Конспект урока по Литературе «А счастье было так возможно, так близко…» (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин») 9 класс

Конспект урока литературы в 9 классе

учителя русского языка Ивановой Евгении Владимировны

МБОУ «СОШ №20» г. Новомосковска Тульской области


Тема урока: «А счастье было так возможно, так близко…»

(по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)


Цель урока: приоткрыть истину великой, исцеляющей силы любви.

Задачи урока:

1. Проанализировать IV главу романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

2. Показать трагические противоречия Онегина.


Тип урока: урок «открытия» нового знания.



Эпиграфы: …собранье пестрых глав,

Полусмешных, полупечальных,

Простонародных, идеальных,

Небрежный плод моих забав,

Бессонниц, легких вдохновений,

Незрелых и увядших лет,

Ума холодных наблюдений

И сердца горестных замет.

А.С. Пушкин.

Чем меньше женщину мы любим…

А.С. Пушкин.

Онегин совсем не изверг, не развратный человек, хотя в то же время и совсем не герой добродетели. К числу великих заслуг Пушкина принадлежит и то, что он вывел из моды и чудовищ порока, и героев добродетели, рисуя вместо их просто людей.

В.Г. Белинский


Ход урока:


Вступительное слово учителя:

В.Г. Белинский назвал роман «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни». Проблематика его широка и одновременно направлена на внутренние мотивы развития характеров героев.

Автор рисует картины столичной жизни, заботы и быт помещиков; затрагивает вопросы современного образования и воспитания, крепостного права, развития культуры, роли деятелей культуры в формировании общественного сознания; возвращает мыслью к важным историческим событиям отечества и дает им современную оценку. И на этом фоне, в этой среде живут, скучают и влюбляются, радуются и скорбят, дружат, разочаровываются, отчаиваются и размышляют герои Пушкина, его современники.

Силой художественного таланта автор придал героям конкретные черты, но в то же время наделил их общими качествами, благодаря которым читатели легко отождествляли полюбившихся персонажей с собой или людьми своего окружения.

Пушкин открыл читателям русского «героя времени». Онегин, Ленский, Ольга и Татьяна предстают как типичные молодые люди дворянского сословия первой трети XIX века.


Пояснения учителя: В IV главе центральное место занимает сцена свидания Онегина и Татьяны. Давайте все вместе еще раз послушаем разговор двух молодых людей, оставшихся наедине. Точнее даже не разговор, а монолог Онегина. Татьяна, чувствуя себя очень неловко (как же, девушка первая, нарушив нормы поведения, призналась молодому человеку в любви!), все время молчит.


(Ученик выходит к доске и читает наизусть «исповедь» Онегина)


Учитель: Мы прослушали речь Онегина. А теперь давайте подумаем: «Является ли ответ Онегина исповедью или проповедью?».

(Проблемная ситуация возникает из самого произведения: Онегин считает свой ответ Татьяне «исповедью», а позднее, в VIII главе, Татьяна назовет его «проповедью». Вопрос поставлен намеренно остро и категорично. Это побуждает учеников спорить, искать верный ответ. Но самостоятельно, опираясь на художественный текст, размышляя над ним и вживаясь в него, дети редко аргументируют свои суждения. Чаще спор идет на уровне общих впечатлений от прочитанного. Ученики повторяют друг друга, не развивая мыслей, высказанных товарищами. Важно придать дискуссии динамичность, повести учащихся от общих рассуждений к продуманным и прочувствованным суждениям. Нужно вместе с классом внимательно прослушать текст. И тогда ученики увидят, что отказ, овеянный легкой светской иронией, все время перебивается искренним чувством. Сам того не желая, Онегин обнаруживает перед Татьяной свое душевное смятение, свое одиночество, свою обреченность. Если учащиеся затрудняются ответить на проблемный вопрос, необходимо продолжить беседу по содержанию).


Беседа с классом:

- Почему Онегин отверг чувства «девочки несмелой»?

- Как он мотивировал свое решение?

- Был ли он искренен?

- Сумел ли он увидеть достоинства Татьяны? А оценить их? Почему?

- О ком больше думает в сцене объяснения в саду Онегин: о Татьяне и ее чувствах или о себе?

- Можно ли было иначе построить разговор?

- Была ли жестокость Онегина необходимой?

- Онегин разочарован. Назовите причину разочарования Онегина. Почему его душа охладела?


Ученик и ученица выходят к доске и делают сообщение о юности Онегина:


Ученица: В начале четвертой главы Пушкин опять возвращается к петербургской жизни Онегина. То, что произошло между Евгением и Татьяной, не случайно, а подготовлено всей предыдущей жизнью Онегина. Давайте вместе с автором вспомним, как жилось нашему герою в светском петербургском обществе.

Ученик: Когда-то в юности, едва вступив в свет, Евгений был искренен, знал подлинные чувства:

Он в первой юности своей

Был жертвой бурных наслаждений

И необузданных страстей.

Но годы, прожитые в фальшивом мире, не прошли даром. «Роптанье вечное души» сменилось равнодушием и к людям, и к чувствам:

В красавиц он уж не влюблялся,

А волочился как-нибудь;

Откажут – мигом утешался;

Изменят – рад был отдохнуть.

Ученица: Искренние увлечения сменились игрой; надежды и мечты молодости показались наивными, несбыточными; пришло неверие, а с ним – безразличие к жизни:

Так точно равнодушный гость

На вист вечерний приезжает,

Садится; кончилась игра:

Он уезжает со двора,

Спокойно дома засыпает

И сам не знает поутру,

Куда поедет ввечеру.

Ученик: Жизнь – вист, карточная игра; ведется она, чтобы занять время – и только, чтобы как-то протянуть дни, «зевоту подавляя смехом»; и так Онегин прожил лучшие годы: с шестнадцати до двадцати четырех лет.

Вот как убил он восемь лет,

Утратя жизни лучший цвет.


Пояснения учителя: Убил! Это не случайное слово – у Пушкина не бывает случайных слов. Конечно, после таких восьми лет Евгений не подготовлен к настоящему чувству, не умеет предаться ему. Этим и объясняется его трагическое непонимание Татьяны.

И все же тогда, в деревне, «получив посланье Тани, // Онегин живо тронут был…» и даже «в сладостный, безгрешный сон // душою погрузился …». Правда, ненадолго – автор и на это указывает: «Быть может, чувствий пыл старинный // Им на минуту овладел…», что и понятно: проглянувшее на минуту, как лучик, чувство не в состоянии развеять темную пелену хандры – «смиренная девочка» «из глуши степных селений» не сможет побудить Онегина ответить на ее любовь: ему с ней скучно.


- Что помешало Онегину отдаться чувству? Почему он отодвигает, стряхивает с себя «сладостный, безгрешный сон»?

Предполагаемый ответ: Да потому, что сам себе не верит, потому, что, убивая восемь лет жизни, он и сам не заметил, как убил в себе высокое и оставил только низменное, а теперь, когда это высокое готово воскреснуть, - он испугался. Испугался волнений любви, потрясений, страданий, и даже слишком больших радостей испугался – предпочел холодный покой… А себе самому он не хочет признаться в этом и объясняет свои поступки для самого себя заботой о юной, неопытной, искренней Татьяне.


Пояснения учителя: Онегин холоден к Татьяне прежде всего потому, что герои стоят на разных ступенях духовно-нравственного развития и вряд ли могут понять друг друга. Не забудем, что Татьяна полюбила на самом деле не Онегина, а некий сочиненный ею образ, который она приняла за Онегина. Между тем он, скептик и индивидуалист, превыше всего ценивший личную независимость, свою свободу, не мог и не хотел жертвовать ею. «Как! Он, перегоревший в страстях, изведавший жизнь и людей, еще кипевший какими-то самому ему неясными стремлениями, - он, которого могло занять и наполнить только что-нибудь такое, что могло бы выдержать его собственную иронию, - он увлекся младенческой любовью девочки-мечтательницы, которая смотрела на жизнь, как он уже не мог смотреть… И что же сулила ему в будущем эта любовь?» - разъяснял поведение Онегина Белинский.

«Смысл речи Онегина именно в том, что он неожиданно для Татьяны повел себя не как литературный герой («спаситель» или «соблазнитель»), а просто как хорошо воспитанный светский и к тому же вполне порядочный человек, который «очень мило поступил / С печальной Таней». Онегин повел себя не по законам литературы, а по нормам и правилам, которыми руководствовался достойный человек пушкинского круга в жизни. Этим он обескуражил романтическую героиню, которая была готова и к «счастливым свиданьям», и к «гибели», но не к переключению своих чувств в плоскость приличного светского поведения…». (Ю.М. Лотман).


- И все-таки не находите вы благородство в речи Онегина? Как мог ответить на признание Татьяны обычный светский денди?


Предполагаемый ответ: Проповедь Онегина, на первый взгляд, очень благородна. Будь на его месте обычный светский денди, он не преминул бы именно «обмануть… доверчивость души невинной», развлечься в деревенской глуши с наивной сельской барышней – и, расставшись с ней, едва она ему надоест, обречь ее на мучения и беду… Онегин не сделал этого – но ведь он не обычный светский денди! Он как-никак – добрый приятель Пушкина. Он знает цену свету и его «важным забавам», сам Пушкин любил в нем «мечтам невольную преданность» - и вот эти мечты готовы осуществиться: прекрасная, гордая, душевно богатая, возвышенная девушка предлагает ему свою любовь, а он бежит от нее, бежит от своей мечты.


Учитель: Встретились два человека, которые могут дать друг другу счастье. Встретились – и заметили друг друга и могли бы полюбить… Но Онегин отталкивает от себя эту возможность: он не верит в любовь, не верит в счастье, ни во что не верит, не умеет верить…


- Во имя чего бежит от любви Онегин? Подтвердите словами текста романа.

(Учащиеся находят в тексте строки):


Когда бы жизнь домашним кругом

Я ограничить захотел…

То верно б кроме вас одной

Невесты не искал иной…

Но я не создан для блаженства;

Ему чужда душа моя…


Учитель: Это неправда! Как может человек говорить о себе: «я не создан для блаженства»?! Все люди созданы для счастья, но не все умеют быть счастливыми, - вот Онегин не умеет, боится. Пушкин знает, что человек может и должен быть счастлив и приносить счастье другим. В своем романе он показывает, как несчастлив и горек жребий безнадежного эгоиста.

И все-таки однажды безнадежный эгоист проговаривается. Найдите в тексте подтверждение этому.

Скажу без блесток мадригальных:

Нашел мой прежний идеал,

Я верно б вас одну избрал

В подруги дней моих печальных…

Значит, такая девушка, как Татьяна была когда-то идеалом Онегина! Но идеал этот – «прежний», Онегин больше не верит в него; поздно, как ему кажется, встретил он Татьяну… ненавидя и презирая свет, он тем не менее заражен его взглядами, его предрассудками:

Я сколько ни любил бы вас,

Привыкнув, разлюблю тотчас;

Начнете плакать: ваши слезы

Не тронут сердца моего,

А будут лишь бесить его…


- Почему Онегин так уверен, что иного «семейного счастья» быть не может? Найдите в тексте ответ.

Предполагаемый ответ: Потому что слишком много подобных примеров он видел в свете:

Что может быть на свете хуже

Семьи, где бедная жена

Грустит о недостойном муже

И днем и вечером одна;

Где скучный муж, ей цену зная

(Судьбу однако ж проклиная),

Всегда нахмурен, молчалив,

Сердит и холодно ревнив!

Учитель: Когда-то, в ранней юности, Онегин верил, вероятно, в возможность высокой любви на всю жизнь. Но свет убил эту веру – и даже надежду на ее возвращение:

Мечтам и годам нет возврата;

Не обновлю души моей…

Вот она - главная трагедия Онегина: «не обновлю души моей»! Конечно, с его точки зрения, он прав, он поступает благородно: не веря в возможность любви, отказывается от нее, да еще и воспитывает попутно наивную Татьяну. Отдадим Онегину должное. Во время объяснения с Татьяной он ничуть не лукавил и прямо и честно сказал ей все как есть. Он признался, что Татьяна нравится ему, но он не готов к браку, не хочет и не может ограничить свою жизнь «домашним кругом», что интересы и цели у него иные. Что его страшит прозаическая сторона брака и что семейная жизнь наверняка ему прискучит. Словом, Онегин вел себя безупречно («Не в первый раз он тут явил души прямое благородство»).

Другое дело, что Онегин невольно совершает непоправимую ошибку, о которой впоследствии будет горько сожалеть. При всей своей проницательности он не смог оценить истинный масштаб личности Татьяны, не увидел, что перед ним редкостная, «гениальная натура» (Белинский), наделенная исключительными способностями к духовно-нравственному развитию и самосовершенствованию. Он не почувствовал. Что любовь Татьяны – это дар судьбы, редкое счастье, ради которого стоило попытаться изменить свой образ жизни, привычки, планы на будущее.


И все-таки, кто знает, как сложилась бы судьба Онегина, не встреть он Татьяну, вернувшую его к жизни.

Он встречал Татьяну и раньше, - скажете вы, - и прежние их встречи ничего в нем не изменили. Ну и что из этого? Разве мало мы знаем житейских ситуаций, когда нечто хорошо нам знакомое и до поры ничем нас не привлекавшее вдруг раскрывается с такой неожиданной стороны, о какой мы и не подозревали. Второе столетие читатели «Евгения Онегина» задаются вопросом: почему герой не полюбил Татьяну – уездную барышню, а полюбил Татьяну – блестящую княгиню? «Человек предполагает, а Бог располагает», - говорит в таких случаях народ.



Любовь, разбередив душу Татьяны, непросто доставила ей муки, но пробудила ее к активному самосовершенствованию, к глубокой внутренней духовной работе над собой. Любовь, разбередив душу Онегина, тоже не просто ее режет по-живому, но, подобно скальпелю хирурга, вычищает все пораженные хандрой ее участки, пробуждая в ней вкус к жизни, желание жить.

«Как изменилася Татьяна» - восклицал Онегин, пораженный встречей с блестящей княгиней N. Но мы-то видим, что это Онегин изменился кардинально: под напором нового охватившего его чувства отступила хандра, переменился его круг чтения, точнее, он обрел возможность читать «духовными глазами», переменилось его восприятие жизни. Любовь, охватившая душу Онегина, оказалась способной не только развеять в ней мрачные чары хандры, но подвигнуть его душу на понимание и постижение того, что человеческая жизнь наполнена смыслом, во имя которого стоит жить.

Пушкинский роман открывает нам истину о великой исцеляющей, животворной силе любви.









Список используемой литературы


  1. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений в 10 томах.

  2. Лотман Ю.М. Пушкин. – СПб: Искусство-СПБ, 1999.

  3. Михайлова Н.И. Собранье пестрых глав. – М., 1994.

  4. Гуревич А.М. Сюжет «Евгения Онегина». – М., 1999.

  5. Пушкин в школе. Пособие для учителей, студентов, учащихся старших классов. Сост. В.Я. Коровина. – М.: РОСТ, 1999.

  6. Пушкин А.С в школьном изучении: сборник статей и материалов по биографии и творчеству поэта / Ред. М.И. Мещерякова / Сост. М.Ю. Бауськова и др. – М., Мегатрон, 1999.

  7. Я иду на урок литературы: 9 класс: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2000.

  8. Пушкинские чтения: Сборник статей / Сост. С.Г. Исаков. – Таллинн: Ээсти раамат, 1990

  9. Литература. 9 класс: поурочные планы по программе А.Г. Кутузова / Сост. Л.М. Серегина. – Волгоград: Учитель, 2005.
















Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ