Конспект урока литературы во 4 классе «И.А. Крылов «Ворона и Лисица»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение средняя общеобразовательная школа № 49
г. Шахты Ростовской области
Конспект урока литературы
во 4 классе
«И.А. Крылов «Ворона и Лисица»
подготовила: учитель начальных классов
Гусева Елена Васильевна
г. Шахты
2014 г.
Этапы урока
1. Организационный
момент.
2. Подготовительная
работа.
3. Проверка домашнего задания и актуализация знаний.
4. Постановка цели.
5. Открытие знаний детьми. (Организация восприятия и осмысления новой ситуации).
6. Творческое применение знаний.
7. Обобщение.
8. Итог урока.
9. Домашнее задание.
10. Оценивание.
Содержание этапов
Психологический тренинг. ( Дети стоят в круге, взявшись за руки).
-На части не делится солнце лучистое,
И вечную землю нельзя поделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить!
- Улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения.
-Сегодня на уроке мы будем работать в группах. Ребята, посмотрите на эмблемы, на каждой из них герой басни или предметы, которые описываются в них. А на столах по одной иллюстрации из басни. Соотнесите изображение на эмблеме с иллюстрацией и займите свои места.
1 группа: иллюстрация к басне «Лебедь, Щука, Рак».
2группа: иллюстрация к басне «Слон и Моська».
3группа: иллюстрация к басне «Мартышка и Очки».
4группа: иллюстрация к басне «Лисица и Виноград».
(дети, вспомнив героев басен, занимают свои места)
-Вспомним правила работы в группе.
(Дети зачитывают правила, отпечатанные на листах, и прикрепляют к доске.)
1. Работать дружно, быть внимательным друг к другу, вежливым, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь.
2.Своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца.
3.Качественно выполнять работу (как задумано, аккуратно, без ошибок).
4. Каждый из группы должен защищать общее дело и свое в частности.
-Давайте вспомним , с каким литературным жанром мы познакомились на прошлом уроке? (басня)
-Назовите автора и название произведения, над содержанием которого работали? (И. А. Крылов «Трудолюбивый Медведь»).
-Я предлагаю вам выполнить задание в группах. Возьмите конверт №1 и приступите к выполнению задания.
Задание для 1 группы.
Перед вами биография И.А.Крылова с лишними данными. Исключите их из текста.
Иван Андреевич Крылов родился в семье армейского офицера. Уйдя в отставку, его отец поселился с семьей в Твери. Первоначальное образование Крылов получил дома под руководством матери. Когда мальчику исполнилось 9 лет, его отец умер. Мать упросила местное начальство принять её девятилетнего сына принять на службу. Ребёнок был обязан переписывать скучные бумаги.
Вскоре семья переехала в Москву. Мать попросила своего знакомого писателя, чтобы тот пристроил Крылова в лицей. Лицей был не обычной школой, а чем-то особенным.
Крылов любил в свободное время посещать народные сборища, торговые площади, качели, кулачные бои.
Главным делом жизни становилась литература и театр. В 14 лет он написал первую пьесу, писал стихи. В 1804 году И.А.Крылов попробовал свои силы в переводе басен французского писателя Лафонтена. Но это били не только переводы, сколько самостоятельные произведения. И.А.Крыловым создано более двухсот басен.
Задание для 2 группы.
1. Какое художественное произведение называется басней?
_______________________________________________________
2.Кто является её действующими лицами?
_______________________________________________________
3. Что такое мораль басни?
_______________________________________________________
Задание для 3 группы.
Найдите значение слов, используя толковые словари:
ЛЕСТЬ – ___________________________________________
ЛЬСТИТЬ – ___________________________________________
ЛЬСТЕЦ – ___________________________________________
ВЗГРОМАЗДИТЬСЯ- ____________________________________
Задание для 4 группы.
1. Подбери синонимы к словам:
ТЕРПЕНЬЕ- ______________________________________________
ПОГУБИТ- ______________________________________________
НЕСМЕТНОЕ ЧИСЛО- ______________________________________
НЕ ДАЁТСЯ ДЕЛО- ________________________________________
2.О каких человеческих качествах заставляет задуматься И.А.Крылов в басне «Трудолюбивый Медведь»?
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Отвечает один от группы в следующем порядке: 1группа, 2 группа, 4 группа, 3 группа.
-Ребята, отгадайте загадку.
На дереве сидит, «КАР-КАР» кричит?
-Кто это? (ворона)
-Вы в жизни видели ворону, опишите её, какая она?
(ответы детей) слайд 1: ворона, ниже скороговорка: «Проворонила ворона воронёнка»
-Прочитайте хором. Что значит проворонила? (упустила, просмотрела)
Задания для каждой группы: прочитать скороговорку с чувством жалости, с вопросительной интонацией, сердито, с чувством укора.
-Мы неслучайно вспомнили про ворону. И.А.Крылов тоже не оставил без внимания эту птицу и написал о ней басню. Многие из вас слышали о ней. Как называется басня? (Ответы детей) («Ворона и Лисица»)
-Над чем мы сегодня будем работать?
(Над содержанием басни «Ворона и Лисица».) Слайд 2: иллюстрация к басне
-Прочитайте эпиграф к уроку.
«Люблю, где случай есть, пороки пощипать» И.А.Крылов
- Как вы понимаете выражение «пороки пощипать»?
-Послушайте басню. (Запись басни в исполнении мастеров слова)
-Я, думаю, прослушав басню, у вас появились мысли. Прочитайте басню про себя и подумайте, о чём это произведение: о хорошо знакомой нам птице и животном или о чём-то ином?
(ответы детей)
Словарная работа.
-Подчеркните в тексте слова, значение которых вам не знакомо.
(дети зачитывают слова) слайд 3:
ГНУСНЫЙ - внушающий отвращение, омерзительный
ВСЁ НЕ ВПРОК – не на пользу
ПЛЕНИТЬ – покорить чем-либо, очаровать
ВЕЩУНЬЯ – предсказательница
ЗОБ – у птиц и насекомых: расширенная часть пищевода, где накапливается пища
-Возьмите на столах конверт № 2. Ознакомьтесь с заданием для группы.
Замените слова и словосочетания подходящими по смыслу словами из басни.
1 группа:
Хитрит, лукавит, заискивает—ВЕРТИТ ХВОСТОМ
Смотрит пристально, не отрываясь — ГЛАЗ НЕ СВОДИТ
2 ГРУППА:
Каркнула очень громко — ВО ВСЁ ГОРЛО
Подходит тихо, осторожно—НА ЦЫПОЧКАХ
3 группа:
Утратила способность здраво рассуждать – ВСКРУЖИЛАСЬ ГОЛОВА
4 группа:
Исчезла, скрылась – БЫЛА ТАКОВА
Трудно дышать – ДЫХАНЬЕ СПЁРЛО
Физминутка.
(выполняют в круге)
(Учитель читает басню «Ворона и Лисица», дети показывают движения)
После физминутки, учитель предлагает детям, обратить внимание, на каком цвете изображена их эмблема. Соотнести с цветом подставки, на которую прикреплена иллюстрация басни на столах. Разделиться на группы по цвету. Таким образом состав групп поменялся.
Назовите главных героев басни.
- Ворона и Лисица – главные герои басни. Но наряду с ними важное значение приобретает и объект, на который направлены все усилия и действия героев. Какой? ( сыр)
-С незапамятных времён сыр на Руси был редкостью и считался заморским лакомством, тем ценнее оказалась для Вороны её диковинная находка.
- Какое выражение употребляет Крылов, подчёркивая, что Ворона не стащила сыр, а наткнулась на него случайно?
Вместо того чтобы сразу съесть сыр, птица раздумывает о посланном ей лакомстве.
- Почему Лиса остановилась под деревом?
- Как Крылов говорит об этом? (Лисицу сыр пленил)
- Что она придумала, чтобы выманить сыр?
- Прочитайте, как Крылов характеризует Лисицу?
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша….
- Как Крылов называет Лисицу?
- Почему она на цыпочках подходит к дереву?
- Почему Лисица вертит хвостом?
- Как понимаете значение «с Вороны глаз не сводит»?
(смотрит пристально)
- Как Лисица разговаривала с Вороной?
- Как она хвалила Ворону? Что ей говорила?
- Прочитайте ласковые слова Лисицы.
- Была ли эта похвала заслуженной?
- Проследите по тексту, какие глаголы использует Крылов, описывая действия Вороны?
ВЗГРОМОЗДИЛАСЬ
СОБРАЛАСЬ
ПРИЗАДУМАЛАСЬ
ДЕРЖАЛА
ВСКРУЖИЛАСЬ
КАРКНУЛА
- На что они указывают? Какой была Ворона?
(глупой и доверчивой)
- Давайте создадим образы наших героев. Слайд 4: моделирование.
Ворона: глупая, доверчивая, наивная, любит лесть, нерасторопная
Лисица: хитрая, лживая, льстивая, коварная, неискренняя
Работа над выразительностью чтения.
Басня делится на 4 части. Каждая группа готовит выразительное чтение своей части. Затем, по одному от группы выходят к доске и выразительно читают каждый свою часть. Дети слушают басню.
- Какова мораль этой басни? Прочитайте хором. Как вы понимаете смысл?
-«Лесть гнусна, вредна», об этом говорили не раз: «Уж сколько раз твердили миру», но всё не в пользу, « не впрок». И в сердце льстец всегда отыщет уголок, т. е. пока будут любители лести, как Ворона, и льстецы, как Лисица.
-Давайте эти образы обыграем.
(чтение басни в лицах)
- Прочитайте пословицы. Слайд 5
«Верь своим очам, а не верь чужим речам».
«На языке медок, а на сердце ледок».
«У лести нет чести».
- Какие из них подходят к басне?
-Как вы понимаете их смысл?
(ответы детей)
Обобщение ответов детей.
- Ворона должна знать, что она некрасивая. Нужно было верить своим газам, а не льстивым речам Лисы.
- Лиса говорила Вороне ласковые слова, а сама только и ждала, чтобы она каркнула, и сыр выпал.
- Лесть и честь – понятия противоположные. Льстивый - отрицательная черта характера, честный – положительная. Где лесть, там нет чести. Лиса льстила, обманывала Ворону, говорила, что она красивая. Где лесть, там хитрость, обман.
Рассматривание выставки книг «Басни Крылова».
- Ребята, для чего нужно читать басни Крылова?
(Чтобы быть умнее, уметь замечать пороки у людей и бороться со своими недостатками).
- Какие пороки (плохие черты характера людей) любил «пощипать» Крылов?
- Что он высмеивал в баснях?
(глупость, податливость, Лесть, хитрость, коварство, лицемерие, подлость)
- Он осуждает беспечность (надо думать о завтрашнем дне), чёрствость (бездушие), эгоизм (себялюбие), легкомысленность и ветреность.
- Какие виды работ сегодня на уроке вам больше всего понравились?
- Как знания о баснях пригодятся вам в жизни?
Обогатят нас знанием жизни. Читая басни, мы становимся умнее, узнаём что-то новое и важное о себе и людях.
- Мне хочется пожелать вам, ребята, идти рядом с баснями Крылова, перечитывать их, задумываться о себе, поступках других, и тогда, я думаю, ваша жизнь будет лучше, богаче и интереснее.
- Если вы выполните домашнее задание, то в дальнейшей вашей жизни вы научитесь бороться с недостатками, которые мешают людям жить в мире, согласии и счастье.
- Возьмите на столе конверт №3 и посмотрите на домашнее задание.
Задание разноуровневое.
Подготовь выразительное чтение басни. Нарисуй иллюстрацию.
*Выучи басню наизусть или составь рассказ из жизни,
напоминающий сюжет басни.
- Ребята, вы хорошо сегодня работали на уроке , поделились знаниями о баснях И.А.Крылова.
(выставление отметок)
Задачи этапа
Включить ребенка в деятельность.
Развивать коммуникативные способности. Создать условия для самореализации каждого ученика.
Проверить усвоение полученных знаний.
Подвести к самостоятельному определению цели урока.
Выявить знания детей по теме урока.
Расширить знания о структуре и композиции басни.
Развивать речь, правильную дикцию.
Развивать умение самостоятельно делать выводы.
Создать мотивацию для закрепления материала в домашних условиях.
Формы и методы
Психологический тренинг.
Активные методы обучения.
Решение задачи с лишними данными.
Работа со словарем.
Чтение басни в лицах.
Комментарий.
Диалог.
Список литературы.
Литературное чтение Э.Э.Кац 4 класс
Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению: 3 класс. – М: ВАКО, 2007. – 288 c.
Интернет - ресурсы:
http://kostyor.ru/biography/?n=83
Картинки к басне Крылова Ворона и Лисица
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ