Тема сиротства в современной литературе
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя образовательная школа №39
с углубленным изучением отдельных предметов города Смоленска
Тема сиротства в современной литературе
Учитель Костюченко Любовь Григорьевна
План
Введение
О важности семьи
Как мы понимаем слово «семья»?
«…Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно!»
Изображение беспризорничества и бродяжничества подростков в фольклоре и современной литературе
2.1. Проблема сиротства в русском фольклоре
2.2. Проблема беспризорничества и бродяжничества в современной литературе. Анализ произведения А. Лиханова « Никто».
2.3. Анализ произведения А. Лиханова «Благие намерения»
3. О важности семьи в жизни каждого ребенка
3.1. «Крепка семья – крепка держава»
Заключение
Введение
Проблема бездомных детей, сирот актуальна во все времена. В современном мире, несмотря на высокий уровень жизни, она тоже не разрешена. Русская литература, пронизанная сочувствием к слабым и угнетенным, не может оказаться в стороне от этой темы. Как и всегда, литература привлекает внимание к судьбам таких детей, воспитывает в читателях милосердие и призывает к деятельному состраданию.
На мой взгляд, ярким примером беспризорничества является статья А. Гировского «Другое измерение – мир подвалов и чердаков», в которой он обвиняет родителей в безответственном отношении к детям.
Детская безнадзорность и беспризорность стала болезнью сегодняшних дней. А ведь всего этого могло и не быть, если бы родители отдавали больше тепла и ласки своим детям.
Сегодня у основной массы беспризорников есть родители, зачастую пьяницы, наркоманы, уголовники или безработные. Дети убегают от побоев, издевательств и голода. Нередки случаи, когда вконец обезденеженные родители продают квартиру первому встречному и съезжают в какую-нибудь коммуналку, а ребенок, приходя из школы, застает в квартире новые лица и записку в дверях - поживи у соседей.
Исследования показывают, что с течением времени меняются нравственные ценности, которые всегда считались вечными. Милосердие, сострадание, самоотверженность, бескорыстие – вот основные доминанты русского национального характера. И сегодня они «выветриваются», размываются, заслоняются эгоистическими устремлениями, самодостаточностью, нежеланием услышать чужую боль.
Отечественная проза, в лучших своих произведениях, вновь исполняет свой долг перед обществом – предупреждает о грядущих необратимых последствиях, если человек не опомнится, не вспомнит о своем высоком назначении, о своей бессмертной душе, украшением и оправданием которой были и будут добродетели: милосердие, сострадание, самоотверженность.
Путь моего исследования - от фольклора до произведений современной литературы.
Цели моей работы:
Изучить и проанализировать, как воплощается тема сиротства в русской литературе.
Задачи:
прочитать произведения Лиханова А. А. «Никто»; «Благие намерения»;
определить идею и актуальность этих произведений;
раскрыть проблему беспризорничества и сиротства,
выявить проблему сиротства в русском фольклоре.
1. О важности семьи
1.1. Как мы понимаем слово «семья»?
Согласно классическому определению одного из крупнейших английских социологов Энтони Гидденса под семьей понимается «группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми»1.
Русское слово «семья» имеет славянское и индоевропейское происхождение. В древнеславянском и древнерусском языке слово семья означало как семью в вообще (всех членов рода, живущих совместно), так и челядь, домочадцев, холопов.
На земле нет ни одного человека, который смог бы жить один, удовлетворяя при этом абсолютно все свои потребности. Ещё в древние времена люди жили парами и все свои потребности выполняли сообща.
Примером того, что люди живут, объединившись в общество, в первую очередь может служить семья. Если очаг семьи будет заложен на мощном фундаменте, а между мужем и женой будут добрые намерения, счастье, понимание, взаимная поддержка, ответственность, то нация с такими семьями тоже будет сильной. Целостность и крепость нации напрямую связаны с целостностью и крепостью семьи. Семья и общество, которые безгранично любят родную землю, свой народ, которые самоотверженно служат своей Отчизне, никто и никогда не сможет разрушить ни изнутри, ни снаружи.
Семья, человек и общество – это самые крепкие основы, опоры нашей жизни. Любовь к родине, национальные чувства, обычаи, традиции – всё это дети узнают в семье. Эти добрые чувства, заложенные в душу подростков в семье, невозможно будет уничтожить в их сердцах никогда.
В каждой семье, построенной на крепком национальном и нравственном фундаменте, от старших к младшим достанутся дружба, воспитанность, человечность, любовь друг к другу и уважение.
У детей, не познавших любви и ласки родителей, не получивших семейного воспитания, возможны проявления социальных и психологических недостатков. В передовых странах по этой причине данному вопросу уделяется большое внимание: там стараются обеспечить такие условия, чтобы дети-сироты тоже воспитывались в семьях. Учёные, которые верят в то, что дети, воспитанные в здоровой семье, приносят обществу пользу, советуют до какого-то возраста воспитывать ребёнка именно в семье.
1.2. «…Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно!»
С недавних времен в России начали отмечать день семьи. Я бы хотела немного рассказать об этом празднике.
Международный день семей был провозглашён Генеральной Ассамблеей ООН в резолюции от 20 сентября 1993 года и отмечается ежегодно 15 мая. Установление этого дня было вызвано озабоченностью мировой общественности современным положением семьи и её значением в воспитании подрастающего поколения. Ведь семья является одним из важнейших социальных институтов, и если попираются права одной «ячейки», единство всеобщей человеческой семьи находится под угрозой.
Уклад каждой отдельной семьи особенный и отличается в зависимости от национальности, культурного уровня и социального статуса жителей той или иной страны, политики государства. Но всегда семья, как основной элемент общества, была и остается хранительницей человеческих ценностей, традиций и исторической преемственности поколений.
2. Изображение беспризорничества и бродяжничества подростков в фольклоре и современной литературе
2.1. Проблема сиротства в русском фольклоре
Проблема сирот находит широкое отражение в русских народных пословицах и поговорках:
«Без отца - полсироты, а без матери – вся сирота».
«Не строй церковь - пристрой сироту», - призывает русская пословица.
«Сироту воспитать, что храм возвести», - утверждает мысль народа.
Мотив сиротства являлся распространенным и в народных сказках. Сказки отражают жизнь людей, проблемы, с которыми сталкивается человек. Дети в сказках становятся сиротами по тем же причинам, что и в жизни: болезнь и смерть одного из родителей или сразу обоих. Бедствия, выпадающие на их долю, бывают и вполне реальными (притеснения со стороны мачехи и сводных сестер в сказках «Морозко», «Золушка»), и фантастическими - дети в сказке, оказавшись вне семьи, подвергаются постоянной опасности: их выманивают ведьмы, они превращаются в козлят, напившись из копытца «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Но сказка изображает идеальный мир, в котором, если и возникают беды - голод, болезни, сиротство, то в финале любой конфликт имеет идеальное разрешение. Появившийся вовремя избавитель: солдат, шедший мимо, добрый молодец, готовый жениться и взять под защиту - разрешает любую проблему.
2.2. Проблема беспризорничества и бродяжничества в современной литературе. Анализ произведения А. Лиханова « Никто».
В романе «Никто» А. А. Лиханова раскрывается драматизм судьбы подростка, оказавшегося под влиянием современного супермена. Это произведение пронизано проблемой сиротства и беспризорничества.
Действие происходит в небольшом провинциальном городе. После окончания восьмого класса герой романа Николай Топоров, сирота, детдомовец, поступает в ПТУ учиться на автослесаря. Случайное знакомство с Валентайном, молодым, образованным, преуспевающим мужчиной, бывшим сиротой, по его словам, и афганцем круто меняет жизнь Кольчи. Валентайн, сыграв на чувстве общности их судьбы, постепенно приобщает Кольчу к своему «делу» - сбору «дани», «калыма» со всех торговых, питейных и им подобных точек всего городка и становится «хозяином» жизни подростка, его идеалом, кумиром, а вскоре и вообще объявляет Кольчу своим наследником. Утаив огромную сумму (более миллиона долларов), прячет ее вместе с Кольчей в тайнике. Однако в Москве, куда им пришлось ехать для обмена рублей на валюту, их выслеживают московские «братаны», переманивают на свою сторону подельников Валентайна, и те по их приказу убивают Валентайна. От Кольчи же требуют под угрозой пыток показать тайник, но ему удается обмануть их. Он едет на стареньких «жигулях» в Москву, чтобы обменять теперь уже доллары на рубли, и рассылает их по почте по 20, 50 и 250 тысяч рублей в интернат, где жил с трехлетнего возраста. За этим занятием Кольчу и настигает бесшумная пуля новых хозяев его родного городка.
В центре внимания автора судьба Николая Топорова, Топора или Топорища, как чаще зовут его сверстники – детдомовцы, ставшего волею обстоятельств подручным криминального авторитета по кличке «Никто». В новом «безликом» прозвище особенно остро дают себя знать одиночество и сиротство героя, его обреченность в мире, где он – никто.
Воспитатели в интернате не стали для Кольчи примером для подражания. «И директора, и училок, и воспитательниц, которые то и дело менялись, он рассматривал как вещи…потому что они ничем особенным не выделялись из множества живых вещей.»2
В училище Кольча впервые сталкивается с тем, что есть люди, гораздо сильнее его физически, и что верных друзей рядом нет. Он вынужден быть униженным, изгоем только потому, что не способен предать чувство собственного достоинства. Это его качество, особенно в сравнении с его соседями, которые, помимо того, что унижались перед вышестоящими, так еще, каждый раз прятали свою еду и боялись, что Кольча попросит их угостить его, хотя у него и в мыслях этого не было. Тут-то и появляется Валентайн. От него Кольча и получил много «уроков жизни». Жизненная философия Валентайна такова: «мы человеки. Они - твари»; «Главное – деньги. Власть»; «народишко подл и труслив»; «нас зовут волками. Ну что ж, волки – санитары леса. Чистят от слабых и больных». «Мы заняты благородным делом: кто – то должен наводить порядок, чистить этих барыг. Посмотри, как разжирели».
Такая философия оказывается привлекательной для Николая. Ведь Валентайн похож на Робин – Гуда, защитника обездоленных. К тому же Валентайн уверяет Кольчу в том, что он тоже детдомовец, и такая общность судеб еще сильнее должна способствовать их сближению.
С какой целью повествует автор о Гошмане, друге Кольчи? Я думаю, он хочет показать отчаяние от мысли о безродности; о жизненной необходимости для каждого иметь или мать, или сестру и брата, ведь от смерти Гошмана может спасти только пересадка костного мозга родного человека; иметь опору в жизни, связующую ниточку, чтобы устоять.
В произведении Валентайн переосмысливает такие слова, как «Сын полка», «разведчик». Он издевается над подлинным смыслом слов, так как здесь, в банде,учат грабить и убивать. Купить преданность, верность Кольчи, его готовность служить до конца хозяину. Быть солдатом своему командиру – вот для чего Валентайн назвал Николая «разведчиком», этим высоким словом для низкой цели.
Роман состоит из четырех частей, каждая заканчивается или выстрелом (часть 1), или смертью Антона (часть 2), Гошмана (часть 3), Кольчи (часть 4), так как философия рынка – это конкуренция, а здесь выживает только сильнейший, слабых беспомощных - убивают; это теория естественного отбора, как среди зверей.
Этому подчинены и художественные сравнения: «волчок», «волк», «волчище». Главная тема этого произведения – трагическая судьба сироты, детдомовца в условиях современной жизни.
В романе не случайно упоминается дважды столица Москва в связи с валютой и убийством Кольчи. Именно Москве принадлежит своеобразная роль идеологического центра в период первоначального накопления капитала. Оттуда тянутся руки захватить в свою орбиту и провинцию («черноволосый, черноглазый официант» в московской гостинице). В тексте также есть настойчивое упоминание Наполеона, Гитлера («белокурая бестия»), МГИМО (этот институт окончили многие высокопоставленные чиновники, в нем думает Валентайн учить Кольчу). Это бывшие вершители судеб миллионов людей, хозяева жизни. Современные «герои нашего времени» - это люди, которые стремятся покорить мир, бросить его к своим ногам не силой оружия, как Наполеон и Гитлер, а властью денег – на них ведь можно все купить. «Я не собираюсь быть вечным рэкетиром, - говорит Валентайн. – Скоро мы сменим нашу специальность. Придумаем что – нибудь посолиднее». Таков теперь мир вокруг нас, говорит писатель.
С какой же целью написан этот роман? Это роман – предупреждение, роман – отчаяние и крик о гибельности такой идеологии для молодых людей, их неокрепших душ.
Да, верно, ведь об этом свидетельствует и особенность авторской интонации: она эмоциональна, сострадательна, порой полна отчаяния, доходит местами до прямого приговора.
А финал романа – прямое авторское обращение – призыв, проникнутый глубокой болью: «Не покидайте, матери, детей! Испугайтесь, люди, своей беспощадности!»3
2.3. Анализ произведения А. Лиханова «Благие намерения»
В повести «Благие намерения» Альберта Лиханова прослеживается проблема сиротства.
«Дорога-то в ад вымощена не намерениями, а намерениями неисполненными».
Дети без родителей… Мирное сиротство… – это тема, проходящая через всё произведение «Благие намерения».
Всем известна простая истина о том, что благими намерениями вымощена дорога в ад. Кто-то с ней согласен, кто-то допускает вариации на тему, кто-то откровенно против такой точки зрения, но иногда просто по-другому нельзя. Нельзя отвернуться от побуждения творить добро, невозможно закрыть глаза на то, что происходит - нужно действовать, иначе никак. Вне зависимости от того, куда это приведёт...
Волею судьбы молоденькую Надежду сразу после окончания пединститута отправляют в небольшой город, где она оказывается не преподавателем литературы, как ожидалось, а воспитательницей первоклассников. Ей достаётся младший класс в интернате, двадцать обездоленных детишек, которые жаждут не знаний, а любви и ласки. Вот как в такой ситуации можно не повиноваться сердцу и не попытаться помочь ребятишкам? Вот она и пытается, в силу своих возможностей.
«Вот что страшно: понять, что ты все знаешь, но ничего не можешь».
Пока не сталкиваешься с этим нос к носу – вроде, как и не замечаешь. Да, где-то там далеко есть дети без родителей, есть семьи без детей, есть педагоги, которым довелось исполнять роль и мамы, и папы, и наставника и ещё множество всяких в силу специфики работы. Книга не заставляет идти всех вслед за Надеждой Георгиевной, даже тех, кто испытывает сострадание и жалость к детям-сиротам. Добрых людей среди нас, я думаю, большинство, а вот все ли смогут пройти путь героини книги? А цена ошибки - еще один шрам на и так израненном детском сердце!
Короткое произведение, но безумно трогательное и щемящее. Оно не только о молодой учительнице, не о маленьких людях без родительского тепла, а об ответственности. Либо ты к ней готов, либо - нет. Так вот, если есть хотя бы капля сомнения - то лучше сразу уйти в сторону и продолжать закрывать глаза на проблему, ибо здесь ошибка недопустима - она останется шрамом в душе ребёнка. Можно либо принять этого маленького человечка, обогреть и защитить, либо вообще не появляться в его жизни. Причинить боль каждый сможет, а вот сделать счастливым ...
Главная героиня Надежда привлекает прежде всего силой своего характера. Это педагог по призванию. Самоотверженность, самоотдача, любовь к детям, своему делу – основные черты Нади. Она до конца честна в своих поступках. А ведь ей очень не легко было работать в маленьком городке на севере России, куда она прибыла к началу учебного года «по распределению». Она должна была воспитывать ребёнка – первоклашек из детского дома. А, значит, быть для них всем: и учителем, и воспитателем, и другом, и мамой, доброй и заботливой. Представим интернатскую лестницу перед началом занятий, стайку растерянных «малышей, прижавшихся к перилам. На каждой ступеньке – маленький человек с удивленными, печальными, непонимающими глазами». И новую их воспитательницу, почти ещё девочку, Надю, Надежду Георгиевну, тоже растерянную (готовилась преподавать литературу в старших классах, а попала к «первакам» в няни), не имеющую, понятно, ни материнского, ни учительского опыта, но потрясенную бедой этих детишек, может, и не вполне осознаваемой ими самими.
«Меня душила любовь, нежность, к этим детям, - скажет она, - мне хотелось обнять их, не каждого, не поодиночке, а всех вместе, в раз, обнять и прижать к себе»4.
С этого порыва юной благородной души начинается их встреча – воспитателя и воспитанников. Но повествует о ней Надежда Георгиевна десять лет спустя, когда ей уже немного за тридцать, а её малыши закончили школу и сами стоят на пороге взрослой жизни. Теперь за плечами Надежды Георгиевны немалый опыт педагогических проб, удач и ошибок.
Опыт жизни, в котором радость побед неотделима от горечи поражений. Её откровенный, беспощадный к себе рассказ и есть ретроспективный анализ её первого, самого ответственного года интернатской работы.
Надей движут чувства высокие и благородные – любовь и сочувствие к маленьким питомцам, жгучее желание хотя бы частично вернуть им утраченное. Надя позже поймёт, убедившись на примере нескольких детских драм и своей собственной любви к молодому журналисту Виктору, что испытать счастье и быть счастливой – далеко не одно и то же. Пока же ей немыслимо примириться с очевидной несообразностью: «Не голод, не война. Не трудно, вообще, жить. И что? Дети без родителей – вот они, у меня за плечом». «Катастрофы, беды, смерти – это осознать можно, без них мира нет, - мысленно соглашается Надя. – Но сиротство – оно непостижимо, потому что так просто: детям – всем детям! – нужны родители, если даже их нет»5.
Надя выступает с простой и, на первый взгляд, очевидно, гуманной инициативой: предложить желающим жителям городка забирать к себе бездомных детей из интерната на выходные дни. « … Я верю, что сострадание – в человеческой природе… Без него трудно оставаться человеком», - говорит она. Эта Надина уверенность даёт ей право надеяться на успех эксперимента. И верно: десятки людей откликаются всей душой на её призыв.
Инициативу юной учительницы поддерживает печать. Школа проводит тщательный отбор претендентов, желающих одарить бездомных детишек своим семейным теплом. Детей вверяют в хорошие, достойные руки. Да и насовсем ведь!
«На полтора дня отдать детей! Казалось, какое благо! – заметит Надежда Георгиевна несколько недель спустя после начала её почина. – Но полтора дня – это очень много. Там, за пределом моего взгляда, рождалась надежда. И рождалась любовь».
Чем дальше, тем явственнее сознаёт Надя, что каждый её маленький питомец не просто сирота, нуждающийся в жалости, ласке, тепле, а и зарождающаяся человеческая личность со своим сложным внутренним миром, удивительно подвижным и чутким. Каждая человеческая семья – это тоже своя сложная и во многих отношениях индивидуальная система: быт, ценности, взгляд на воспитание, на детей. Следовательно, вручение детской судьбы требует особой осторожности, особой ответственности не только от тех, к кому пришёл ребёнок на субботу и воскресенье, но и от педагогов, от школы. Оказывается, в наши дни не так уж трудно обрушить на ребёнка каскад подарков и ласки. Притом тем легче, чем безответственнее относится сам человек к собственной, а значит, и чужой судьбе. Вероятно, педагогов должна была сразу насторожить бездетная чета Запорожцев, слишком уж явно соотносившая своё материальное изобилие с правом преимущественного выбора осиротевшего ребёнка. Однако и повода отказать им не было: люди на вид интеллигентные – начальник конструкторского бюро Игорь Павлович и по службе характеризовался хорошо.
Но уже после первого посещения их квартиры Аллой Ощепковой с девочкой случилось примерно, то же, что произошло с Антошкой, когда он показался перед классом в генеральском мундире. Аллочку будто подменили.
Ведь никому не надарили столько дорогих подарков, никого больше не подвозили на виду у всех к дверям интерната на «Москвиче», никто не мог похвастаться, что у его новых опекунов такая роскошная квартира, так много дорогих вещей и такие шикарные планы, как у Запорожцев. Почти мгновенно Алла почувствовала себя привилегированной, выделенной из остального коллектива сверстников, поставленной над ними. И это свое новое положение она принимает со всей детской непосредственностью, готовностью, самоотдачей.
Алле доводится скоро испытать, быть может, самое страшное предательство в своей жизни: сначала счастливо и гордо уверовать, что её удочерят, а затем испытать на себе тщательно взвешенный на весах рассудка решительный и бесповоротный отказ.
Восставая против взрослой подлости и лжи, Алла сжигает лицемерные дары конструктора и его супруги. В отличие от Запорожцев инженер Степан Иванович не волен, даже если бы хотел, взять Севу Агапова с собой в длительную заграничную командировку, куда уезжает с семьёй. Севу он и не собирался усыновлять. И вынужденная разлука драматична для обоих. А особенно для Севы, у которого никого нет теперь ближе Степана Ивановича и который, остаётся один.
Не менее сложно оказывается и положение Анечки Невзоровой, которую успела полюбить одинокая Евдокия Петровна. Анечке не хочется быть не благодарной по отношению к доброй Евдокии Петровне. И жалко родную мать, лишённую родительских прав за чрезмерное пристрастие к лёгкой жизни. Всякие контакты Анечки с матерью явно опасны для девочки и, по решению органов опеки, они прерываются. Надежда Георгиевна приходит к выводу, что и тут не может быть лёгкого механического решения. С одной стороны, образ жизни Аничкиной матери настолько аморален, что не может не влиять отрицательно на психику дочери. А, с другой стороны, как можно убивать, вытравлять в маленьком человеке первые, но уже достаточно крепкие росточки доброты и ответственности, выраженные в словах Ани:
«Я свою мамку не брошу. Вот выучусь, вырасту и возьму её к себе. Она тогда состарится, поумнеет. А не поумнеет, я её поучу,… Может, даже я её удочерю»6.
Но в то же время сложились счастливые отношения у Надиной квартирной хозяйки Лепестиньи с Зиной Пермяковой. У отставного военного Никанора Никаноровича Парамонова – с Колей Урванцевым. У брата и сестры Миши и Зои Тузиковых – с многодетной и дружной рабочей семьёй Поварешкиных, у которых нет за столом разносолов, нет личной машины, да и живут тесно, зато царят в семье искренние, настоящие привязанности. «Но сколько бы, ни было таких побед, разве они могут оправдать даже и малый брак в педагогической работе?» - думает Надя.
«…Педагогика – дисциплина не точная. У неё есть допуски. Право на ошибку»7, - считает директор школы – интерната Апполон Аполлинарьевич.
«Прав нет, - возражает ему жена, завуч Елена Евгеньевна, которая в своё время была категорически против Надиного эксперимента. – Исключать ошибку нельзя. Но нельзя её и планировать»8. Вывод Елены Евгеньевны менее категоричен, более осторожен. Но что же из него явствует? Явились ли случаи с Анечкой, Севой и Аллой запланированной педагогической ошибкой, то есть результатом неверно задуманного эксперимента? Или это ошибка непредвиденная?
В своём семейном споре директор и завуч приходят к некоему «общему знаменателю».
«Не сделать проще, чем сделать», - соглашается в конце концов Елена Евгеньевна. Не став менее инициативной, Надежда Георгиевна уже по истечении первых месяцев работы становиться более ответственной, понимает, как тонко педагогическое дело, в котором между другими намерениями и благими свершениями, возможно, самая долгая, трудная и запутанная дистанция.
Есть в этой повести ещё одна героиня – директриса детского дома, откуда прибыли к Наде её питомцы, - Наталья Ивановна Мартынова, отдавшая полвека своей работе, всю личную жизнь без остатка подчинившая жизни детей – сирот. И Наде, хотя она не сразу сознаёт это, вскоре приходится делать выбор между любовью к Виктору и той страстью, которой живёт Наталья Ивановна. Надя расстаётся с Виктором, уезжающим в большой город. Она остаётся с ребятами, у которых не оказалось семьи.
В конце повести её воспитанники покидают детский дом, закончив школу. У Нади есть возможность вернуться домой, тем более, что и мама Надина убеждена: «Жизнь свою человек способен не раз начать снова»9. Но Надежда Георгиевна знает, что она никуда сейчас не уедет. Она думает о тех детдомовцах, ещё не ведомых ей, которые первого сентября переступят порог интерната и с которыми она начнёт новый десятилетний путь совместных поисков, проб и побед.
Такой образ современного педагога достоин уважения и подражания. Надежда отдала своим воспитанникам частицу себя, своего тепла, своего сердца, пройдя через всё, что приготовила ей судьба. И можно с уверенностью сказать, что те дети, её первые воспитанники, вырастут настоящими людьми, добрыми и отзывчивыми, благодаря своей умной и доброй наставнице. Надежда Георгиевна сумела справиться со своей работой, правильно оценить и понять своё назначение, а без этого не может быть учителя.
3. О важности семьи в жизни каждого ребенка
3.1. «Крепка семья – крепка держава»
Семья…Как много значит для человека это слово…Это не только родной дом, родные люди, но и смысл жизни каждого из нас.
Семья дает человеку все. Забота, понимание, поддержка в любой ситуации, - все это дарят тебе твои близкие люди. Но самое главное – это конечно же любовь. Что бы с тобой ни случилось, каким бы ты ни был, тебя всегда будут любить твои родители. Наверняка кто – то, прочитав эти строки, скажет, что все сказанное мною слишком утопично, слишком возвышенно и наивно, и в жизни очень часто встречаются несчастные семьи и с каждым годом растет количество беспризорных детей. Но как бы мне хотелось, чтобы каждый из нас понимал ценность своей семьи? Ведь только с таким мироощущением мы сможем добиться, чтобы наша страна стала крепкой, сплоченной, чтобы люди понимали друг друга и не были злыми…
Человек познает мир с первых дней своего рождения. Как к нему относятся его родители, какая атмосфера царит в его семье – все это в дальнейшем повлияет на его судьбу. И от этого зависит, на какой путь он встанет: путь добра или путь зла. Обычно говорят, что дети – невинные ангелы, и даже убийца не рождается убийцей, его подталкивает к этому окружающая его среда. И бандитские районы навсегда останутся таковыми, ведь этим воздухом насилия дышит не одно поколение.
Семья является основой нашего общества, нашей страны. «Нынче мы в ответе за Россию, за народ, за все на свете» - эти строки А. Т. Твардовского приобретают в наше время более глубокий смысл. Это призыв к осмыслению всего происходящего и к ответственности за него. Главной проблемой нашего общества является проблема нравственности. Духовная нищета, умертвленная совесть, сердце, глухое к чужой боли, не могут составить человеческую душу, которая стала бы первоосновой, стержнем в человеке. Воспитание такого несгибаемого стержня в человеке – задача каждой семьи, родителей, а конкретнее, нас, молодежи, ведь именно мы начинаем новое поколение. Наше общество движется по пути прогресса, но без духовного обновления невозможно добиться других преобразований. Пока не изменится отношение человека к человеку, мы не сможем достичь желаемых результатов. За исправление старых ошибок и за безошибочность новых решений сегодня отвечаем мы. И мы должны дать своим детям соответствующее воспитание, привить чувство любви к людям и чувство ответственности за будущее.
Заключение
Тема сиротства и в художественной литературе, и в реальной жизни остается глобальной. При смене времен, социальных событий проблемы детей-сирот остаются теми же.
Корни проблемы социального сиротства уходят еще в советские времена. Именно падение ценности семьи и послужило толчком к возникновению этого социального явления. Второй важной причиной явилось ухудшение жизненного уровня большинства россиян.
Проблема сиротства в России выглядит действительно угрожающе. С каждым годом количество сирот растет, и их число достигло уже 800 тысяч по данным официальной статистики. Причем усыновляют только 6 тысяч детей в год. Остальные же находятся в интернатах, что неблагоприятно влияет на их дальнейшую судьбу.
Проблема социального сиротства в нашей стране решается как государственными, так и негосударственными методами. Со стороны государства – это указы, различные социальные программы. Со стороны общественных организаций – это посильная практическая и теоретическая помощь детям – сиротам. Но именно сотрудничество этих двух сторон и принесет разрешение этой современной сложнейшей проблемы.
Я считаю, что помочь быстрее справиться с этой проблемой поможет воспитание в людях естественного, гуманного чувства к детям, новорожденным. Также необходимо поднять культурный уровень населения, ввести в общеобразовательные программы уроки нравственности.
Список литературы
Даль, В. И. Избранные пословицы русского народа/В.И. Даль.-М.: Олма Медиа Групп, 2012.-321с.
Лиханов, А. А. Благие намерения/А.А. Лиханов.-М.:Детство. Отрочество. Юность,2005.-387с.
Лиханов, А. А. Никто/А.А. Лиханов.-М.: Детство. Отрочество. Юность, 2010.-334с.
Морозко: русская народная сказка в обработке А.Н. Толстого.-М.: АСТ, 2012.-12с.
Перро, Ш. Золушка: сказка/Шарль Перро.-М.: «Machaon», 2008.-18с.
Сестрица Аленушка и братец Иванушка: русская народная сказка.-М.: Фламинго, 2012.-21с.
Советский энциклопедический словарь/ Гл. ред. А.М. Прохоров.- М.: Советская энциклопедия, 1979.-698с.
Информационные источники
Интернет – ресурсы
http://tlt.poetree.ru/news/albert_likhanov_roman_nikto_okonchanie/2012-09-02-1458
http://lib.aldebaran.ru/author/lihanov_albert/lihanov_albert_blagie_namereniya/
http://www.modernlib.ru/books/lihanov_albert/blagie_namereniya/read_10/
http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/blagie-namereniya
Приложения
1. Николай Топоров из романа А. А. Лиханова «Никто»
2. Учительница Надежда Георгиевна из повести А. А. Лиханова «Благие намерения»
Содержание
1 http://www.livelib.ru/book/1000308612/reviews
2 Лиханов А. А. «Никто» Издательство: Детство. Отрочество. Юность, 2010.-С. 45.
3 Лиханов А. А. «Никто» Издательство: Детство. Отрочество. Юность, 2010.-С.64.
4 Лиханов А. А. «Благие намерения» Издательство: Детство. Отрочество. Юность. –М., 2005.-С.24.
5 Лиханов А. А. Благие намерения.-М.: Детство. Отрочество. Юность,2005.-С. 43.
6 Лиханов, А. А. Благие намерения/А.А. Лиханов.-М.:Детство. Отрочество. Юность,2005.-С.58.
7 Лиханов, А. А. Благие намерения/А.А. Лиханов.-М.:Детство. Отрочество. Юность,2005.-С.72.
8 Лиханов, А. А. Благие намерения/А.А. Лиханов.-М.:Детство. Отрочество. Юность,2005.-С.91.
9 Лиханов, А. А. Благие намерения/А.А. Лиханов.-М.:Детство. Отрочество. Юность,2005.-С. 97.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ