Конспект урока по Литературе "Добро и зло в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина" 5 класс

















Руденко Римма Васильевна,


МАОУ «Лянторская СОШ № 7»,


учитель русского языка и литературы.



















Разработка урока литературы

5 класс



Тема: Добро и зло в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина.


Цели: раскрыть нравственный смысл сказки Пушкина, рассмотреть категории добра и зла на примере «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»; продолжить обучение элементам анализа художественного текста, умению сравнивать, обобщать;

формирование прочной нравственной позиции, положительных ориентаций на распознавание истинной красоты.


Эпиграф: Лишь добро одно бессмертно.

Зло подолгу не живет.

Шота Руставели


Методические приемы: беседа, анализ эпизодов, выразительное чтение.


Оборудование: текст «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях», иллюстрации к сказке, слайды, мультипликационный фильм по сказке.


Ход урока.


  1. Организационный этап.


  1. Слово учителя.

Учитель: С какой сказкой А.С.Пушкина мы познакомились на прошедших уроках?

Ученики: Со «Сказкой о мертвой царевне и семи богатырях»

Учитель: Что мы узнали об этой сказке и ее героях?

( Учащиеся рассказывают о сюжете, главных героях, о противоположных образах царицы и царевны.)

Учитель: Сегодня на уроке мы будем беседовать о героях «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»;

Цель нашей работы – раскрыть значение терминов «добро» и «зло» на примере сказки. Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст.


3.Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала. Проверка индивидуального домашнего задания.


Учитель: Нам всем знакомо выражение «В сказках Добро всегда побеждает Зло». Что же это такое – Добро и Зло? Необходимо было найти в толковом словаре значение этих слов.

( Ученик зачитывает определения терминов из толкового словаря )

«Добро – это то, что хорошо, полезно, нужно человеку, с чем связаны надежды людей, представления о свободе и счастье.

Зло всегда имеет отрицательный смысл и обозначает плохое, влекущее за собой беды, страдания, горе, несчастье» ( Школьный философский словарь)

«Добро – в духовном значении благо, что честно и полезно, все чего требует от нас долг человека

Зло – худое, лихое. Злой человек – причиняющий зло другим: вредный, пагубный» ( Словарь живого русского языка Владимира Даля)


Учитель: Можем ли мы утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями?

Ученик: Да, добро и зло – противоположные понятия.

Учитель: Мне хотелось бы, чтобы вы усвоили не только значения слов, данные в словаре, но и попытались увидеть, как А.С.Пушкин показывает добро и зло в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях».

На первом уроке по этой сказке мы с вами сделали вывод, что она близка к народным (фольклорным) сказкам.


4. Этап проверки знаний.

Беседа


Учитель: В народных сказках всех героев можно распределить на положительных и отрицательных. Назовите положительных героев народных сказок (они олицетворяют добро) и отрицательных (олицетворяют зло).

Ученик: Добро – Иван-царевич, Царевна-лягушка, Иван-крестьянский сын. Зло – Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Чудище поганое.



Учитель: Можем ли мы так же четко разграничить положительных и отрицательных героев в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях»?

(Учащиеся перечисляют героев сказки и приходят к выводу, что в сказке больше положительных героев, предполагают, что образ Чернавки невозможно отнести ни к положительным, ни к отрицательным ).

Учитель: Подумайте, в образах каких героев заметна наиболее яркая характеристика Добра и Зла?

Ученики: Царевны и царицы.


Учитель: Для того, чтобы представить образы Царевны-мачехи и Царицы, мы обратимся ко второй части вашего домашнего задания – устному словесному рисованию портретов Царевны и Царицы.

( Учащиеся представляют словесные портреты Царевны и Царицы )


Учитель: Дома необходимо было выписать определения, характеризующие героинь. Посмотрим, что у вас получилось, и сравним с таблицей.

( Учащиеся зачитывают определения и сравнивают с таблицей, представленной в виде слайда)






Царица

Царевна


Внешность


высока

стройна

бела



белолица

черноброва


Поведение характер

горда

ломлива

своенравна

ревнива

злая

красавица-душа

милая

приветливая


Цвет



черный



белый

красный





Учитель: Почему царица решила погубить царевну? В чем суть конфликта между ними?

Ученики: Царица-мачеха считает себя самой красивой, а царевна становится ее соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что падчерица «милее и белее», чем она.


Учитель: Какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне?

Ученики: Ненависть, зависть.

Учитель: Обладает ли добрый человек такими чувствами?

Ученики: Нет, эти чувства характерны для злых людей.

Учитель: А как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к Чернавке, которая уводит девушку в темный лес?

Ученики: Она даже к своим врагам относится хорошо, не держит на них зла, не пытается им отомстить


Учитель: И царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой?

Ученики: Царица красивая, но злая, никого не любит. Она весела только с зеркальцем. Значит душа у нее черная. А царевна по-настоящему красива, она всех любит, творит добро, и все ей помогают.



5. Объяснение нового материала. ( Беседа, анализ текста)


Учитель: Мы составили словесные портреты героинь, а теперь обратимся к иллюстрациям сказки и сравним образы Царицы и Царевны.

( Показ иллюстраций, комментарии)

К сказке Пушкина созданы не только иллюстрации, но и фильмы.

Сейчас мы посмотрим эпизоды из мультипликационного фильма «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Просмотр эпизодов

1.«Царица и зеркало»( комментарии )

2.«Но царевна молодая

Тихомолком расцветая»( комментарии.)

Учитель: С чем сравнивает автор царевну, говоря «…росла, росла, поднялась – и расцвела»?

Ученики: С цветком. Она так же прекрасна, как роза.


Учитель: Как вы считаете, правильно ли представил режиссер образы Царицы и Царевны?

( Учащиеся сравнивают свои представления об образах героинь с представлением режиссера фильма)

Для того, чтобы доказать, что царица олицетворяет зло, а царевна – добро, обратимся к чтению и анализу эпизодов, в которых видна яркая характеристика образов героинь.


Выразительное чтение. .Анализ эпизодов


Анализ эпизода «Но невеста молодая

До зари в лесу блуждая» ( Выразительное чтение)


Учитель: Почему царевна решила, что в тереме «люди добрые живут»?

Ученики: Есть иконы, в горнице чисто, светло


Учитель: Что сделала героиня в доме?

Ученики: Зажгла свечу, затопила печь


Учитель: Как это характеризует героиню?

Ученики: Она не только красивая, скромная, но и трудолюбивая.


Учитель: Пушкин рисует образ Царевны в духе народно-сказочной традиции, когда в первую очередь ценится скромность, душевная щедрость, хозяйственность.

Можем ли мы про царицу сказать, что она трудолюбивая?

Ученики: Нет, она всегда сидит без дела, только в зеркало смотрится, любуется своей красотой.


Выразительное чтение и анализ эпизода «Раз царевна молодая»


Учитель: Кто приходит к царевне с целью погубить ее?

Ученики: Царица, переодетая монахиней.


Учитель: На чьей стороне Соколко? Почему?

Ученики: Соколко пытается помочь Царевне, он даже съедает отравленное яблоко, чтобы объяснить богатырям, что произошло с Царевной.


Учитель: Получается, что Зло победило. Царица торжествует, устранив соперницу. Так ли это?

Ученики: Нет! Царевич Елисей, обратившись к помощи Солнца, месяца, ветра спасает свою невесту.


Учитель: В сказках у добра всегда много помощников, а зло – одиноко.

В «Сказке о мертвой царевне» мы видим, что даже явления природы помогают Елисею найти невесту.

Что же происходит со злой царицей-мачехой?

Найдите строки, в которых говорится о последних минутах ее жизни.


Учащиеся зачитывают строки :

«Злая мачеха, вскочив,

Об пол зеркальце разбив,

В двери прямо побежала

И царевну повстречала

Тут ее тоска взяла,

И царица умерла.»


Учитель: Пять раз в сказке царица названа злой. И она , действительно, причиняет зло тем, кто находится рядом с ней. Но справедливость восстановлена. Добро торжествует.

А сейчас обратите внимание на эпиграф.

Можем ли мы, рассмотрев образы царицы и царевны, согласиться с высказыванием поэта Руставели «Лишь добро одно бессмертно.

Зло подолгу не живет»?

Ученики: Да, ведь Царица умирает, а царевна оживает. Значит, добро победило.


6. Закрепление изученного материала.

Учитель: В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы всегда наблюдаем борьбу добра со злом.

Однако в реальной жизни мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Ведь мы совершаем и добрые поступки, и злые. Любим, желаем добра, здоровья. И тут же завидуем, обижаемся и даже, бывает, ненавидим.

Подумайте, пожалуйста, чему научила вас сказка А.С.Пушкина. Считаете ли вы себя добрыми?

Запишите ответ на этот вопрос.



7.Информация о домашнем задании.

Выберите для чтения наизусть понравившийся отрывок. (Границы отрывка определите самостоятельно)

Выучите его.

8. Итог урока.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ