Конспект урока литературного чтения в 4 классе "Загадки Маршака"
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №10
г. Калининград
Конспект урока литературного чтения в 4 классе
“Загадки Маршака”
Подготовила
учитель начальных классов
Бондарева Наталья Владимировна
г. Калининград
2011
Цель урока – учить анализировать текст, вычленять существенное, а также отработка навыков действий по алгоритму.
Основные задачи – расширить знания о творчестве С. Я. Маршака, побудить к творчеству, игре воображения.
Ход урока
Организационный этап
Сообщение темы и целей урока.
На данном этапе сообщается тема урока. Дети высказывают свои предположения о том, что ждет их на уроке. Подходят к мысли, что на уроке будут анализировать тексты загадок Маршака и наблюдать за тем, как они составлены.
Также ученики отвечают на вопросы: “Нужно ли вам умение составлять загадки? Как оно может пригодиться вам в дальнейшей жизни?
Беседа.
В ходе данного этапа урока ученики слушают сообщение о С.Я. Маршаке, подготовленное ученицей класса, далее следует обсуждение доклада(Каким вы увидели Маршака? Как он относился к детям?). Ученики рассуждают о Маршаке, пытаются охарактеризовать его личные качества, рассматривают портрет (Обратите внимание на глаза, улыбку, о чем это нам говорит?).
Работа с текстами загадок.
Ученики получают таблицы, состоящие из двух столбцов
-
Отгадка
Слова-помощники
Некоторые ученики класса заранее получили задание инсценировать загадку Маршака. По очереди ученики показывают свои постановки, после каждой загадки следует обсуждение, анализ.
Отгадку ученики записывают в первый столбик, затем в тексте загадки находят слова, которые помогли найти отгадку.
а) две ученицы инсценировали следующую загадку:
Он - ваш портрет, во всем на вас похожий
Смеетесь вы – он засмеется тоже
Вы скачете – он вам навстречу скачет.
Заплачете – он вместе с вами плачет
В таблицу записали следующее:
Отгадка
Слова – помощники
Отражение
Ваш портрет
Во всем на вас похожий
Повторяет все действия
б) следующая ученица инсценировала загадку:
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет,
И никуда я не пойду
Покуда он идет.
В таблицу записали следующее:
Отгадка
Слова – помощники
Дождь
Шумит
В дом не попадет
Человек находится дома
в)две ученицы инсценировали следующую загадку:
Всегда шагаем мы вдвоем,
Похожие как братья,
Мы за обедом под столом,
А ночью – под кроватью.
Записали в таблицу:
Отгадка
Слова – помощники
Сапоги (тапочки и т.п)
Всегда вдвоем
Похожие
г) ученица инсценирует загадку :
Держусь я только на ходу,
А если встану – упаду.
Записали в таблицу:
Отгадка
Слова – помощники
Велосипед
Держится только на ходу
Падает, если останавливается
д) ученица инсценирует отрывок из загадки:
Спозаранку, за окошком
Стук и звон, и кутерьма,
По прямым стальным дорожкам
Ходят красные дома.
В таблицу записали следующее:
Отгадка
Слова – помощники
Трамвай
Стук, звон
Прямая стальная дорога
Красный дом
В таблице остается место для одной загадки. Эту загадку дети составят сами.
Обобщение
На данном этапе ученики рассуждают о языке Маршака, его речевых оборотах, найденных образах, также дают себе оценку: поняли ли они как составляют загадки, что для этого нужно, смогут ли составить загадку самостоятельно?
Закрепление. Творческая работа.
Ученики делятся на группы, выбирается капитан. Каждая команда получает конверт, в котором лежит отгадка. Задача детей записать отгадку в табличку, подобрать слова- помощники, которые замаскируют отгадку и попробовать составить загадку, возможно рифмованную.
В конвертах находятся слова: очки, единица, мяч, карандаш (перо), фонтан.
По окончании групповой работы, капитаны зачитывают получившиеся загадки, а остальные группы пытаются отгадать.
Отгадки, полученные в конвертах, являются отгадками на загадки Маршака, которые не были инсценированы в ходе урока. После того, как капитан зачитал загадку и ее отгадали, учитель читает загадку Маршака и ученики сравнивают как замаскировали слово они и как Маршак, находят сходства и различия.
В случае возникновения трудностей при составлении загадок, учитель может раздать командам конверты - подсказки, в которых находятся слова – помощники.
Рефлексия
В ходе данного этапа урока ученики делают выводы о том, смогли ли они понять, как составлять загадки, смогут ли придумать собственные.
Домашнее задание
Составить рифмованную загадку о временах года.
Список литературы:
Самуил Маршак. Загадки. М.: “Художественная литература” 1968 .
Кручина А.Г. Портреты русских советских писателей. - М.: “Книга”, 1984.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ