Урок литературного чтения во 2 классе «Тема правды и лжи в рассказе Н. Н. Носов «Карасик»



Муниципальное общеобразовательное учреждение
"Начальная общеобразовательная школа №9"
ХМАО - Югра Тюменской области
Урок литературного чтения во 2 классе.
Тема правды и лжи в рассказе Н. Н. Носов «Карасик»
подготовила
учитель начальных классов
Коваленко Людмила Алексеевна
г. Нягань
2011




Урок чтения.
Тема: Тема правды и лжи в рассказе Н. Н. Носов «Карасик».
Цели: 1. Продолжить знакомство с творчеством Н. Н. Носова.
2. Формирование сознательного читателя, читательских умений и навыков.
3. Отрабатывать навык быстрого и выразительного чтения.
Учить детей задумываться о прочитанном; сопереживать героям рассказа;
оценивать их поступки и поведение; учить понимать главную мысль
произведения, его идею.
Развивать наблюдательность, логическое мышление, связную речь, умение
анализировать.
Воспитывать доброе отношение ко всему живому, честность, правдивость.
Приобщать учащихся к чтению детской художественной литературы.
Оборудование: мультимедийная установка, карточки с заданиями для детей,
художественные книги, магнитофон, карточки со словами.
Ход урока.
1. Орг. момент.
Здравствуйте, ребята!
Я очень рада нашей встрече!
Вы любите читать?
Послушайте внимательно отрывки и подумайте,
из каких произведений они взяты?
1. «Тут шляпа повернулась и поползла к дивану.
- Ай! Ой! – закричали ребята.
- Я у – у –у – хо – хо – жу! – говорит Вовка.
- Почему?
- Шляпы бо – боюсь!»…
2. « - Мишка, - говорю, - что это? Почему каша лезет?
Куда?
Шут её знает куда! Из кастрюли лезет!
Мишка схватил ложку и стал кашу обратно в кастрюлю впихивать.»
3. «Котька пришёл домой радостный:
- Мама, я тебе огурцов принёс!
Мама посмотрела, а у него полные карманы огурцов,
и за пазухой огурцы лежат, и в руках ещё два больших огурца.
- Где ты их взял? – говорит мама.
- На огороде».
Учитель: - Вам они знакомы?
- А кто написал эти рассказы?
(на экране появляется портрет Н.Н.Носова)
- Кто является главными героями рассказов Носова?
- Что вы знаете об этом писателе? ( 2 –3 ответа)
Учитель: Николай Николаевич Носов написал очень много интересных рассказов о детях, но оказывается, он был не только писателем, но и режиссёром. Он занимался постановкой фильмов и мультфильмов. Выставка книг.
Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним рассказом, а каким, вы должны догадаться сами, разгадав кроссворд.
(на экране появляются картинки с рыбами, ребята угадывают,
1. м - к - у - 2. н - л - - а 3. ё - ш 4. - у - а 5. с - р о - 6. н - л - м 7. о - у - ь 8. карасик







- Как называется рассказ, прочитайте.
- В каких случаях мы говорим карасик?
(на экране появляется портрет Носова, название произведения, а внизу карасик)
Я озвучиваю его:
Я карасик пресноводный
Из семейства карповых
В речке я родился, вдруг,
Я попал в аквариум.
Учитель: - Какая же история приключилась с нашим карасиком, об этом вы узнаете,
прочитав рассказ.
- Приготовьте свои волшебные указки. Страница учебника 34.
Чтение под «звуковой ориентир».
Вам понравился рассказ?
А что больше всего вас взволновало, тронуло душу?
Ответы детей!
Давайте разберёмся. Почему так случилось?
Назовите героев рассказа:
(Ребята называют героев рассказа, а я на доске пишу схему, на экране появляются
картинки: Виталик, Мурзик, Серёжа, карасик)






- интересовался кормил менял воду заботился - Как плавал карасик, покажите. Как он резвился в аквариуме, выпускал воздух, нырял. - А как ему стало в банке, покажите (тесно, негде развернуться)
Физминутка!!!
серебристый красивый хороший маленький

- Как к нему относился Виталик сначала?
И
зменилось ли его отношение к рыбке потом? - Почему?
привык забывал кормить обменял

- Сразу ли согласился Виталик на обмен? (Ответы ребят)
- И всё же, ОБМЕНЯЛ!
Прав ли он был? Почему?
Правильно ребята. Потому что это братья наши меньшие.
- Прочитайте слова из повести «Маленький принц.»
Н
а экране слова: А. Экзюпери «Мы в ответе за тех, кого приручили»
На экране появляется картинка с. 37
Закройте глаза и представьте состояние мальчика.
К
акие чувства он испытывал?
растерянность задумался волновался боялся
переживал
- За кого переживал Виталик? (За карасика, Мурзика)
- А больше всего он переживал за … СЕБЯ.
- Почему? (Боялся, что мама его накажет, …)
А можно было бы всё это избежать? Можно!
- Если бы Виталик сразу сказал маме …ПРАВДУ!
Что такое, правда?
( честность, добро, справедливость, свет, солнце…)

( на экране появляется рисунок)





правда






- Для чего нужна, ПРАВДА?
Я сейчас раздам вам карточки со словами, а вы составьте из них предложение.
Работа в группах «Грамконструктор»
1 пострадать От твоего может невинный обмана
2 совершил нужно признаться поступок то в этом плохойЕсли ты
говоришь становится правду Когда ты то тебе самому легко на душе
3.
Правда - светлее солнца, правда - чище ясного неба.
Даль.
Спасибо за урок! Вы работали очень хорошо! Молодцы!
Дома: - Придумайте своё продолжение рассказа…
- Как бы ты поступил на месте Виталика? Подумай!
- Представь себя на месте Мурзика, как бы ты себя повёл?
Список используемой литературы
1. Н. Н. Носов "Мишкина каша". РИО "Самовар 1990"
2. С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова "Толковый словарь русского языка"
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ