Конспект урока на тему "Л.Н Толстой «Филиппок»"





Учитель начальных классов

МОУСОШ № 9 г. Калининград

Кирпушко Наталья Ярославовна

УМК «Школа России»

Высшая категория.

3-й класс.




II класс

Л.Н. Толстой «Филиппок»














Цели урока:

  1. Учить понимать содержание рассказа, используя сюжетно – композиционный треугольник.

  2. Развивать логическое мышление, внимание, умение концентрироваться, умение работать в парах, группах, прислушиваться к мнению товарища

  3. Давать характеристику герою произведения, высказывать свои суждения по произведению, выражать эмоциональное отношение к прочитанному.

  4. Формировать читательскую деятельность через выборочное чтение.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

- улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям и поздоровайтесь с ними

II. Проверка домашнего задания.

- С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?

(Произведение Л.Н. Толстого «Филиппок»)

- Сегодня мы продолжим работать над этим произведением, но для начала поверим, насколько внимательно вы читали произведение.

(3 человека работают у доски)

* Работа у доски (слайд-маркер)


1 ученик соединяет записанные на доске непонятные слова из произведения с их объяснениями

Слобода

Пострелёнок

Сенцы

Украдкой

Бедовый

Подённая работа

Коридор

Улица

Скрытно

Шустрый

Озорник

Работа по дням


2 ученика составляют план произведения, записанный на карточках

(карточки перемешаны) (карточки размещены правильно,

сверка со слайдом)

Образец


Филиппок отправляется в школу


Скучно дома



Скучно дома

Филиппок отправляется в школу



Опасная часть дороги в школу

Знакомая дорога

Встреча с учителем


Опасная часть дороги в школу



Раздумья на пороге школы

Раздумья на пороге школы



«Ты погоди хвалиться»


Встреча с учителем



Филиппок читает

Филиппок читает



Знакомая дорога

«Ты погоди хвалиться»




Остальные дети работают в парах

* Работа в парах

- Откройте стр.124, задание 11.

- Прочитайте задание (вслух читает 1 ученик: прочитать и объяснить пословицы, назвать произведения Л.Н. Толстого, которые им соответствуют).


- Проверим, работу рябят у доски (сигнальные карточки)



На доске пословица:

Всё хорошо, что хорошо кончается.

- прочитайте, объясните смысл ещё одной пословицы

- давайте все вместе ещё раз обсудим правильность ваших суждений на примере рассказа Л.Н. Толстого «Филиппок»




III. Обобщение, проверка знаний. Работа над произведением.

На доске:

*В *З *Р *З

* Построение сюжетной линии. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Характеристика героя.


- Посмотрим на схему, как она называется? (сюжетная линия)

- Назовите основные этапы сюжетной линии произведения (вступление, завязка, кульминация, развязка, заключение)

- Построим сюжетную линию. Откройте стр. 112.

- И так, вступление. (дети берут название частей (план) и поочерёдно прикрепляю к схеме)

- С чего начинается рассказ? (Скучно дома) Прочитайте вступление.

- Почему Филиппок не ходил с ребятами в школу? (о/в)(Был маленький)

- Завязка. Как завязываются, начинаются события в рассказе? Что решает Филиппок? (Филиппок отправляется в школу) (о/в)

- Что приключилось с мальчиком по дороге? Найдите и прочитайте об этом в рассказе. (Знакомая дорога) (Опасная часть дороги в школу)

- Что произошло потом? (о/в) (Малыш пришёл в школу и испугался) (Раздумья на пороге школы)

- Как вы считаете, почему он испугался? (о/в) (растерялся, женщина накричала)

- Кульминация. Найдите кульминационный момент произведения, где события достигли самого напряжённого, волнительного, переломного момента. (Встреча с учителем). Эту часть рассказа мы прочитаем по ролям. Чьи слова нужно озвучить? (Автор, учитель)

- А какое чувство испытали бы вы, окажись на месте Филиппка?

- Как развивались события дальше?(о/в) (Филиппок заплакал, учитель пожалел его и разрешил остаться на уроке)

- Развязка. Конец волнению. Всё обошлось. Филиппок на уроке. (Филиппок читает)

- Как он начал складывать своё имя? Продолжим читать по ролям. Чьи слова озвучим? (Автор, учитель, ученик)

Ты погоди хвалиться»)

- Заключение. Чем закончился рассказ? (о/в) (Филиппок стал ходить в школу)

- Найдите и прочитайте заключение



* Физ.минутка: гимнастика для глаз




- Назовите главного героя произведения. Составим его образ. На доске фразы из произведения о Филиппке. Найдите слова, где сказано, какой мальчик был в начале. А каким мы видим его в конце рассказа?

Слайд-маркер: ( выходят по 1, выбирают и подчёркивают 2 цветами)


Скучно одному. Бросился бежать, стал кричать, споткнулся, упал. «Ты ещё мал, не ходи». Нашёл страх. Я страсть, какой ловкий! Учителя боится. Стал ходить с ребятами в школу. В горле от страха пересохло. Знал буквы, немножко читать умел. Осмелился.


- оценим

- Кто помог измениться Филиппку? (Учитель, ребята)

- Как относится автор к своему герою? ( по-доброму, одобряет поступок Филиппка)

- А как вы относитесь к Филиппку?

- Вернёмся к пословице. Вспомните, как вы её объясняли в начале урока, согласитесь ли вы со своим мнением теперь. Подходит ли эта пословица к рассказу, докажите своими ответами. (Филиппок боялся, но первый день учёбы в школе закончился хорошо)

- А вы можете сказать, что у Филиппка всё закончилось? (Нет, всё только начинается. Учёба – это тяжёлый, но очень интересный труд)



IV. Итог

    • Работа в группах ( у каждой группы карточки с вопросами)

Паспорт героя

1. Где живёт? ( в селе)

  1. Чем занимается? (скучал) - У ребят из др. группы есть дополнения?

  2. Какие поступки совершает? (решил пойти в школу)

  3. Какой характер у героя? (решительный, смелый, шустрый) – Кто дополнит?

  4. Что думает о нём автор? (одобряет поступок Филиппка) – Какие ещё дополнения? (называет его ласково)

  5. Что вам понравилось или не понравилось в герое?

(смелый, любознательный, но непослушный)




Отзыв по произведению


  1. Дата

  2. Автор

  3. Жанр, название

  4. Тема, о чём произведение (о школе, о желании мальчика учиться)

  5. Назвать главных героев

___________(другая группа)

  1. Охарактеризовать героев (маленький, но любознательный)

  2. Чему научил тебя этот текст (добиваться своей цели, не бояться)



- Чему учились на уроке? (строили сюжетную линию, характеризовали Филиппка, прислушивались к мнению друг друга, выразительно читали, читали по ролям)

- Вам понравилось? Вы хорошо поработали, молодцы. Похлопайте себе.


    1. Домашнее задание

Нарисовать иллюстрацию к любому произведению Л.Н. Толстого и пересказать его


Источники: Климанова Л.Ф. и др. «Родная речь»

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ