Конспект урока на тему «М.М.Зощенко «Ёлка».Комическое в рассказе, средства его создания»
Сваткова Олеся Юрьевна
МБОУ СОШ №2
Карасукского района
Новосибирской области
http://nsportal.ru/olesya-yurevna-svatkova
Тема урока: М.М.Зощенко «Ёлка».Комическое в рассказе, средства его создания
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель:
Предметные
познакомить учащихся с новым произведением;
отрабатывать навык выразительного чтения.
корригировать и развивать устойчивое внимание и воображение учащихся;
пополнять активный и пассивный словарь учащихся;
развивать связную устную речь учащихся.
воспитывать уважение к другим, ответственное отношение к своим поступкам.
Ход урока
I. Организационный момент
– Весело звенит звонок. Начинается урок.
Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Обязательно читать
Должен научиться.
II. Речевая разминка
Артикуляционная гимнастика
Скороговорки
У елки иголки колки.
Сыплет снегопад с неба снег.
III. Повторение изученного материала
- Какой раздел мы с вами изучили? (страна детства)
- Почему он так называется?
- Откройте оглавление стр
- Все произведения мы прочитали?
( нет)
- Так, чем же мы будем заниматься сегодня на уроке?
- Поставьте цель и задачи урока
Цель: познакомиться с автором М.М. Зощенко и его рассказом « Ёлка»
- Как нам решить эту проблему, что для этого надо сделать?
Познакомиться с писателем
Прочитать рассказ
- Приступаем к работе
- У вас на партах текст
м/у: работа в группе, на слайде портрет писателя
- Вы должны рассказать своим одноклассникам, о том ,что вы узнали о М.М.Зощенко
М.М. Зощенко (1894–1958)
1 группа
Михаил Михайлович Зощенко родился 10 августа 1894 года в семье художника и актрисы. После окончания гимназии Михаил Михайлович поступает в университет, но через год добровольцем уходит на фронт (идет первая Мировая война). Участвует в боях, в которых отличается храбростью. Трижды ранен, отравлен газами, после чего получает заболевание сердца и демобилизуется. Удостоен пяти орденов и заканчивает войну в звании штабс-капитана. Зощенко возвращается в Петроград. Зарабатывает на жизнь, пробуя себя во множестве профессий: контролер поездов, начальник почты, сапожник, конторщик, милиционер и т.д.
2 группа
Вскоре Зощенко встречается с Чуковским, который ведет литературные занятия и он высоко оценивает первые произведения писателя. Так началась активная литературная деятельность автора. В свет выходят многие известные произведения. Вскоре Михаила Зощенко избирают членом Союза писателей.
Болезнь сердца, которую Зощенко получил еще в первой Мировой войне, стала о себе напоминать. И в возрасте 64 лет Зощенко умирает в Ленинграде. Похоронен писатель в городе Сестрорецке.
IV. Подготовка к первичному восприятию
1. Рассказ о М.М. Зощенко (1894–1958)
Михаил Михайлович Зощенко родился 10 августа 1894 года в семье художника и актрисы. После окончания гимназии Михаил Михайлович поступает в университет, но через год добровольцем уходит на фронт (идет первая Мировая война). Участвует в боях, в которых отличается храбростью. Трижды ранен, отравлен газами, после чего получает заболевание сердца и демобилизуется. Удостоен пяти орденов и заканчивает войну в звании штабс-капитана. Зощенко возвращается в Петроград. Зарабатывает на жизнь, пробуя себя во множестве профессий: контролер поездов, начальник почты, сапожник, конторщик, милиционер и т.д. Вскоре Зощенко встречается с Чуковским, который ведет литературные занятия и он высоко оценивает первые произведения писателя. Так началась активная литературная деятельность автора. В свет выходят многие известные произведения. Вскоре Михаила Зощенко избирают членом Союза писателей.
Болезнь сердца, которую Зощенко получил еще в первой Мировой войне, стала о себе напоминать. И в возрасте 64лет Зощенко умирает в Ленинграде. Похоронен писатель в городе Сестрорецке.
2. Словарно-лексическая работа (Слайд 7)
Золотушный ребенок – больной ребенок
Длинновязая – высокая
Пастилка – кондитерское изделие из фруктовой массы и сахара
Церемонится – проявлять излишнюю мягкость, стеснение
V. Первичное восприятие текста (Слайд 8)
Текст рассказа читает знаменитый актер Малого театра Игорь Ильинский (просмотр– 7 мин.)
VI. Проверка первичного восприятия
– Понравился рассказа?
– Кто главные герои рассказа?
– Чем наряжали елку в то время? (Бусы, флаги, фонарики, золотые орехи, пастилки, крымские яблочки)
– Как вы думаете, ребята, праздник получился весёлым?
– А рассказ получился весёлым?
– Почему весёлый и смешной рассказ создаёт немного грустное настроение?
VII. Повторное восприятие (Слайд 10)
Работа в группах: 1 и 2 группы.
Сопоставление двух главных героев Лели и Миньки:
Выборочное чтение.
У каждого ученика на столе листок с вопросами. Девочки дают характеристику Леле, а мальчики Миньке.
Девочки
Мальчики
Леля
Минька
Возраст
Было 7 лет
Ударило 5 лет
Рост
Высокая, длинновязая
Удивительно маленького роста
Характер
Исключительно бойкая
Тихий
Что могут достать?
Могла высоко достать
Ничего нельзя достать
Как ест?
Моментально съедает
Откусываю
Поведение
Не церемонится
Чуть не заревел
3 группа
Самостоятельная работа ответить на вопросы:
Обиженная тётя предсказала Миньке будущее, что он будет…. (Разбойником)
Как хотела наказать мама Лёлю? (Поставить в угол носом)
Какую пословицу использует одна из приглашённых мам? (C вами водиться, что в крапиву садиться!)
Что произошло с фарфоровой куклой? (У нее отломили ручку)
Что хотела мама подарить Миньке? (Паровозик)
Чему удивилась мама? (Что мы остались одни)
4 группа (Слайд 11)
Выборочное чтение.
К рисунку на слайде найдите в тексте соответствующие слова.
1 рисунок – стр
2 рисунок – стр.
3 рисунок – стр.
Проверка работы в группах.
Физминутка (Упражнение для глаз)
(Слайд 17)
3. Выяснение главного смысла рассказа
– В каких словах отражен самый главный смысл этого произведения?
(И за все эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня. И теперь доктора говорят, что я поэтому такой сравнительно веселый и добродушный.)
– Чему учит этот рассказ?
Обратите внимание на слова «Тепло родного очага». Эти слова не просто появились на уроке. (Слайд 18)
– Тепло, забота, уют дома исходят только от поведения взрослых?
– Когда ваше поведение создавало в доме тепло, уют, радовало близких?
Работа с пословицами:
На что и клад, если в семье лад.
Гни дерево, пока молодо, а детей учи, пока зелены.
Кто неправильно воспитывает своих детей, тот расплачивается слезами.
- Почему не нужен клад, если в семье дружно?
- как вы понимаете 2 пословицу?
- почему надо учить детей пока они маленькие?
Семья – это самое главное, что есть у нас. Берегите своих родных, никогда не поступайте так, чтобы вашим родителям было стыдно за ваши поступки.
VI. Итог урока
– Наш урок мне хочется закончить словами М.М. Зощенко: (Слайд 19)
Нет, мне, быть может, не удалось стать очень хорошим. Это очень трудно. Но к этому, дети, я всегда стремился. (Михаил Зощенко)
VII. Домашнее задание
Приготовить пересказ от лица Миньки.
Нарисовать рисунок к понравившемуся отрывку.
VIII. Рефлексия
(Слайд 20)
Самооценивание
А сейчас оцените свою работу на уроке. Если вы были активными, выберите синий цвет, если вы были внимательными – желтый цвет, если вы были артистичными – зеленый.
Пожалуйста, покажите свой выбор.
Смотрите, какое разноцветие сегодня в классе, вы действительно активные, внимательные, артистичные. Молодцы, очень приятно с вами работать. Спасибо за урок.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ