

11 слайд - 1 чтец: Мы – поколение, вступающее в жизнь. Мы знаем по сбивчивым трудным рассказам о горьком победном пути.

Цель нашего проекта “Никто не забыт, ничто не забыто. Моя семья в годы Великой Отечественной войны” - понять ту боль, что мир перенес в годы Великой Отечественной войны; вспомнить славных защитников Родины, героев поэзии, опаленной войной; показать, какой след оставила война и в наших семьях.

2 чтец:

Я знаю, никакой моей вины в том,
другие не пришли с войны,
В том, что они – кто старше,
Кто моложе – остались там,
И не о том же речь,
Что я их смог, но не сумел сберечь…
Речь не о том, но все же, все же, все же….
Чем дальше мы уходим от войны
И нас с тобою тишина объемлет,
Тем все сильней и явственней
Слышны её рассказы, вздыбившие землю…

3 чтец: Огромное горе войны коснулось каждой семьи…Пройдемся по улицам города Сызрани, постучимся в любой дом, и нам ответят: “Да, здесь живет семья участника Великой Отечественной войны…” Сегодня в нашем городе осталось 1080 живых свидетелей грозных событий войны…

12 слайд – 4 чтец: Великая Отечественная война оставила свой след в каждой семье. Не обошла она и семью ученицы 11 А класса Буториной Анны. Ее прадед – Шапошников Виктор Сергеевич,- когда прогремела война, отправился на Сталинградский фронт, где мужественно сражался за Отчизну, и погиб под станцией Новая Кудрючинская.

1 чтец:

Я шлю письмо из сорок первого.
Взгляни на снимок, человек родной.
На нем я вместе с нашими ребятами.
Ты посмотри, какой я молодой…

4 чтец: В семье Буториных сохранились письма с фронта, в которых прадед дает обещание родным отомстить “проклятым фрицам” за гибель брата, который в 17 лет ушел на фронт и не вернулся.

А вот еще письмо женщины, чей отец похоронил прадеда Ани в братской могиле. Она подробно описывает гибель прадеда Виктора в январе 1943 года.

2 чтец: Да, семья Ани была такой же, как и сотни других семей. В годы войны наши деды и прадеды сражались и умирали. И хоть многие из них не получили звания героя, но мы их помним, любим, гордимся ими. Память о них хранит поэзия, опаленная войной…

13 слайд – 3 чтец: Взгляните, вот зенитчик Богачев Николай Осипович – гвардии старший сержант – старший брат деда нашего ученика Максима Пестова. Он славно сражался за Родину и погиб в июле 1944-го.Награжден орденом Красного знамени. Его имя занесено в Книгу памяти.

14 слайд – 4 чтец: А вот еще один герой из народа. Это дедушка 11-классника Дергачева Дмитрия – Битюгов Василий Иванович. Какие проникновенные письма он писал своей дочери: “Дорогая дочка Тамарочка!!!

Я скоро вернусь, скоро победа! Я привезу тебе красивую куклу….Жди меня, родная….”

Это лишь несколько строк из письма, а их сохранилось всего 5.

1 чтец: Мы, волжане, по праву гордимся теми, кто вписал свою яркую строку в летопись Великой Победы.

6. Выводы: 15 слайд

Краткий обзор поэзии периода Великой Отечественной войны показал, что подвиг народа не остается в прошлом. Каждая семья помнит своих ГЕРОЕВ, гордится ими. Давайте хранить память и передавать ее будущим поколениям!

7. 15 слайд – домашнее задание (ученики выбирают самостоятельно)

  • Какую роль сыграла литература в годы Великой Отечественной войны?

  • Каковы же особенности лирики военного времени?

  • Выучите наизусть стихотворение любимого поэта о Великой Отечественной войне и проанализируйте его.

  • Напишите эссе на тему: “Какие чувства и мысли вызывает лирика военных лет?”

  • Подготовьте проект “Военная лирика поэтов-земляков”.

8. Рефлексия

  • Какое впечатление произвел на вас сегодняшний урок?

  • Оцените свою работу на уроке и работу групп.

Список использованной литературы:

  1. Война глазами детей: материалы I и II областных конкурсов творческих работ учащихся, посвященных 60-летию Победы в Великой Отечеств. Войне / сост.: О. Н. Огай, А. В. Мастерков, Л. Р. Гаянова. Самара, 2005

  2. Выше смерти : стихи советских поэтов, павших в Великой Отечественной войне. Самара, 2001

  3. Красные тюльпаны: сборник поэзии и прозы. - Самара, 2006

  4. Сборник литературных работ "Война глазами молодых". Самара, 2006

  5. Семенов В. Испытание войной. Самара, 2007

  6. Симонов К. Стихи. М., 2005






Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ