Конспект урока по Литературе «Анализ сцены «Признание Пьера Безухова в любви Элен Курагиной» 10 класс

О.В.Евдокимов, учитель русского языка и литературы Санкт-Петербургской школы № 288 Адмиралтейского района


Открытый урок по литературе в 10 «А» классе

(16 декабря 2013 г.)

Тема урока «Анализ сцены «Признание Пьера Безухова в любви Элен Курагиной»

(Том 1, ч. 3, гл. 2)

(1 урок)


Учебно-методическое обеспечение: Текст романа Л.Н.Толстого «Война и мир, портрет писателя1, фотография фрагмента сцены из фильма Сергея Бондарчука «Война и мир» «Пьер Безухов и Элен Курагина»2.


Необходимое оборудование и материалы для урока, оформление доски: I том романа Л.Н.Толстого «Война и мир», рабочие тетради, проектор, экран, компьютер, на доске, помимо даты, написаны тема урока и слова писателя, вложенные в уста одной из участниц анализируемой сцены: «Les mariages se font dans les cieux // «Браки совершаются на небесах».


Цели урока:

а) познакомить учащихся с аналитическими методами текста, позволяющими более точно понять значение изучаемой сцены в жизни героев (лексический анализ, сопоставительный анализ);

б) выявить критерии авторской оценки к происходящему в сцене;

в) выработать отношение учащихся к тем нравственным нормам, которых придерживается гениальный писатель в изображении мотивированных поступков персонажей.


Задачи урока:

- продолжить формирование интереса учащихся к творчеству Л.Н.Толстого, постижению его писательского мастерства;

- продолжить обучение учащихся методам текстуального анализа текста на примере анализа сцены «Признание Пьера Безухова в любви Элен Курагиной»;

- продолжить работу по развитию аналитически аргументированной устной речи учащихся, а также продолжить обучение по выявлению психологической мотивации в поступках героев, их жизненных приоритетов;

- совместно с учащимися раскрыть межпредметные связи, содержащиеся в данной сцене.



План урока:


I. 1. Проверка домашнего задания [т. 1, ч. 3, гл. 1-2]


Ответьте на следующие вопросы:

а) - что думал и что чувствовал Пьер, когда оставался один на один со своей совестью, относительного женитьбы на Элен Курагиной?


б) - что говорит Л.Н.Толстой о мыслях и сердечных чувствах своего героя, рассматривающего возможность (допустимость) соединения своей жизни с жизнью Элен?

- чем объясняет автор романа нерешительность Пьера разорвать все связи с Элен?


в) - проследите по тексту 1-й и начала 2-й главы те события, которые предшествовали сцене «признания» в любви Пьера, и ответьте на вопросы:

- как автор описывает заговор общества князя Василья и Анны Павловны Шерер против Пьера?

- перечислите основные этапы в усилиях этого общества, предпринятые им для «сближения» Пьера и Элен.

- какую характеристику можно дать поведению Пьера и Элен в сцене № 1) «Сентябрьский вечер 1805 года у Анны Павловны Шерер» и в сцене № 2) «Именины Элен Курагиной в ноябре 1805 года» (до сцены «Признание Пьера Безухова в любви Элен Курагиной»)?


II. 1. Анализ сцены «Признание Пьера Безухова в любви Элен Курагиной».


А) Аналитическое чтение сцены по ролям. Учащиеся читают: а) слова автора, б) слова князя Василия, в) слова старой княгини Алины Курагиной, г) слова Пьера, д) слова Элен.

Б) выскажите свое мнение:

- можно ли считать согласие Пьера на руку Элен добровольным? Почему?

- какими знаковыми словами в продолжение всей сцены характеризует писатель нравственный облик героев через изображение их лица, манеры поведения, речи:

1) князя Василия, 2) Элен, 3) Пьера, 4) старой княгини Алины Курагиной, 5) «пожилой дамы»?

- о чем свидетельствуют эти авторские слова? Выпишите их.


В) проследите поведение князя Василия на протяжении всей сцены:

- укажите основной мотив поведения князя;

. - прокомментируйте это поведение.


Сцена «Признание Пьера Безухова в любви Элен Курагиной»

(Том 1, ч. 3, гл. 2)


<<Когда князь Василий вошел в гостиную, княгиня тихо говорила с пожилой дамой о Пьере.

— Конечно, c'est un parti très brillant, mais le bonheur, ma chère... [- Конечно, это очень блестящая партия, но счастье, моя милая…]

Les Marieiages se font dans les cieux [- Браки совершаются на небесах.], - отвечала пожилая дама.

Князь Василий, как бы не слушая дам, прошел в дальний угол и сел на диван. Он закрыл глаза и как будто дремал. Голова его было упала, и он очнулся.

— Aline, — сказал он жене, — allez voir ce qu'ils font. [- Алина, посмотри, что они делают.]

Княгиня подошла к двери, прошлась мимо нее с значительным, равнодушным видом и заглянула в гостиную. Пьер и Элен так же сидели и разговаривали.

— Всё то же, — отвечала она мужу.

Князь Василий нахмурился, сморщил рот на сторону, щеки его запрыгали с свойственным ему неприятным, грубым выражением; он, встряхнувшись, встал, закинул назад голову и решительными шагами, мимо дам, прошел в маленькую гостиную. Он скорыми шагами, радостно подошел к Пьеру. Лицо князя было так необыкновенно-торжественно, что Пьер испуганно встал, увидав его.

— Слава Богу! — сказал он. — Жена мне всё сказала! — Он обнял одной рукой Пьера, другой — дочь. — Друг мой Леля! Я очень, очень рад. — Голос его задрожал. — Я любил твоего отца… и она будет тебе хорошая жена… Бог да благословит вас!..

Он обнял дочь, потом опять Пьера и поцеловал его своим старческим ртом[3]. Слезы, действительно, омочили его щеки.

— Княгиня, иди же сюда, — прокричал он.

Княгиня вышла и заплакала тоже. Пожилая дама тоже утиралась платком. Пьера целовали, и он несколько раз целовал руку прекрасной Элен. Через несколько времени их опять оставили одних.

«Всё это так должно было быть и не могло быть иначе, — думал Пьер, — поэтому нечего спрашивать, хорошо ли это или дурно? Хорошо, потому что определенно, и нет прежнего мучительного сомнения». Пьер молча держал руку своей невесты и смотрел на ее поднимающуюся и опускающуюся прекрасную грудь.

— Элен! — сказал он вслух и остановился.

«Что-то такое особенное говорят в этих случаях», — думал он, но никак не мог вспомнить, что такое именно говорят в этих случаях. Он взглянул в ее лицо. Она придвинулась к нему ближе. Лицо ее зарумянилось.

— Ах, снимите эти… как эти… — она указывала на очки.

Пьер снял очки, и глаза его сверх общей странности глаз людей, снявших очки, глаза его смотрели испуганно-вопросительно. Он хотел нагнуться над ее рукой и поцеловать ее; но она быстрым и грубым движением головы пeрехватила его губы и свела их с своими. Лицо ее поразило Пьера своим изменившимся, неприятно-растерянным выражением.

«Теперь уж поздно, всё кончено; да и я люблю ее», — подумал Пьер.

— Je vous aime! [- Я вас люблю!] — сказал он, вспомнив то, что нужно было говорить в этих случаях; но слова эти прозвучали так бедно, что ему стало стыдно за себя.

Через полтора месяца он был обвенчан и поселился, как говорили, счастливым обладателем красавицы-жены и миллионов в большом петербургском, заново отделанном доме графов Безуховых>>.


2. Письменная работа:

а) - выпишите слова из текста прочитанной сцены, которые относятся к изображению выражения лиц героев: 1) лицо кн. Василя Курагина: а) искреннее, б) притворное; 2) лицо Пьера Безухова; 3) лицо Элен Курагиной. [Кн. Василий: а) лицо его искреннее: «…нахмурился, сморщил рот на сторону , щеки его запрыгали с… неприятным, грубым выражением»; б) лицо притворное: «Лицо князя было так необыкновенно-торжественно…»; Пьер, со слов автора: «… снял очки… глаза его смотрели испуганно-вопросительно». Элен: «Лицо ее поразило Пьера… неприятно-растерянным выражением»].

б) - ответьте на вопрос: какие чувства, жесты, мимика объединяют лица всех главных участников этой сцены, о чем говорят выражения этих лиц?

в) - святой апостол Иоанн Богослов говорит в одном их своих посланий так: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершенен в любви» (1-е послание апостола Иоанна, стихи 4:18). Как вы понимаете эти слова святого ученика Христа? Можно ли этими словами объяснить поведение Пьера в анализируемой сцене?


3. Дайте развернутый ответ на вопросы:

а) - каково значение авторских слов, содержащихся в последнем абзаце сцены: «Через полтора месяца он был обвенчан и поселился, как говорили, счастливым обладателем красавицы-жены и миллионов в большом петербургском, заново отделанном доме графов Безуховых»?

б) - какова роль вводных слов «как говорили», употребленных автором в последнем предложении?

в) - что именно подчеркивает Толстой, говоря о дальнейших событиях в жизни Пьера, употребляя слова «был обвенчан», а не слово «венчался»?

г) - о чем говорит то равенство понятий, которое стоит между выражениями «счастливый обладатель красавицы-жены» и «миллионов»?

д) - кто и почему из героев говорил и заботился о «большом петербургском, заново отделанном доме графов Безуховых»?

е) – как вы объясняете авторский отказ от создания сцен свадебных торжеств, венчания, медового месяца, которые должны были последовать в жизни Пьера и Элен (ведь в жизни героев произошло «значимое» событие), а ограничился лишь лаконичным замечанием о дальнейшей жизни молодых супругов? О чем говорит такой отказ?


4. Подведение итогов анализа сцены, выставление оценок учащимся.


III. Домашнее задание.

1. Принес ли такой брак семейное счастье Пьеру? Почему? Порассуждайте об

этом, приводя в качестве доказательств слова и мысли самого Пьера.


А) [Пьер об Элен после дуэли с Федором Долоховым: «Что ж было? — спрашивал он сам себя. — Я убил любовника, да, убил любовника своей жены. Да, это было. Отчего? Как я дошел до этого? — Оттого, что ты женился на ней, — отвечал внутренний голос. «Но в чем же я виноват? — спрашивал он. — В том, что ты женился не любя ее, в том, что ты обманул и себя и ее, — и ему живо представилась та минута после ужина у князя Василья, когда он сказал эти невыходившие из него слова: „Je vous aime“. [Я вас люблю.] Всё от этого! Я и тогда чувствовал, думал он, я чувствовал тогда, что это было не то, что я не имел на это права. Так и вышло». Он вспомнил медовый месяц, и покраснел при этом воспоминании». (Том 2, ч. 1, гл. 6.)]

Б) [Пьер об Элен после расставания с ней: "Елена Васильевна, никогда ничего не любившая кроме своего тела и одна из самых глупых женщин в мире, - думал Пьер, - представляется людям верхом ума и утонченности, и перед ней преклоняются». (Т.2, ч. 5, гл.I)]


2. Приведите мнение одного-двух критиков о Элен Безуховой (см. учебник)4.

А) [Критик П.Л. Вайль: «По сути дела, в романе только одна безусловная красавица — Элен Безухова, но она же и один из самых отталкивающих персонажей, олицетворение безусловно осуждаемого автором разврата и зла».]



Б) [Вот что пишет об Элен Курагиной современник Л.Н.Толстого, Д.И. Писарев: «Глупая красавица, достойная сестра Ипполита Курагина, графиня Элен Безухова, пользующаяся репутациею прелестной и очень умной женщины и привлекающая в свой салон все, что блестит умом, богатством, знатностью или высоким чином...»]



3. Прочитайте сцену дуэли Пьера Безухова с Федором Долоховым (т. 2, ч. 1, гл. 4-5) и ответьте на вопросы:

а) - чем вызвана была эта дуэль?

б) - как сложились отношения Пьера и Элен после дуэли? Почему? (Т. 2, ч. 1, гл. 6)

в) - каким образом Пьер выстраивает свою жизнь после разрыва с Элен? Что привело Пьера в масонство? Что вы можете сказать о масонстве? (Т. 2, ч. 2, гл. 1-2)

г) - можно ли считать, что, вступив в масонскую ложу, Пьер движется по пути «нравственных исканий» и благодаря этому временно преодолевает внутренний кризис? Что по этому поводу говорит автор романа? Аргументируйте свой ответ, опираясь на текст произведения. (Т.2, ч. 2, гл. 10-11)

д) - почему Пьер разочаровывается в масонстве? Перечислите основные причины такого разочарования. (Т. 2, ч. 3, гл. 7-10)
























1 Фотография автора романа «Война и мир» Л.Н.Толстого. Ссылка на фото в Яндексе: http://images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&fp=0&text=%D0%BF%D1%8C%D0%B5%D1%80%20%D0%B1%D0%B5%D0%B7%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B2%20%D0%B8%20%D1%8D%D0%BB%D0%B5%D0%BD%20%D0%BA%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%B3%D0%B8%D0%BD%D0%B0%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%8B&noreask=1&pos=4&lr=2&rpt=simage&uinfo=ww-1007-wh-609-fw-782-fh-448-pd- 1&img_url=http%3A%2F%2Fsecureclub.ru%2Fimage%2FaHR0cDovL2ZlYi13ZWIucnUvZmViL2lybC9waWN0dXJlcy9pOTItNjE3LmpwZw%3D%3D

2 Фотография кадра из фильма С.Бондарчука «Война и мир», сцена «Элен Курагина и Пьер Безухов. Признание». Ссылка на фото в Яндексе: http://images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&fp=0&text=%D0%BF%D1%8C%D0%B5%D1%80%20%D0%B1%D0%B5%D0%B7%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B2%20%D0%B8%20%D1%8D%D0%BB%D0%B5%D0%BD%20%D0%BA%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%B3%D0%B8%D0%BD%D0%B0%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%8B&noreask=1&pos=0&lr=2&rpt=simage&uinfo=ww-1007-wh-652-fw-782-fh-448-pd-1&img_url=http%3A%2F%2Fwww.peremeny.ru%2FUserFiles%2FImage%2Fnarrativ%2Fvim%2FvimPierEl.jpg

3 В начальных редациях Л.Н.Толстой, очевидно, желая подчеркнуть в этой сцене отрицательные моральные качества князя Василия, наделял его образ еще более неприязненными черточками. Например, в предложении «Он обнял дочь, потом опять Пьера и поцеловал его своим старческим ртом» последние слова звучали так: «и поцеловал его дурно пахнущим ртом».

4 Литература 10 класс. Учебник в 2 ч. Лебедев Ю.В. 14-е изд. – М.: 2012.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ