Конспект урока по Литературе "Алан Милн. Смешная история" 2 класс



Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»







Назаренко Алла Марьяновна



Методическая разработка урока по литературному чтению во 2 классе по теме: «Алан Милн. Смешная история»















Г. Салехард

2009г





Составитель: А. М. Назаренко, учитель начальных классов, I категория, «Средняя общеобразовательная школа №6»



Аннотация:

Методическая разработка включает в себя применение ИКТ на уроке литературного чтения, текстовый материал для работы в парах. Данный урок входит в раздел «Сказочные человечки». Продолжается работа над развитием устной речи учащихся и навыков выразительного чтения. На этапе «открытия нового знания» формируется умение осмысливать заглавие произведения, его связь с содержанием произведения и главной мыслью, выстраивание последовательности событий, умение анализировать эпизоды. Параллельно с изучением нового материала идет лексическая работа: наблюдение над значениями слов, уточнение и объяснение значений слов (в том числе с помощью статей из толкового словаря). Для достижения устойчивого интереса к уроку проводится частая смена видов деятельности, выполнения детьми различных учебных задач. Применение на уроке ИКТ позволяет активизировать детей. Также возможности ИКТ используются при проверке работы учащихся в паре. Домашнее задание содержит творческий характер.



Внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс начальной школы

Из опыта работы

Учитель, идущий в ногу со временем, сегодня психологически и технически готов использовать информационные технологии в преподавании. Любой этап урока можно оживить внедрением новых технических средств. Учитель-профессия творческая.
Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся. ИКТ можно рассматривать как средство доступа к учебной информации, обеспечивающее возможности поиска, сбора и работы с источником, в том числе в сети Интернет, а также средство доставки и хранения информации. Использование ИКТ в учебном процессе позволяет повысить качество учебного материала и усилить образовательные эффекты. Одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Уже второй год использую ИКТ на уроках и пришла к выводу, что это позволяет:

во-первых, развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;

во-вторых, овладевать практическими способами работы с информацией;

в-третьих, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;

в-четвертых, активизировать познавательную деятельность учащихся;


Применяя на своих уроках ИКТ, я, прежде всего, заинтересовываю детей своим предметом, делаю его интересным и разнообразным, а урок - эмоционально насыщенным и эмоциональным. Также сокращается время контроля и проверки знаний учащихся. Для этого используются различные тесты и задания. Ученики, выполняя задания контрольного характера, учатся навыкам контроля и самоконтроля, им постоянно приходится возвращаться на тот или иной этап или в ту или иную тему, чтобы правильно ответить на вопросы.

Уроки с использованием ИКТ стали привычными для моих учащихся. Это, на мой взгляд, является одним из самых важных результатов инновационной работы в школе.

Вариантов применения ИКТ в образовательном процессе начальной школы множество. Среди них можно выделить:

1. Урок с мультимедийной поддержкой. Учащиеся работают с готовой учебной программой, которая наряду с научно-познавательным текстом, рисунками включает задания для практической работы, тренировочные и контрольные упражнения. Таким образом, это позволяет провести индивидуальный и полный анализ уровня знаний учащихся и дать им объективную оценку, а также выявить слабые места в усвоении знаний учащимися.

2. Урок, с использованием интерактивной доски.

Для развития творческих способностей учащихся и активизации их познавательной деятельности предлагаю им творческие задания. Работа обучающихся над заданиями такого типа привлекательна тем, что проявляется личностная ориентация педагогического процесса, происходит поиск и развитие способностей, заложенных природой в каждом ребенке. На разные уроки подбираю презентации, по разным темам. Урок от этого становится интереснее. Материал, традиционно трудно усваиваемый, при использовании электронных приложений к урокам, тестов, у ребят вызывает интерес к предмету и углубляются знания по предметам. Элементы методики преподавания предметов с использованием ИКТ могут быть такими:

  1. Создание "проблемных ситуаций" в процессе изложения учебного материала.

  2. Виды занятия:

- Рассказ, лекция, беседа, использование аудио-видео материалов;

- электронные и печатные материалы;

  1. Формы работы учеников: работа с книгой, анализ произведения, исследовательская работа, сочинение, создание презентаций.

  2. Оценка качества усвоенных знаний на занятиях в форме тестирования, тест – опрос. Материал урока должен быть разбит на чёткие, законченные части, логично соединённые друг с другом.



Неограниченные возможности использования информационных технологий предоставляет и внеурочная деятельность. С помощью ИКТ можно провести не только классные часы, праздники, турниры, КВНы, но и оформить совместно с обучающимися исследовательские работы, составить проспекты, презентации и слайд – проекты.


Использование информационно – коммуникационных технологий помогает стимулировать творческую активность обучающихся. Создание презентаций, слайд – проектов и всевозможных проспектов способствует развитию эстетической, общекультурной, коммуникативной, ценностно-смысловой, информационной компетенций

Таким образом, внедрение новых информационных технологий в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для познавательных процессов и развития индивидуальных качеств.



Тема: Алан Милн.

Смешная история.(Перевод Б. Заходера).













Цель:

обучающие: закреплять умения выстраивать цепь событий в произведении большого объема; совершенствование навыков выразительного чтения; совершенствовать умение анализировать произведение;

воспитательные: воспитывать интерес к чтению произведений большого объема; воспитание положительного отношения к окружающему миру, людям; воспитывать на примере произведения;

развивающие: развитие эмоционального восприятия, содействовать развитию умений осуществлять самоконтроль и самооценку, содействовать осознанию учащимися изученного материала.



Оборудование:

1. ИКТ

2. Выставка рисунков

3. Толковый словарь

4. Тест.

5. Выставка книг А. Милна и Б. Заходера

6. Тетрадь по чтению к учебнику «Маленькая дверь в большой мир» Р.Н. Бунеев, Е. В. Бунеева , О. В. Чендилова

7. Учебник Р.Н. Бунеев, Е. В. Бунеева «Маленькая дверь в большой мир», книга для чтения во 2 класс

1.Организационный момент.

2.Эмоциональный настрой.

3. Актуализация знаний.

-Давайте вспомним с каким произведением познакомились на прошлом уроке. ( Дж. Толкина «Хоббит»)



-К какому жанру литературы относится произведение Д. Толкина? ( Сказочная повесть)





















-Что такое повесть? (Повесть- это литературное произведение, где автор описывает или повествует. Повесть по быстроте развертывания событий ближе к рассказу).

- Почему эта повесть сказочная?

- Какие сказки вам напомнила повесть Толкина? (Волшебные)

- Сказочная повесть «Хоббит» авторская или народная? (Авторская, отношение автора к героям, их изображение делают повесть авторской; повесть не похожа на народные сказки, в сказках все всегда идет неспешно: «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается». В сказочной повести повествование развивается не так ровно, меняется темп повествования: от медленного –к очень быстрой смене событий- и снова замедленно.)

- Как построена повесть? (Сказочная повесть построена так, что мы не знаем, что происходит. Автор постоянно подкидывает нам загадки, которые приходится разгадывать.)

- Кто герои этой сказочной повести?

(Сказочные существа: тролли, гномы, хоббиты, гоблины, эльфы, пауки)















- Что вы узнали о сказочных существах?

Хоббиты- маленький народец, ростом меньше карликов, они сообразительны и шустры, но не всегда любят торопиться, у них зоркий взгляд, острый слух, они носят одежду, но не всегда –обувь, ноги их поросли густым мхом, обожают вкусно поесть, попить, принимать друзей. Хоббиты как дети.















Эльфы- древний народ, похожие на людей, ловкие, с острыми ушами, склонны к магии (но не все среди них волшебники), могут сочинять стихи, любят петь, играть на арфе. Эльфы долгожители.













Гномы – бородатые подземные карлики крепкого телосложения.













Гоблины –похожи на обезьян с зеленой или темной кожей.











Тролли- горные великаны, с низким интеллектом.















Скачочные пауки- огромные, коварные, в повести они представлены как сила Зла.















- Кто является главным героем сказочной повести Толкина? (Бильбо -сказочный хоббит).











- Каким он вам представляется? (Находчивый, смелый, мужественный, решительный, любил уют, покой, вкусно поесть, попить; все делает для спасения друзей. Все умения Бильбо не волшебные, а человеческие)

-Что еще вы узнали из прочитанного?

(Еще мы узнали, что Бильбо –научился дорожить дружбой, жить в экстремальных условиях, научился быть счастливым даже тогда, когда нечего было есть, было холодно и твердо спать. Бильбо научился довольствоваться малым: «БОГАТ НИ ТОТ, КТО МНОГО ИМЕЕТ, А ТОТ, КТО НУЖДАЕТСЯ В МЕНЬШЕМ»)

4. Поверка домашнего задания.

-Каким было ваше домашнее задание?

(Написать сочинение- миниатюру «Мои впечатления» по сказочной повести Дж. Толкина «Хоббит», проиллюстрировать сказочных существ))

-Кто желает прочитать свое сочинение? (заслушать 2-3 учащихся)

-Давайте рассмотрим выставку работ и сравним какими вы представили себе сказочных существ и как они выглядят на в самом деле, как их проиллюстрировал художник. В чем вы были правы? В чем сходство и в чем различие? Какие работы вам понравились больше всего : выполненные учащимися или художником?

5. Открытие нового знания.

Вступительная беседа, работа по иллюстрации. Антиципация чтения (прогнозирование содержания)

- Давайте откроем учебник и рассмотрим иллюстрацию вверху страницы.







-Что изображено на картинке?

-Как вы думаете почему Винни-Пух и Пятачок являются героями нашего урока?

-Как вы думаете, о чем эта сказка?

-Какие еще вы знаете сказки о Винни-Пухе и Пятачке?

-Давайте назовем ключевые слова.(Дети по картинке называют ключевые слова)

-Дополним ваши ключевые слова.













-Где происходит действие?

-Какое время года изобразил художник?

-Что необычного на этой картине?

-Кто будет главным героем?

(Винни-Пух и Пятачок)

- Поделитесь своими предположениями, о чем же будем читать эту сказку?

- Оправдаются ли наши предположения мы узнаем , когда прочитаем 3-ю главу.

-Кто написал это произведение? Прочитайте имя и фамилию автора. (Алан Милн)













-Вам знакомо имя автора? (нет)

- Прочитайте название произведения.

- Прочитайте, что написано в скобках под названием произведения. (пересказал Б. Заходер)

- Объясните значение слова «пересказал»?

-А имя Бориса Заходера вам известно? (да)













-Какие произведения Б. Заходера вы можете назвать?











- Все ли произведение мы будем читать? (нет, только 3 главу)

-Как называется эта глава? (3 глава, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку)

-Из скольких частей состоит 3 глава?

( 3-я глава состоит из 1 части)

6.Чтение рассказа по частям и беседой по ходу чтения.

7.Словарная работа.













-Во время чтения подчеркните слова, значения которых вы не знаете.

-Итак, какие слова вы подчеркнули? Где можем найти толкование значений непонятных слов? (в токовом словаре)

ФИЗМИНУТКА.

-А теперь все отдохнем, с нашим Пухом, Пятачком.













Мы следы искать пойдем, Буку, Бяку там найдем.

Наклонились влево, вправо, все присели – спинка прямо.

Буки, Бяки не видать, нужно на носочки встать.

Потянулись выше, выше…

Вдруг увидели на крыше Кристофер Робин там сидит,

Во все стороны глядит.

А мы даром время не теряем и к уроку приступаем.

8. Работа с текстом после чтения.

1.Беседа по содержанию.

-Оправдались наши предположения? В чем совпали первоначальные предположения?

-Какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник на с. 126?

-Точен ли художник в деталях? Совпадает ли его видение с вашим?

-Кто рассказал всю эту историю? (рассказчик)

-Мог ли им быть Кристофер Робин?( нет, нельзя о себе сказать: «Кристофер Робин не спеша слез…», так про себя не говорят)

-Кроме рассказчика кто мог бы еще рассказать об этой истории?

(Винни-Пух, Пятачок)

2.Соотнесение текста с иллюстрациями

-Давайте рассмотрим еще две иллюстрации на стр. 129, стр. 131.

-Какой момент изобразил художник на стр. 129? Зачитайте строки из текста.













-Кто изображен на стр. 131? ( слайд)













-Удалось ли художнику передать настроение героев?

-Вам понравилось произведение?

-По этому произведению мы можем судить о писателе?

-Что вы знаете про Алана Милна?(Рассказ учителя ) (слайд)







































9. Работа в тетради.

Работа в парах по заданию в тетради.

-Итак, Пятачок- лучший друг Винни Пуха. Какие же это герои по характеру? Ответить на этот вопрос поможет задание №3 в тетради на с. 17. Обсудите в парах этот вопрос и сделайте вывод о характере наших героев.

-Какими были по характеру Винни- Пух и Пятачок? ( Ответы детей)

10. Тестовые задания.

Посмотрим на сколько внимательными вы были в течение всего урока. С этой целью выполним тест. Приступим к работе. (Учитель читает вопросы, у каждого ученика на парте лежит тест с вопросами и тремя предложенными вариантами ответов)



Выбери правильный ответ и подчеркни:

Где жил Пятачок?

а) в домике

б) в дупле

в) под землей

Что искал Вини Пух?

а) счастье

б) следы

в) друзей

Что было написано на доске при входе в дом Пятачка?

а) имя дедушки

б) имя бабушки

в) имя папы

С кем встретился Вини Пух на дереве?

а) с совой

б) с осликом

в) с Кристфером Робином

Куда пошел Винни-Пух?

а) спать

б) обедать

в) на встречу с осликом.





-Сравните свои ответы с ответами на слайде.















Поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки.

11. Итог урока:

-Кто пересказал сказку на русский язык? (Б. Заходер)

-А кто написал? (А. Милн)

-О какой именно истории мы прочитали на уроке?(как Пух и Пятачок искали следы)

-Так чьи это оказались следы?

-Какое настроение вызвала у вас прочитанная история?

-Что вам показалось в этой истории смешным?

-Как вы относитесь к героям?

- Почему это произведение размещено в этом разделе? (раздел «Сказочные человечки»)

-Почему автор предложил прочитать только 3 главу?

-А вас заинтересовала эта глава? Кому хочется узнать, что дальше произошло с Винни-Пухом? Тогда в библиотеке вы можете взять книгу и прочитать произведение полностью.

Рефлексия.

-Как вы оцениваете свою работу в классе? Оцените работу класса.

11. Дома: прочитать самый смешной отрывок,

- написать сочинение-миниатюру «История, которая случилась с моими игрушками».



Используемая литература:

1.Проблемный урок или как открывать знания с учениками. Е. Л. Мельникова.

2.Методические рекомендации для учителя. Уроки чтения по книге «Маленькая дверь в большой мир».



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ