Урок литературы для 1 класса на тему «Как хорошо уметь читать»
Чекалкина Наталья Ивановна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 117 г. Снежинск
План-конспект урока по учебнику «Литературное чтение. 1 класс» Составители: Л.Ф. Климанова, Л.В.Виноградская, В.Г.Горецкий
Тема урока «Как хорошо уметь читать»
Тема
Как хорошо уметь читать
Цель
Познакомить с темой урока «Как хорошо уметь читать»
Планируемые результаты
Предметные умения
УУД
Сформировать представление о книге в жизни современного человека, возникно-вении письменности (на образно-иллюст-ративной основе), культуре обращения с книгой
Познавательные: общеучебные -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; логические - построение рассуждений по обозначенной проблеме; постановка и решение проблем - самостоятельный поиск и создание способов решения проблем творческого характера.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или товарища; контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике.
Коммуникативные:уметь: формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем; продуктивно взаимодействовать со сверстниками
Основные понятия
Предметное письмо, узелковое письмо, наскальные рисунки, иероглифы, правила обращения с книгой
Организация пространства
Межпредметные связи
Формы работы
Ресурсы
Литературное чтение. Окружающий мир. Музыка. Технология (умение работать с учебной книгой, соотносить музыкальный и литературный образ)
Фронтальная, индивидуальная
Учебник «Литературное чтение», ч.1, с.8-12
Климанова Л. Ф. Уроки чтения: 1 класс. Методическое пособие
Климанова Л. Ф. Чтение. Успешный старт. Рабочая тетрадь для 1 класса.
Книги для выставки. Мультимедийная презентация
Технология проведения урока
Последовательность изучения
Обучающие и развивающие задания каждого этапа
Деятельность обучающихся
Диагностирующие задания
I этап. Мотивация к деятельности
Цель – мотивиро-вать учащихся на изучение темы «Как хорошо уметь читать»
1.(слайд 2) Создаём хорошее настроение: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».
Составляем «Азбуку хороших слов»: вспомните добрые, хорошие слова на букву Б (благодарный, благородный, бережливый, бескорыстный, благотворительный, безупречный, безукоризненный, беззаветный и др.).
2. Чтение наизусть отрывков из стихотворения С. Маршака «Новому читателю».
Почему поэт называет вас новыми читателями?
Какими качествами должен обладать читатель? Для чего?
Подбор слов
Индивидуальная работа
Ответы учащихся, обмен впечатлениями предыдущего урока
Сравнить с предложенными словами
II этап. Учебно-познавательная деятельность
1.Актуализация знаний учащихся
Цель – дать первоначальное представление о значении книги в жизни человека, стимулировать желание учащихся научиться хорошо читать
(слайд 3) 1.Чтение названия новой темы «Кто говорит молча?».
2. Чтение загадок по учебнику
По каким признакам вы узнали, что речь идет о книге?
(слайд 4, 5) Сочини загадку
3.Чтение пословиц по учебнику
(слайд 6) Игра «Вот начало. Где конец?»
4.Подведение итога
Какая тема объединяет загадки и пословицы? (Книга)
• Кто помогает книге заговорить? (Читатели)
(слайд 7) 5.Знакомство с творчеством и книгами К. Ушинского.
-Ушинский считал главной задачей воспитания подготовку человека к самостоятельной жизни. Стремился учить так, чтобы развить желание и способность самостоятельно приобретать новые знания. Ушинский много работал над составлением для детей книг для чтения "Детский мир", "Родное слово" - учебник русского языка. Оказал огромное влияние на развитие педагогической мысли, став учителем русских учителей.
6.Чтение высказывания К. Ушинского по учебнику (с.9)
Что самое главное, по мнению К. Ушинского, в чтении? Вы согласны с ним?
Какая из прочитанных пословиц подтверждает мысль К. Ушинского?
Предположения учащихся.
Объяснение смысла загадок.
Работа в паре
Ответы учащихся на вопросы
По опорным словам сочинить загадку.
Работа в паре
Найти продолжение пословицы
Работа с выставкой книг К.Ушинского
Выразительное чтение.
Составление собственных загадок о книге
Самопроверка
Выбор правильного ответа
2.Знакомство с информацией о возникновении письменности
Цель – познакомить с информацией о возникновении письменности
1.Беседа. Возникновением письменности
(слайд 8,9) 2.Знакомство с узелковым письмом. Чтение диалога Ани и Вани.
«Знаете ли вы?»
Для узелкового письма требовалась толстая веревка и тоненькие разноцветные шнурки разной длины. Тот, кто хотел выразить свою мысль, должен был обозначить ее шнурком и привязать его в определенном месте веревки. Белый цвет получившегося узла обозначал мир, желтый — золото, зеленый — хлеб и др.
(слайд 10, 11) 3. Знакомство с узелковым письмом.
4. Чтение текста на с.10-12
5. Работа по вопросам с. 12
Рассматривание изобразительных знаков.
Чтение хорошо читающими учащимися.
Рассматривание изобразительных знаков — рисуночное письмо, иероглифов.
Самостоятельное чтение текста на с.10-12
Ответы учащихся
3.Творческая работа
Цель – учить составлять сообщения с помощью знаков-рисунков
(слайд 12) Попробуйте записать какое-либо сообщение с помощью знаков-рисунков «Я люблю читать книги».
Работа в группах. Составление сообщения
Оцени выступающего
III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность
Цель – учить делать выводы по прочитанному тексту, составлять правила обращения с книгой
1.Беседа о книге, читателе и чтении.
Кого можно назвать хорошим читателем? Какими качествами он должен обладать?
Будет ли «разговаривать» книга без своего читателя? Обмен мнениями.
Почему люди так бережно хранят книги, которым несколько тысяч лет? Слышал ли ты о таких книгах? Знаешь ли ты что-либо о Библии? Почему ее ценят люди?
(слайд 13) 2.Обсуждение проблемы «Культура чтения, культура обращения с книгой», в том числе и с учебной книгой.
(слайд 14) 3.Чтение по памяти стихотворения В. Берестова «Как хорошо уметь читать»
Учебная дискуссия
Рассказ о Библии
Подбор опорных слов, составление текста «Культура чтения, культура обращения с книгой».
Индивидуальная работа
Чтение текста
IV этап. Контроль и оценка результатов деятельности
Цель – формировать у школьников самооценку
(слайд 15) Оцени свою работу на уроке
Выбор и комментарий своих ответов
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ