Урок литературного краеведения для 4 класса по творчеству «Л.Лапцуя «Песнь моя – моей земле»

Ладикова Любовь Павловна, учитель начальных классов

Муниципального казенного общеобразовательного учреждения

«Школа – интернат среднего (полного) общего образования»

Пуровского района Ямало - Ненецкого АО


Урок литературного краеведения

Тема: «Песнь моя – моей земле» по творчеству Л.Лапцуя


4 класс УМК «Школа России»


Цели: - приобщение учащихся к миру поэзии Леонида Лапцуя;

- развитие образного восприятия поэтических произведений.

Задачи:

- образовательные: - познакомить с жизнью и творчеством поэта Л.Лапцуя; совершенствовать технику выразительного чтения; учиться анализировать используемые автором средства языковой выразительности.

- воспитательные: воспитание любви к малой родине, бережного отношения к природе

- развивающие: развивать творческое мышление, воображение, речь. Развивать умение отобразить впечатление от прочитанных стихов в творческих работах.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация.


Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Тема урока.

Слайд 1.

- Сегодня мы проводим урок – путешествие по творчеству ненецкого писателя Леонида Лапцуя «Песнь моя – моей земле». На уроке познакомимся с его стихами, в которых он описывает тундру, её жителей, их занятия. Путешествие будет интересным. В пути с нами будут наши верные помощники – знания.

Слайд 2.

III. Работа над новым материалом.

– Как вы думаете, о чём пишет каждый поэт? (О родине, о любви, о дружбе, о горестях.)

- Чтобы понять содержание стихов Лапцуя, надо знать биографию поэта.

1. - В течение нескольких уроков нам предстоит встреча с удивительным человеком – Леонидом Васильевичем Лапцуем. Перед вами портрет писателя. Обратите внимание на его полуулыбку, выражение глаз. «Глаза – зеркало души» - слышали такую пословицу? Душа поэта наполнена добротой, любовью к родному краю, к тундре. Леонид Лапцуй родился в Ямальской тундре. Его семья всё время кочевала. Мальчик познал тяжёлый труд рыбака, пастуха в оленеводческой бригаде, рабочего в геологической партии.

Думаю, нам интересно узнать, каким был путь мальчика из тундры к литературе, как он стал известным поэтом.

2. Работа с учебником.

- Прочитаем в учебнике о Леониде Васильевиче Лапцуе. (Чтение биографии поэта).

- Что вы запомнили из биографии Леонида Васильевича? Обсудите в группах. (Дети отвечают, учитель коротко дополняет).

- Посмотрите на даты жизни. Он прожил недолгий век, всего 50 лет, но оставил нам замечательные книги – и все они о нашем крае, о Ямале (показ книг).

- На чём нам удобнее отправиться в поездку?

- Посмотрите, какой славный вертолёт ожидает нас.

- Обратим ещё раз внимание на тему урока: «Песнь моя – моей земле». Это слова из стихотворения Л.Лапцуя. Как вы понимаете эти слова? Земля - в каком смысле?

-. Начинаем наше путешествие.

Слайды 3 – 16.

- О чём же могут быть стихи Леонида Лапцуя?

- Он пишет о труде рыбаков, оленеводов, охотников, геологов. О красоте природы родного края. В творчестве Лапцуя, замечательного ямальского поэта, отразилась его горячая любовь к родному краю и его прекрасным людям. Тундра – это земля, на которой прошло его детство, юность, вся жизнь. Поэт много ездил по округу. Приезжал и в Самбург в 1974 году.

3. Работа с текстом по группам:

- лингвисты объясняют значение непонятных слов (работа со словарём);

- художники составляют устные словесные образы;

- артисты готовятся к художественному чтению

- Давайте послушаем стихотворение «За аргишом». (Наизусть читает подготовленный ученик).

- Как вы думаете, какое это стихотворение – грустное или радостное?

- А каково душевное состояние мальчика? Найдите в тексте слова, которые говорят об этом (лечу я, песня моя, настоящий помощник отца, с детства дорог, труд непростой, я песню свою напеваю).

а) самостоятельное чтение;

б) словарная работа;

аргиш – нарты, сцепленные друг с другом, как вагоны;

ягель – мох, который едят олени;

стойбище – место, где живут ненцы – оленеводы;

хорей – палка для управления упряжки.

в) чтение стихотворения по абзацам.

- Слушаем стихотворение «Язык ненцев» (читает подготовленный ученик).

- Как вы думаете, о чём это стихотворение?

а) самостоятельное чтение;

б) словарная работа;

- Слушаем стихотворение «Лов на Оби». (читает учитель).

а) работа с текстом;

- О чём стихотворение?

- С чем сравниваются волны?

- Заставляет ли вас улыбаться это стихотворение? Почему?

б) работа по группам.

Слайд 18.

IV. Остановка «Весёлый привал». Физкультминутка.

Слайд 19.

- О каких ягодах пишет поэт?

Родное приволье

Средь лежбищ тумана,

Где кочки, как волны,

Как рябь океана,

Спускалось в ложбинку,

Под локтем – лукошко,

За алой, за винной,

Медовой (морошкой)

Слайд 20.

- О ком поэт сказал такие строки?

- Он учит, как понять неровный почерк

Лукавых лап пушистого песца,

Как по следам идти весь день без лени,

Потом, устав, заночевать в снегу,

Как ставить чум, и как пасти оленей,

И как в пути одолевать пургу. (об отце)

Слайд 21.

- О ком идёт речь?

- Он утомительно и без страха

Лениво выкатывает язык,

Чтоб на него положили сахар.

И как тут

Полакомиться не дашь. (об олене)

V. Заключение.

- Продолжаем наш полёт. Возвращаемся в посёлок и подводим итог нашего путешествия.

- Творчество, какого поэта изучаем?

- О чём стихи Леонида Лапцуя?

- Леонид Лапцуй – это такой поэт, в творчестве которого каждый может найти что – нибудь для себя, для своей души. Даже одно и то же стихотворение каждый из нас воспринимает по - своему. Поэт хорошо знал и любил тундру. Его стихи объединены одной мыслью:

«Я жизни своей без тундры родимой

Представить никак не могу».

Его родина – тундра.

А что для вас родина?

VI. Домашнее задание

Слайд 22.

- Предлагаю выполнить творческое задание:

Напиши сочинение - миниатюру: «Моя родина – это…» или

Нарисуй иллюстрации к стихам поэта.

Наше путешествие по творчеству ненецкого писателя Леонида Лапцуя на сегодня закончилось.


Используемая литература:

  1. Северные родники: литературно-краеведческая хрестоматия для школ Ямало-Ненецкого автономного округа. – Сыктывкар, 1995 год, 423 с.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ