Конспект урока на тему "Звук и буква. Особенности обучения чтению дошкольников"
Звук и буква. Особенности обучения чтению дошкольников.
В чём разница между звуками и буквами?
С рождения ребёнок сталкивается со звуками. Он слышит речь окружающих и начинает говорить сам. И лишь в период обучения грамоте дети знакомятся с буквами – учатся читать и писать. Буква – это специальный знак, который обозначает звук на письме.
Звуки мы слышим и произносим, буквы - пишем и читаем.
Иные соотношения невозможны: букву нельзя произнести, пропеть, проговорить, продекламировать, ее невозможно и услышать. Буквы не бывают ни твердыми, ни мягкими, ни глухими, ни звонкими, ни ударными, ни безударными. Все эти характеристики относятся к звукам.
В русском языке 42 звука: 6 гласных и 36 согласных,
Гласные
звуки
Согласные звуки произносятся кратко, без призвука гласных (не [бэ], а [б]).
твердые
мягкие
[а]
[б]
[б’]
[о]
[в]
[в’]
[у]
[г]
[г’]
[и]
[д]
[д’]
[э]
[з]
[з’]
[ы]
[к]
[к’]
[л]
[л’]
[м]
[м’]
[н]
[н’]
[п]
[п’]
[р]
[р’]
[с]
[с’]
[т]
[т’]
[ф]
[ф’]
[х]
[х’]
[ц]
[ч]
[ш]
[щ]
[ж]
[й]
тогда как число букв – 33.
Не совпадает количество основных гласных (10 букв, но 6 звуков), так как не существует звуков Е, Ё, Ю, Я. Это буквы, каждая из которых состоит из двух звуков: я–[йа], е–[йэ], ё–[йо], ю–[йу].
Также отличается количество согласных (21 буква, но 37 звуков), так как одна и та же согласная буква обозначает и твердый, и мягкий звук. Например, буква М может обозначать звуки [м] и [м’]: мыл – [мыл], мил – [м’ил].
Существуют две буквы, которые не обозначают никакого звука - это Ь и Ъ. Они выполняют разделительную функцию. Так же Ь указывает на мягкость предшествующего согласного и выполняет грамматическую функцию. Например, в слове «мышь» Ь не указывает на мягкость предшествующего согласного, а сигнализирует о том, что данное существительное женского рода.
Разница в количественном составе основных звуков и букв определяется особенностями русского письма.
Между фонетическим (звуковым) и графическим (буквенным) обликами слова может быть полное соответствие: том - [том] . Однако в русском языке такое соответствие встречается довольно редко.
Примеры:
Пишем «вода», произносим [вада]. В безударном положении звучание гласных изменяется.
Пишем «пруд», произносим [прут]. Звонкие согласные оглушаются (меняются на глухие) в конце слова.
Пишем «книжка», произносим [книшка]. Звонкие согласные оглушаются (меняются на глухие) перед глухими согласными.
Пишем «просьба», произносим [прозьба]. Глухие согласные озвончаются (меняются на звонкие) перед звонкими согласными, кроме [в], [в’], [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].
Пишем «счастье», произносим [щастье], или «тридцать» - [трицать]. Один звук может обозначаться сочетаниями букв.
Алфавитные названия букв русского языка.
А
[а]
Г [гэ]
Ё [йо]
И
[и]
Л [эль]
О [о]
С
[эс]
Ф
[эф]
Ч
[че]
Ъ
[твердый
знак]
Э
[э]
Б
[бэ]
Д [дэ]
Ж [жэ]
Й [и краткое]
М [эм]
П [пэ]
Т
[тэ]
Х
[ха]
Ш
[ша]
Ы
[ы]
Ю
[йу]
В [вэ]
Е [йэ]
З [зэ]
К
[ка]
Н [эн]
Р [эр]
У
[у]
Ц
[цэ]
Щ
[ща]
Ь
[мягкий
знак]
Я
[йа]
Рекомендации по обучению чтению дошкольников.
1. Приступайте к обучению чтению только в том случае, если устная речь ребенка достаточно развита. Если речь дошкольника изобилует дефектами произношения и аграмматизмами, следует в первую очередь заняться её исправлением с логопедом;
2. Называйте согласную букву, как звук, кратко - [н] (без призвука гласного), а не алфавитным названием [эн]. Так как ребёнок может в дальнейшем столкнуться с проблемой соединения букв в слоги, и читать, например, так: «на» - [эна], «по» - [пэо].
Алфавитные названия букв ребёнок может узнать и попозже, в школе. А обучению чтению в дошкольном возрасте это может серьёзно помешать.
3.Изучение каждой буквы необходимо дополнять специальными упражнениями:
- объясните ребёнку, что, например, в слове «арбуз» первый звук [а]. Этот звук в слове может находиться в начале, в середине, в конце. Например, в слове акула – в начале и в конце;
- при знакомстве с буквой придумывайте слова с соответствующим звуком;
- назовите ряд слов, попросите ребёнка послушать внимательно и выделить (например, хлопком в ладоши) только слово с изучаемым звуком (буквой);
- заучивайте стихи или чистоговорки с изучаемой буквой.
Например, при знакомстве с буквой Г:
Гусь Гога и гусь Гага
Друг без друга ни шага!
- для лучшего запоминания зрительного образа букв просите малыша сложить их из счетных палочек, скрепок, пуговиц, слепить из пластилина. Выучите стихотворение о букве, которое содержит её описание.
Например, при изучении буквы Б:
Буква Б с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.
Использованные источники информации:
1. portal-slovo.ru , Болычева Е. М. «Основы Фонетики».
2. nashol.com, «Звуки речи и буквы».
3. Жукова Н. С. «Букварь».
4. Косинова Е. «Логопедический букварь».
5.Волина В.В. «Занимательное азбуковедение».
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ