Конспект урока на тему "Бытие природы и человека в лирике Б.Л. Пастернака"
Бытие природы и человека в лирике Б.Л. Пастернака
Мир – это музыка, к которой надо найти слова.
Б.Л. Пастернак
Цель: сформировать знание о художественном мире Б.Л. Пастернака
Задачи: 1. вызвать интерес к личности Б.Л. Пастернака, работать над выявлением онтологических мотивов в лирике;
2. развивать навык онтологического анализа стихотворений;
3. побудить интерес и чуткость к поэтическому слову; воспитать интерес к исследовательской работе.
Ход урока
Организационный момент
Приветствие. Целеполагание.
Слово учителя
22 февр. 1690 г.
«Дорогая Олюшка, бездеятельная оторванность от привычек делового дня дает себя чувствовать. Н.А. отдала в мое распоряжение свою собственную комнату, а сама с Зиной помещаются в комнате внука… Кругом удивительные, полные самопожертвования, люди… Я хочу, как я говорил тебе, эти две недели употребить на то, чтобы наконец докончить Пруста, которого я почитываю понемногу. Мне начинает казаться, что помимо романа, премии, статьи, тревог и скандалов, по какой-то еще другой вине жизнь последнего времени превращена в бред и этого могло бы не быть…»
Письмо Б.Л. Пастернака О. Ивинской. Продано 27 ноября 1996 г. на аукционе «Кристи» в Лондоне за 23 тыс. долларов.
В этом году исполняется 120 лет со дня рождения Б.Л. Пастернака. Поэта, чье творчество невероятным образом сочетает в себе традиции золотого века и новаторство серебряного века.
Родился он 10 февраля 1890 г. 10 февраля 1837 года умер Пушкин. Случайность? Совпадение? Судьба? Творческий путь Пастернака тернист и сложен. Его поэзия вызывала разноречивые оценки. Лауреат Нобелевской премии 1958 г. «за значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского романа»
Сталин сказал о нем, как о юродивом: «Оставьте в покое этого небожителя».
В своей автобиографической повести «Охранная грамота» Б. Пастернак пишет о том, как еще мальчиком любил в одиночестве бродить по саду или парку. Отношение к природе как к священному храму и человеку, как части природы, воспитанное с детства, нашло отражение в поэзии Пастернака.
Главным условием понимания лирики Пастернака является знание его философской модели природы как «божьего храма».
Анализ стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать!»
Этим стихотворением неизменно открываются все сборники избранной лирики Пастернака.
а) почему поэт выбирает февраль? (февраль – месяц очищения. В античности был связан с магией плодородия. Зодиакальный знак – Водолей, означающий универсальность в отношении к искусству. Символ Водолея – вода. 2 извилистые линии – знак Водолея – означают двух змей мудрости: интуицию и рацио. Уже в самом понятии февраль содержится идея двойственности)
б) определите 2 темы стихотворения. Как они взаимодействуют друг с другом? (тема весны - природная и тема творчества - человеческая, природа и человек тесно связаны, они тесно взаимодействуют друг с другом. Явления природы оказывают влияние на явления человеческой жизни, отражают их)
в) проследите за тем, с какой лексикой связан февраль. Как можно объяснить выбор таких слов? (февраль – месяц зимы, однако все слова характерны для описания весенних месяцев. Это объясняется тем, что природа начинает творческий процесс не по временным рамкам и влияет своим состоянием на состояние человека)
г) Благовест – колокольный звон, возвещающий о начале церковной службы. Его звон соединяет небо и землю. Связь с Благовещением – весенний праздник.
Чем объясняется появление Благовеста в февральской картине природы?
д) раскройте символическое значение черного цвета в данном стихотворении
Более детальное уподобление, слияние мира человека и мира природы
мы наблюдаем в стихотворении «Сестра моя – жизнь».
Анализ стихотворения «Сестра моя – жизнь»
а) подумайте, какова лирическая ситуация стихотворения? (лирический герой влюблен, он путешествует в поезде; о нем читателю ничего неизвестно)
б) как поэт передает чувство влюбленности? Есть ли в стихотворении образ возлюбленной? (чувство влюбленности передается с помощью природных ассоциаций, природа одухотворена, она сочувствует лирическому герою. На это указывает первая строка: в ней представлено соединение человеческого начала (сестра) и природного начала (разлив реки). Образа возлюбленной в стихотворении нет, поэтому можно говорить или о поэтической музе, или о самом состоянии влюбленности, или об ожидании любви)
в) обратите внимание на противопоставление в первой строфе. Каких людей Пастернак называет «люди в брелоках»? («люди в брелоках» - люди пошлого мира, им неведомо соединение с природой, они погрязли в повседневной рутине, мещанстве и мелочности интересов. Выведение формулы: пошлость+бесчувственность+ограниченность + замкнутость)
г) как представлено бытие природы в жизни человека? (природа и человеческая жизнь органично сочетаются в личности лирического героя. Бытие природы вносит гармонию в жизнь лирического героя, заменяет ему обмельчавший мир)
д) сборник «Сестра моя – жизнь» посвящен М.Ю. Лермонтову. Чем данное стихотворение близко лермонтовской поэзии? (выявляется мотив противопоставления поэта и толпы, однако в данном стихотворении отсутствует мотив гордого, добровольного одиночества. Лирический герой одинок, так как он не может жить в пошлом мире)
е) подумайте, каково место природы в данном стихотворении? Как это может быть связано с позицией самого Пастернака? (природа – главный лирический герой стихотворения, она очеловечивается, поэтому выполняет все функции человека, обладает всеми его способностями, но ее духовный мир гораздо шире, чем мир человека)
Подтверждая наш вывод о том, что природа – главный лирический
герой у Пастернака, поработаем над стихотворением «Июль»
Анализ стихотворения «Июль»
а) почему поэт обращается к июлю? Вспомните народные приметы.
б) что напоминает по своей структуре и содержанию первая часть стихотворения? (загадка. Фольклорный жанр, что напоминает читателю о народном восприятии июля)
в) в стихотворении много олицетворений. Почему нужно столь частое их использование? (благодаря этому тропу июль одухотворяется, становится лирическим героем стихотворения. Постоянное употребление олицетворения способствует созданию цельного «очеловеченного» образа июля)
г) какой цельный образ июля мы можем составить? Какие детали, предметы быта в него будут включены?
Человеческое природное
Июль-домовой одуванчики
Июль-кот зной
Июль-ребенок июльский воздух
Тип: дачник-отпускник тип: творческая сила
Обратимся к словам, сказанным в начале урока: природа – храм.
Поработаем над стихотворением «Когда разгуляется».
а) работа над цветосимволами: белый-красный-черный-синий-зеленый-золотистый. О чем говорит использование этих цветов в стихотворении? (данные цвета отражают основные цвета природы, а, значит, естественного хода жизни. Их контраст, постоянная смена создают смену времен года, колорита природы, позволяет связать цветосимволику с чувствами и различным психологическим состоянием человека: белый – чистота, первозданность, красный – страсть, тепло, черный – страх, синий – спокойствие, безмятежность, зеленый – молодость, золотистый – солнечный свет, красота)
б) в чем первопричина природы и жизни на земле? (первопричина – солнечный свет. Он разлит по всей земле, поэтому пропитывает все живое своей жизнетворящей энергией)
в) как действует солнечный свет на все живое? (солнечный свет дарит тепло, красоту, насыщает жизненными силами землю. Это связь с высшим миром)
г) какие художественные средства использует поэт для изображения храма природы?
д) в чем выражено соотношение времени человека и времени природы в стихотворении? (время человека ограничено жизнью, время природы – вечность. Поколения людей сменяют друг друга на фоне гармонии вечной природы. Она остается единственной константой жизненного хода на земле)
Обобщение. Ответьте письменно на вопрос:
Почему поэту дано услышать голос природы?
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ