Урок внеклассного чтения по рассказу «Финский нож и персидская сирень»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Квитокская средняя общеобразовательная школа №2»
Урок внеклассного чтения по рассказу «Финский нож и персидская сирень»
(номинация « Методическая разработка»)
Разработала: Ковальчук Светлана Петровна,
учитель русского языка и литературы
МОУ «Квитокская СОШ №2»
Автор: А. В. Вампилов
Произведение: «Финский нож и персидская сирень».
Тип: комбинированный урок.
Тема урока: Урок внеклассного чтения в 7 классе по рассказу «Финский нож и персидская сирень».
Цели урока.
Воспитательная: формировать у учащихся гуманное отношение к окружающим.
Обучающая: опираясь на характеристики героев, проанализировать текст, увидеть те проблемы, которые затронул писатель
Развивающая: развивать читательский интерес учащихся, коммуникативные навыки.
Теория литературы: тип, метафора
Оборудование: 1. Компьютерная презентация
2. Проектор.
3. Карточки – информаторы для учащихся.
Эпиграф:
Случай, пустяк, стечение обстоятельств иногда становятся самыми драматическими моментами в жизни человека.
А.В. Вампилов «Стечение обстоятельств»
2…сад зарос, но остался садом…
А. В. Вампилов «Финский нож и персидская сирень»
На доске запись: «Обращая внимание на дурное, автор надеется, что труд его не пропадёт даром, и хотя бы в небольшой мере будет способствовать изменению к лучшему». Е. Л. Якушкина.
Ход урока.
I Организационный момент.
II. Мотивационное начало. Выход на тему урока. (На демонстрационном экране – портрет А.В.Вампилова, название произведения. Слайд 1)) Звучит любимый романс А.В.Вампилова "Гори, гори моя звезда"
III Слово учителя. Вы, знаете, что в народе есть поверье: когда человек уходит из жизни, Вселенная отзывается на эту печаль, и на небе зажигается еще одна звезда. Звезда, от которой становится светлее, от которой этот мир становится добрее и справедливей.
Такой доброй звездой стал и Александр Вампилов. Друзья готовили Вампилову свои, интересные литературные подарки на 35-летие, а он погиб в волнах Байкала, не дожив двух дней до этой даты.
Александр поехал порыбачить с другом. Но их лодка на полном ходу натолкнулась на невидимое под водой бревно-топляк, стала тонуть. Вампилов поплыл к берегу, до которого было недалеко, но
слишком студеной оказалась вода, поднятая недавним штормом с байкальских глубин. Слишком тяжелой стала теплая куртка, когда намокла. Александр не доплыл до каменистого берегового откоса всего
несколько метров.
На берегу озера Байкал в посёлке Листвянка стоит памятник Вампилову, замечательному писателю-драматургу, прекрасному человеку. (Слайд 11)
На прошлом уроке вы познакомились с биографией писателя, знаете, что он вырос в учительской семье: мама - учитель математики, завуч школы; папа (которого сын почти не знал) - учитель литературы. В_ семье Александр впитал подлинную интеллигентность, чуткость, определенность во взглядах на жизнь, искренность суждений. Писатель знал, что его назвали в честь великого русского поэта А.С.Пушкина, так как 1937г. - это год, когда страна отмечала грустную столетнюю дату со дня смерти поэта.( Рассказ учителя сопровождается показом презентации)
Цель урока: Сегодня на уроке мы с вами вместе должны попробовать глубоко поработать над текстом рассказа Вампилова "Финский нож и персидская сирень",поучиться делать выводы, опираясь на текст, изучая текстовые характеристики, глубже познакомиться с некоторыми литературоведческими терминами. И, безусловно, не должны забывать о выразительном чтении при цитировании. И я надеюсь увидеть сегодня на уроке вашу зрелость.
IV Проверка домашнего задания
Рассказ "Финский нож и персидская сирень" был написан в
1958 году, когда Вампилов учился на Ш курсе историко-филологического факультета Иркутского госуниверситета. Сам молодой человек (21 год), начинающий писатель рассказал в своем произведении тоже о молодых людях студенческого возраста.
Скажите, сколько персонажей в рассказе, назовите их.
(2 персонала: грабитель-юноша лет 19, Оленька Белянина, студентка).
Дома вы должны были проделать кропотливую работу с текстом, выписать характеристики грабителя и девушки по следующим направлениям: внешность (включая одежду, лицо, манеры) детство и образование и особенное в характеристике.
Итак "Финский нож и персидская сирень".
Характеристика девушки и грабителя, данная автором.
I. Внешность (он, она). (Учащиеся читают выписанные характеристики, поочередно: он и она).
Какой вывод можно сделать нам, читателям, судя по внешности?
2. Далее шагнем от внешности, манер, одежды к детству наших героев, их образованию.
Она (учащиеся зачитывают все, что выписали)
Он (учащиеся зачитывают всё, что выписали)
Что вы узнали об Оленьке Беляниной? (Что v нее все в жизни было гладко. Она прошла тихим ровным путем через школьные годы в студенческую аудиторию).
Обратите внимание, ребята, какую огромную информацию о героине Вампилов смог уложить в одно предложение.
Д.Сергеев так писал об этом качестве своего друга: "Его свойство - не говорить много, чаще ограничиваться короткой репликой, подмечено многими. Искусство сжать мысль, свести ее в одну фразу, казалось, было у него врожденным".
Что еще узнали о девушке? (Нежная, чуткая, отлично воспитанная).
Чуткая... Это какая? (Чуткая - это отзывчивая, сочувственная)
А он? (Своей профессией он обязан исключительным стечением жизненных обстоятельств и редкому воспитанию).
3. А теперь прочитайте то, что вы записали в разделе особенное в характеристике. Какой важный вывод вы можете сделать по выписанным словам? (Он не был счастлив, потому что не был честным. Он был грабителем, а еще у него детская улыбка)
- Какой вывод вы делаете о ней? (Она не принимала никаких отклонений от нормы. черное для нее - черное, белое - это белое).
Мы еше вернемся к характеристикам, вспомним их, когда будем отвечать на главный вопрос урока.
Сейчас я вас познакомлю с приемом в художественной литературе, с которым вы, конечно, встречались, но, возможно, не обращали внимания. Этот прием - говорящие фамилии, т.е. имя, фамилия, или то и другое вместе отражают суть характера, т.е. в какой-то мере характеризуют персонаж.
Какие ассоциации, т.е. какую связь имени и характера вы видите при знакомстве с Оленькой Беляниной? Какой вы ее представляете? (Что-то воздушное, нежное, беленькое, чистенькое. Суффикс –еньк вносит определенный оттенок в значении имени.) Итак, перед нами созданный образ чистенькой Оленьки.
Сюжет, казалось, был прост. Встретились он и она, грабитель (т.е. агрессия) и прекраснодушие, злобное и прекрасное.
- Какие ассоциации возникают у вас, если вспомнить сказки, мультфильмы
В сказках все проще; все ясно: это хорошо, а это плохо. Это зло, а это добро. Добро побеждает. Но это в сказках,а в жизни все гораздо сложнее. Нет людей, выкрашенных одной краской.
VРабота с текстом
Чтение сцены встречи по ролям
Рассказ закончился. Но что-то не дает нам закрыть книгу со спокойной душой, как мы закрываем прочитанную сказку. Давайте попробуем разобраться, что же это?
Ответьте, как зовут грабителя? Почему у него нет имени?
Это сложный вопрос. Я вам помогу ответить. Когда Вампилов писал свой рассказ, он говорил о проблемах не отдельного человека, какого-нибудь Ивана Петрова, т.е. писатель представлял не отдельную личность, а социальный персонаж, определенный тип человека. С подробным понятием, что такое тип, типическое вы познакомитесь в старших классах.
А сейчас очень кратко. Обратите внимание на карточку-информатор. Прочитайте.
Тип - это образ, содержащий характерные, обобщенные черты какой-нибудь группы людей.
В данном рассказе Вампилов показал тип человека преступного мира (он-грабитель), показал его проблемы, трудности, потаенные мечты о счастье, душевные волнения.
А теперь ответьте, пожалуйста, на главный вопрос урока: кто главный герой?
Главный герой рассказа он, грабитель. Он оказался великодушнее Оленьки. Именно с ним происходит преображение, а не с ней. Найдите строчки в рассказе, где с ним начинает происходить нечто необычное, непривычное.
"И он понял, что предложение снять часы она принимает за шутку, а его считает честным человеком, и вдруг почувствовал себя во власти какого-то сложного непонятного состояния, которое делало его попытку снять часы у этой девушки попыткой страшно нелепой и несостоятельной".
Это начало преображения.
Как вы понимаете заключительные строки рассказа "Он сидел на земле, опустив голову и беспомощно, как подраненная ворона крылья, расставив руки".
Что испытывал наш герой? Какое здесь сравнение и почему? (У героя была ранена душа, он беспомощно опустил голову; он хотел стать таким, каким его увидела девушка; но она не разглядела его внутреннего переживания, увидела только внешние наколки на руке.)
Учитель: Он - жертва обстоятельств. (Посмотрите на эпиграф "Стечение обстоятельств..."). Дядя вор воспитал по своему подобию. А в нем живет хорошее и нужно, вероятно, тоже стечение обстоятельств, чтобы разбудить, выпустить на волю это хорошее в нем.
автор - тонкий психолог, он создает условие в рассказе. Обстоятельства начиняют стекаться. Грабитель попадает в сад (сад - символ чистоты, прекрасного в мифологии), встречает прекрасную, чистенькую Оленьку. Оленьку взволновала его детская улыбка. Она почувствовала, что около их разговора бьется самое важное,
самое сокровенное в этом человеке. Казалось бы, все благополучные обстоятельства стеклись в одно, еще немного и истинная душа нашего героя вырвется, обретет свободу. Но этого не случилось. Почему? (Потому что Оленька увидела наколки на его руке. А автор писал о ней, что она трудней всего воспринимала отклонения от нормы).
Она не протянула, ему руку помощи. Она не дала ему шанса, возможности вырваться из его жизни)
Автор пишет об Оленьке: «Оленька - нежная, отлично воспитанная, чуткая». Вы согласны, что Оленька - чуткая, т.е. отзывчивая?
Нет, она не чуткая. Это автор написал с иронией, чтобы мы поняли, прочитав рассказ до конца, какая она на самом деле).
Как вы думаете, о ком эпиграф нашего урока?"...сад зарос, но остался садом..."
Это о юноше. Это метафора, (Сад - это юноша,
он - грабитель, но душа у него детская, невинная).
О чём вас заставил задуматься рассказ?
VI. Д/З Объясните, как вы понимаете смысл названия рассказа "Финскийй нож
и персидская сирень"? Прочитать сценку «Свидание»
Список использованных источников
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ