Конспект урока на тему "ПУТЕШЕСТВИЕ В ЛУКОМОРЬЕ"
ПУТЕШЕСТВИЕ В ЛУКОМОРЬЕ
Цель: обобщение знаний о сказках А.С. Пушкина,
развивать смекалку, воспитывать любовь к поэзии.
Оборудование: портрет Пушкина, няни Арины Родионовны; компьютер, презентация; раздаточный материал .
Ход занятия
Слайд 1
Если вы настоящие сказковеды, то, конечно, любите сказки Пушкина. И не откажетесь отправиться путешествовать по стране Лукоморье.
Чтобы легче было идти
Понадобятся ваши знания,
Усердие и внимание,
Везение и терпение,
Хорошее настроение!
Увяжи их скорей в узелок
Затяни дорожный поясок
И следуй за волшебной птицей
На новую сказочную страницу!!!
10 февраля – день памяти А.С. Пушкина. Поэтому мы с вами отправимся в Лукоморье – страну сказок Пушкина. И прежде чем туда отправиться, вы должны ответить на вопросы и выбрать правильный ответ.
Вопросы:
1.Пушкина звали…
а) Александр Петрович; б) Александр Сергеевич; в) Алексей Сергеевич.
2. Няню А. Пушкина звали…
а) Арина Петровна; б) Арина Родионовна; в) Авдотья Родионовна.
3. А. Пушкин был сыном …
а) царя; б) боярина; в) крестьянина; г) дворянина.
Имя великого поэта и писателя Пушкина – Александр Сергеевич. Его отца звали Сергеем Львовичем. Сергей Львович был дворянином из старинного и уважаемого рода. Своей родословной могла похвастаться и мать, Надежда Осиповна. Дед Надежды Осиповны, носивший до замужества Ганнибал, был африканцем, сыном эфиопского властителя. Из Константинополя, где Ганнибал содержался в заложниках, его привез в Россию русский посол (посол – это человек, который …) и отослал к Петру Первому. Петр Первый полюбил темнокожего юношу за его живой ум, честность и трудолюбие и женил на русской красавице. Пушкин написал о своем прадеде повесть «Арап Петра Великого».
Кроме Александра, в семье Сергея Львовича и Надежды Осиповны было еще четверо детей – девочка и три мальчика.
Няню Пушкина звали Арина Родионовна. Вот она –то и привила маленькому Саше любовь к сказкам…
А сейчас разгадайте ребусы и скажите, кому принадлежат эти имена.
(Ответ: Надежда, Пушкин)
Перед вами «Карта сказочной страны». Чтобы попасть в Лукоморье, надо узнать, через какие сказочные страны лежит путь в Лукоморье.
Поставьте в кружочках нужные цифры. А карту раскрасьте дома.
Слайд 2
А теперь давайте проверим, правильно ли вы справились с заданием
(Ответы для проверки «Карты сказочной страны»)
Слайд 3 Итак, мы в Лукоморье!
Слайд 4 С описания Лукоморья начинается вовсе не сказка, а…
Расшифруй сообщение и вспомнишь
17 18 3 20 33
«16 13 15 21 33 19
24
21 2 29 20 24 21 33»
Подсказка
А
33
Б
32
В
31
Г
30
Д
29
Е
28
Ё
27
Ж
26
З
25
И
24
Й
23
К
22
Л
21
М
20
Н
19
О
18
П
17
Р
16
С
15
Т
14
У
13
Ф
12
Х
11
Ц
10
Ч
9
Ш
8
Щ
7
Ъ
6
Ы
5
Ь
4
Э
3
Ю
2
Я
1
(Ответ: Поэма «Руслан и Людмила»)
- Ребята, как вы считаете, что означает слово «лукоморье»? (Ответы)
- Слово «лукоморье» происходит от старого слова «лука» - что означает «изгиб». Когда – то слово «лука» находилось в родстве со словом «лук». Но не с тем, который обозначает лук репчатый или зеленый, а со словом – названием оружия. Ведь лук, из которого стреляли, делался из изогнутого прута.
Так что лукоморье – это не луковое море и не морской лук, а изогнутый берег, выступающий далеко в море, нечто вроде полуострова.
Послушайте, как описал лукоморье А.С. Пушкин в поэме «Руслан и Людмила» . Слушайте внимательно, так как это вам поможет быстрее справиться со следующим заданием.
(Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» читает подготовленный ученик)
Перед вами дуб. Отыщите на нем всех обитателей Лукоморья. Внизу цифрой укажите их количество. (Ответ: 7). Раскрасьте одного из обитателей.
Слайд 5
Что за сказки свернулись в клубок?
Отгадай – развяжи узелок!
(Ответы: Сказка о золотом петушке; Сказка о рыбаке и рыбке; Сказка о царе Салтане…; Сказка о попе и о работнике его Балде; Сказка о царе Салтане…; Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях.)
Ответьте мне на вопросы:
Что общего между рыбкой и петушком из сказок А.Пушкина? (Они золотые)
Какое слово присутствует во всех сказках А. Пушкина? (Сказка)
Сколько сказок написал Пушкин? (6)
Про какую сказку мы еще не говорили? (Сказка о медведихе)
О чем в ней рассказывается? (Как мужик убил в лесу медведицу, снял с нее шкуру жене на шубу, а троих маленьких медвежат положил в мешок и принес в деревню)
Какое настроение вызывает эта сказка? (Грустное, печальное, невеселое)
Чем отличается эта сказка от остальных пяти сказок Пушкина? (Она незаконченная)
У вас была возможность побывать в роли А.С. Пушкина и закончить сказку.
Дети читают свои концовки «Сказка о медведихе»
Слайд 6 – 7
Вы хорошо распутали клубок сказок. А теперь давайте узнаем, какие волшебные предметы и помощники присутствуют в сказках Пушкина. И поможет нам в этом кроссворд.
Вопросы:
В той норе, во тьме печальной, … качается хрустальный. (Гроб)
Свойство … имело: говорить оно умело. (Зеркальце)
Воевода говорит: «… опять кричит». (Петушок)
Приплыла к нему … спросила: «Чего тебе надобно, старче?» (Рыбка)
Скушай … , мой свет. (Яблочко)
Глядь – поверх текучих вод … белая плывет. (Лебедь)
… там живёт ручная, да затейница какая. (Белка)
… по морю гуляет. (Ветер)
…, …, мой дружок, позолоченный рожок! (Месяц)
И очутятся на бреге, в чешуе, как жар горя, 33 … (Богатыря).
Слайд 8
А теперь давайте вспомним имена в сказках Пушкина.
Викторина
Дядька тридцати морских витязей. (Черномор)
Сватья ткачихи и поварихи (Бабариха)
Верный работник, повар, конюх и плотник. (Балда)
Князь, правивший Чудо – островом. (Гвидон)
Служанка злой царицы, владеющей волшебным зеркальцем. (Чернавка)
Царь, женившийся на одной из девиц – прях. (Салтан)
Царь – обладатель золотого петушка. (Дадон)
Жених спящей царевны. (Елисей)
- Кто указал Елисею, где находится его невеста? (Ветер)
Физминутка Ветер дует нам в лицо
Слайд 9 – 13 И по рисункам угадаем, какая сказка пришла к нам в гости.
9 - Сказка о царе Салтане…
10 - Сказка о золотом петушке
11 - Сказка о попе и о работнике его Балде
12 - Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях
Задание: Помоги королевичу Елисею добраться до пещеры, где похоронена царевна.
Царевна из сказки Пушкина – родная сестра Белоснежки из сказки братьев Гримм. Мачеха Белоснежки тоже владеет говорящим зеркальцем, тоже завидует красоте падчерицы и хочет ее погубить. Белоснежка спасается от ее злобы у семи братьев. Только это не богатыри, а гномы. Как и царевна, Белоснежка съедает отравленное яблоко и засыпает мертвым сном. Печальные гномы хоронят ее в стеклянном гробу, а прекрасный принц возвращает ее к жизни. Братья Гримм записали эту сказку со слов немецких крестьян, а А. Пушкин услышал эту сказку от своей русской няни. Это особая черта сказочных сюжетов – «зарождаться» одновременно в разных местах.
13 - Сказка о рыбаке и рыбке
Эту сказку вы знаете давно и по книгам, и по телефильмам, и по мультфильмам.
- Почему старуха в конце сказки осталась у разбитого корыта?
- Чему учит эта сказка?
- В Лукоморье живет золотая рыбка. И только сегодня вы можете загадать одно желание. Запишите его на листочке, а потом прочитайте вслух. Листик с вашим желанием останется в стране Лукоморье и ваше желание обязательно исполнится.
(Учитель подносит золотую рыбку к детям, а они загадывают по очереди свои желания, а бумажки отдают в корзину для золотой рыбки)
- Ребята, вы загадали хорошие желания. А теперь послушайте «Правдивую историю о золотой рыбке», которая произошла в наши дни…
(Читает подготовленный ученик)
Однажды Татьяна Петровна посмотрела на нас особым учительским взглядом и спросила, бывают ли на свете золотые рыбки? Все сразу закричали, что не бывают. А отличник Валя Егоркин авторитетно так говорит:
-Что Вы, Татьяна Петровна! Золотая рыбка – это же сказочный персонаж! Это фантазия писателя!
Только Петька Кривошеин буркнул:
- Сам ты фантазия! У моего брата этих рыбок золотых - целый аквариум!
На этот раз Татьяна Петровна поддержала не Валю Егоркина, а Петьку: золотые рыбки бывают не только в сказках, - и повела нас на выставку аквариумов.
Сколько же там рыб было! И большие, и маленькие, и толстые, и круглые, и длинные, похожие на змей. Ходили мы, ходили, удивлялись, пальцами тыкали. Наконец Татьяна Петровна собрала нас у аквариума с золотыми рыбками и предложила представить, что это не простые, а волшебные рыбки. О чем бы мы их могли попросить? Девчонки тут же закричали (Татьяне Петровне даже напомнить им пришлось, что шуметь на выставке нельзя):
- Хотим, чтобы войны не было. И чтобы не умирал никто. Чтобы болезней не было. И чтобы все дружили.
-Молодцы! – похвалила их Татьяна Петровна. – Это вы обо всех подумали. Ну, а лично для себя что бы вы попросили?
Тут ребята задумались: для себя –это серьезно. Не ошибиться бы!
- Я бы хотел ролики новые. А то у всех есть, а у меня нет, - сказал Павлик.
Никого это желание не удивило: у Павлика не было папы, поэтому подарки ему покупали очень редко, а дорогие – никогда.
- А я бы хотела, чтобы моя бабушка подольше пожила. Так хочется ее увидеть, хотя бы разочек еще! – сказала Оля. Олина бабушка жила очень далеко, в деревне, и была очень-очень старая. Каждый раз, провожая Олю в Москву в конце августа, бабушка приговаривала: «Ну вот, поглядела на внученьку перед смертью!»
- Я бы хотел, чтобы моя мама выздоровела, - сказал Петя. Его мама болела уже целый год. Из больницы ее отпускали только в праздничные дни и иногда в выходные. А когда у Пети был насморк, маме не разрешали с ним встречаться, потому что это было для нее опасно.
- найти бы кошелек – чтобы деньги внутри были. Немножко, братику подарок купить! – сказал толстый Миша. Он своего братика очень любил.
- Мне бы четверочку по чтению получить – хоть один раз в жизни! – вздохнул Колька. Он был такой троечник, что почти двоечник. Но никогда никого не обижал, а за некоторых слабаков даже заступался. Поэтому ребята его любили.
- Дурачье вы, дурачье! – вдруг усмехнулся Жорка. – Чего разнылись-то? Рыбка – она какая? Золотая! Так пусть она бабки отвалит! И лучше в долларах. А с долларами все остальное ты и без нее сделаешь. Хочешь – подарков себе накупишь,хочешь – лекарства какие надо, а хочешь - бабульке своей новый дом отгрохаешь. Тогда она от радости до ста лет проживет.
- Это тебе не банк и не касса! - рассердилась вдруг Оля. Это рыбка живая. Может, даже волшебная. Вот возьмет и обидится на тебя!
На этом экскурсия и закончилась.
А потом произошло вот что.
Павлик победил на олимпиаде по математике, и ему вручили приз – новые ролики.
Олина бабушка прислала ей письмо, что чувствует себя хорошо и ждет свою внучку летом в гости.
- Почему Жорка остался у разбитого корыта?
- Что надо делать, чтобы не остаться у разбитого корыта? Каким надо быть? (Ответы детей)
Слайд 14
- Вот и подошло наше сказочное путешествие в Лукоморье к концу. Читая сказки Пушкина, мы говорили о таких человеческих качествах, как: добро, зло, жестокость, милосердие, коварство. Но что бы ни происходило, добро всегда побеждает. Мы загадали свои желания в сказочной стране будем верить, что никто из ребят нашего класса не останется у разбитого корыта, как Жорка из рассказа «Правдивая история о золотой рыбке»
- До новых встреч в Лукоморье!
Использованная литература:
Александровская М., Семеренко В. Путешествие в Лукоморье.Ярославль: Академия развития, 2004. - 32 с.
Пушкин А.С., СКАЗКИ. Я ТАМ БЫЛ, МЕД, ПИВО ПИЛ. Для младшего школьного возраста. – М.: РИО «Самовар», 1998. – 136 с.
Сказка о медведихе [Электронный ресурс] – Режим доступа. URL: http://www.rvb.ru/pushkin/01text/03fables/01fables/0797.htm
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ