Конспект урока "Кто же он? Стало быть подлец?Образ Чичикова" 9 класс
Негосударственное общеобразовательное учреждение гимназия «ОР-АВНЕР»
Конспект урока литературы в 9 классе
Тема: «Кто же он? Стало быть подлец?»
Образ Чичикова в поэме»
Автор: Немтинова Ольга Вячеславовна,
учитель литературы и МХК 1 категории
Место работы: г. Екатеринбург,
Цели и задачи:
-образовательная: познакомить учащихся с приемами создания образа Чичикова;
-развивающая: развивать умение создавать характеристику, выявлять типичные черты характера героя, развернуто обосновывать суждение;
-воспитательная: способствовать воспитанию думающего, размышляющего читателя, воспитанию уважения к произведениям художественной литературы.
Планируемые результаты: выявить смысл, заложенный Гоголем в образ Чичикова.
Оборудование: учебник, текст поэмы Гоголя «Мертвые души».
Ход урока
1.Организационный этап. Приветствие. Создание рабочего настроя на урок.
2.Этап актуализации знаний, постановки цели. Слово учителя: «Сегодня на уроке мы должны будем понять один из главных образов поэмы «Мертвые души». Сегодня нам предстоит непростая работа по раскрытию образа. Перед вами описание одного из героев поэмы. Ваша задача прочитать и определить о ком идет речь (отрывок записан на доске). «Не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтоб стар, однако ж, и не так, чтоб слишком молод». Ученики определяют, что это Чичиков. Вот мы и подошли к теме сегодняшнего урока – речь пойдет о Чичикове, о том, кто он такой».
3. Изучение нового материала и формирование умений и навыков.
Учитель продолжает: «С первых слов мы наблюдаем, что автор не дает однозначной характеристики своему герою, поэтому нам сегодня надо выяснить кто такой Чичиков?
Многие читатели до нас не могли ответить на вопрос, кто такой Чичиков, да и мы, читая поэму, не можем с легкостью ответить на этот вопрос.
Даже литературоведы трактуют образ Чичикова по-разному.
Н.Г.Чернышевский назвал этот характер «самым трудным»;
В.Кожинов: «Чичиков по-настоящему сильная личность…»;
В.Ф.Переверзев: «Чичиков – самый синтетический тип Гоголя. В нем связались в один узел и Манилов, и Ноздрев, и Собакевич»;
В.Набоков: «Дурак… глупостью было торговать мертвыми душами у старухи и Ноздрева».
Ведь не случайно вокруг Чичикова столько споров. Чичиков в понимании критиков «плут», «синтетический характер», «заурядность», «дурак», «делец», «приобретатель», но в то же время Чичиков, по мнению литературоведов, сильная личность.
Причина многоголосья кроется в авторской характеристике Чичикова. С одной стороны, Гоголь называет его подлецом: «Нет, пора наконец припрячь подлеца. Итак, припряжем подлеца!» И тут же звучит: « Что он не герой, исполненный совершенства и добродетели, это видно. Кто же он? Стало быть, подлец? Почему же подлец, зачем же быть так строгу к другим?.. Справедливее назвать его: хозяин, приобретатель. Приобретение – вина всего; из-за него произвелись дела, которым свет дает название не очень чистых дел…»
Но ведь не только автор, читатели и литературоведы могут дать характеристику Чичикову. В поэме мы находим, характеристику на Чичикова, данную теми героями, у которых Чичиков покупал мертвые души». (Ученики читают эпизоды, в которых даны характеристики) «Манилов с восторгом отзывается о Чичикове. Коробочка считает его плутом. Чичиков – шпион и Наполеон, по мнению Ноздрева. Собакевич с уважением думает о Чичикове как о большом мошеннике. Плюшкин по глупости и жадности своей благодарен Чичикову. Да и чиновники благосклонно относятся к Чичикову».
Учитель «Вывод: Чичиков произвел на всех приятное впечатление, значит Чичиков – хороший человек!? Но в представлении кого – ничтожных личностей, которые сами подобны «мертвым душам». Но нам все же надо узнать кто такой Чичиков? Для этого заполним таблицу:
Что сближает Чичикова с помещиками
Чем Чичиков отличается от помещиков
Как Манилов размечтался и воображал себя помещиком, Коробочка хранит в мешочке деньги, в собирании всякого хлама не уступает Плюшкину, как Собакевич – неуступчивый в денежных делах, а солгать может не хуже Ноздрева. Чичиков не заботится об общественном благе. Вся деятельность Чичикова корыстна и противоречит нравственности и человечности. Вывод: Чичиков является «собирателем» отрицательных черт всех помещиков.
У Чичикова есть прошлое. Прошлая жизнь проходит перед нами. Чичиков размышляет, пытается проанализировать свои поступки. Характер Чичикова дан в развитии, обладает энергией и волей, начинает «с нуля» и пробивает дорогу собственными усилиями, он целеустремленный, умеет вести «дела» (из ряда нечистых), умеет поддерживать разговор, обладает широкими интересами, умеет легко перевоплощаться, умеет найти к каждому подход. Мимикрия Чичикова решает все. Если собрать вместе все положительное, что есть в Чичикове, то получается образ интересного делового человека.
Учитель: «Но почему автор называет Чичикова подлецом»? (Главная цель в жизни Чичикова – деньги. Не нравственных идеалов. Все средства для достижения средства хороши, даже самые плохие. Чичиковым движет одна страсть – приобретение, деньги – единственная цель его жизни. Если нужно - Чичиков угодничает, идет на обман, совершает предательство).
Учитель: « Но почему Чичиков стал таким?» (Такие отрицательные качества развились в Чичикове не просто так: повсюду распространены взятки, поборы, истинным хозяином становится капитал).
Учитель: «Через работу с текстом мы поняли, что жажда обогащения, отсутствие идеалов привели к омертвению души Чичикова. Можно ли назвать Чичикова «мертвой душой»? Или Гоголь наделяет героя живыми человеческими чувствами?» (ученики делятся на две группы, одна доказывает, что человеческое чувство не чуждо Чичикову, другая – доказывает обратное, обе группы опираются на текст).
Первая группа доказывает наличие живых чувств у Чичикова на примере эпизодов встречи с блондинкой на дороге и сцена на балу.
Вторая группа проявляет несогласие и зачитывает реплику Чичикова после того, как экипаж блондинки скрылся из виду. «О любви Чичикова к блондинке не может быть и речи. Его интересует приданое – 200 «тысячонок». Чичиков в этой сцене прежний: расчетливый, лишенный способности любить. На балу проявляется недоверие автора в способность Чичикова любить».
Учитель: «Анализ данных эпизодов еще раз подчеркивает двойственность главного героя поэмы. Гоголь осторожен в выборе эпитетов, характеризующих Чичикова: смущение, но «не чувство любви», похож на «поэта», но не «поэт». Интересно, есть ли надежда на возрождение героя? Имея за спиной прошлое, Чичиков мог иметь и будущее. Гоголь верит в способность русского человека измениться, а значит, измениться может и Чичиков в 1,2,3 томах. Но как не верил Гоголь в духовное возрождение Чичикова, его духовное исправление давалось с трудом, и за 9 дней до смерти Гоголь сжигает 2 том. После всего, что мы узнали о Чичикове, нам надо ответить на вопрос: кто такой Чичиков? Наверное, каждый из вас выбрал для себя высказывание того литературоведа, чья позиция вам ближе. На уроке мы рассмотрели разные точки зрения. Мы видим, что Чичиков – несбывшаяся надежда автора, тот, с кем Гоголь связывал светлое будущее России. Этот человек с большими возможностями, хотя и «подлец». Страсть к наживе захватила все его существование. Есть ли у Чичикова литературный предшественник?»
«Молчалин».
Учитель: «Молчалины блаженствуют на свете! Можно ли отнести эти слова к Чичикову?»
«Чичиковы живучи. Их самоотверженность и терпение позволяют им постоянно возрождаться. Этот образ вечен, т.к. цель- обогащение - привлекательна. Привлекает быстрота достижения цели.
Учитель: «Страшны ли Чичиковы?»
«Чичиковы тем и страшны, что на первый взгляд все благополучно, если бы не полная их бездуховность. Чичиковы освобождаются от всего человеческого, беспощадны к тем, кто встает на их пути».
5.Подведение итогов, задавание д/з.
Учитель «Таким образом, проанализировав образ Чичикова, мы пришли к выводу, что воплощает в себе все худшие качества. Такие люди есть среди нас, они бездуховны, живучи, страшны».
Домашнее задание: ответить письменно на вопрос «Кто же он? Стало быть, подлец?» Групповые задания: 1) подготовить сообщение об образе русского народа в поэме; 2) лирические отступления в поэме; 3)как оценил В.Г. Белинский поэму?
Литература:
Коровина В.Я.Литература.9класс.Учебник,2013г.
Журнал « Литература в школе».
Литература. Приложение к газете «Первое сентября».
Литература в таблицах. Сост. Полухина и др. – М., 2000.
Фогельсон И.А. Литература учит. - М., 1998.
Турьянская М.В., Гороховская Н.И. Литература 19 века: материалы для подготовки к экзаменам. - М., 2002.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ