Конспект урока по Литературе «Пейзажная лирика Ф. И. Тютчева» (урок на основе блочно-модульной технологии) 10 класс
ФИО учителя: Зырина Татьяна Александровна
Город, школа: город Буй Костромской области МОУ СОШ №9
Предмет: литература
Класс: 10
Тема урока: «Пейзажная лирика Ф. И. Тютчева» (урок на основе блочно-модульной технологии)
Место урока в теме: второй урок по теме «Поэзия Ф.И.Тютчева»
__________________________________________________________________________________________________
Цели урока.
Цели урока:
обучающая цель: знакомство с поэтическим взглядом Тютчева на природу; дальнейшее формирование навыков работы с лирическим произведением
развивающая цель: развивать умения анализировать, синтезировать, обобщать
воспитывающая цель: формирование любви к природе среднерусской полосы, развитие коммуникативных навыков
Тип урока.
урок - исследование
Оборудование.
раздаточный материал /распечатанные тексты/
Ход урока.
Этапы урока
Форма организации урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Орг. момент
Приветствие. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы
Слово учителя
Фронтальная работа
На прошлом уроке мы познакомились с биографией Тютчева, постарались увидеть его индивидуальность, неповторимость.
- В чём же особенность биографии Ф.И. Тютчева?
Необычайная одаренность и ранняя карьера поэта и чиновника;
Позднее начало публикации стихов и поздняя слава;
Необычно длительное пребывание вдали от родины;
Знакомство и общение с выдающимися представителями русской и европейской культуры;
Трагические судьбы близких поэта.
Микромодуль - Мотивация деятельности учащихся.
Фронтальная работа
Проверка домашнего задания (возможен вариант применения ИКТ)
- Сегодня хочется мне напомнить вам слова исследователя творчества Тютчева А.В. Чичерина о том, что «вся жизнь Тютчева – в его стихах».
С его произведениями вы уже встречались на уроках литературы, что-то учили наизусть. Поэтому легко вспомните строки поэта:
(учитель начинает, ученики продолжают)
Зима недаром злится,
Прошла её пора…
Чародейкою-зимою
Околдован лес стоит - …
Ещё в полях белеет снег …
Люблю грозу в начале мая…
- Совсем не случайно то, что все эти стихи – о природе. Жизнь природы была одной из центральных тем поэзии Тютчева. Об этом мы и будем говорить на уроке. Цели урока на доске. Сформулируйте проблемы, которые вы должны решить на уроке
Расскажите, какой сборник-коллаж стихов о природе вы составили из стихов Тютчева и в чем увидели своеобразие его пейзажной лирики.
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И под снежной бахромою
Неподвижною, немою
Чудной жизнью он блестит.
А воды уж весной шумят.
Когда весенний первый гром
Учащиеся формулируют проблемы урока (проблемы фиксируются на доске)
Ученики выступают со своими коллажами: название сборника, название стихов по темам (весна, лето, зима, осень), чтение 1 – 2 стихотворений, вывод о своеобразии пейзажной лирики.
(Подробного анализа стихотворений не требуется)
Микромодуль – образ.
Творческий эксперимент «Реконструкция» стихотворения Ф. Тютчева «Осенний вечер»
Групповая исследовательская работа
- Природа являлась не только объектом эстетического переживания поэта, как это часто бывает в пейзажной лирике, но и материалом для постоянных размышлений о мире, о Боге, о месте человека в этом мире. Чтобы лучше почувствовать это, давайте проведём творческий эксперимент.
Перед вами стихотворение Тютчева «Осенний вечер», в котором пропущены эпитеты. Ваша задача -вставить на месте пропусков те определения и эпитеты, которые, по вашему мнению, должны здесь стоять.
Учитель записывает варианты учащихся на доске:
Прелесть: …
Блеск: …
Шелест: …
Лазурь: …
Земля: …
Ветр: …
Стыдливость: …
Улыбка: …
- Что же у нас получилось?
В большинстве случаев предложенные определения носят номинативный, назывной характер, явления описываются по внешним, чувственным признакам: чистый, тихий, небесный и т . д.
Лишь некоторые могут претендовать на художественность и выражение душевного состояния человека, созерцающего пейзаж: чарующая, суровый.
- А что же у Тютчева?
(учитель читает стихотворение поэта).
Текст распечатан на каждого ученика
Есть в светлости осенних вечеров
__________, _______ прелесть:
__________ блеск и пестрота дерев,
__________ листьев _____, ______ шелест,
__________ и _________ лазурь.
Над _____________ землёю,
И, как предчувствие ________ бурь,
__________, _________ ветр порою,
Ущерб, изнеможенье – и на всём
Та _________ улыбка увяданья,
Что в существе __________ мы зовём
__________ стыдливостью страданья.
Учащиеся работают по группам, затем предлагают свои варианты;
Микромодуль – анализ.
Анализ стихотворения Тютчева «Осенний вечер»
Фронтальная работа
- Чтобы выяснить своеобразие пейзажной лирики Тютчева, необходимо тщательно проанализировать стихотворение.
(План анализа лирического стихотворения)
- Каково состояние лирического героя?
- Почему таинственная?
- Что это за образ? Опишите эту картину.
- Почему блеск и пестрота дерев зловеща?
- Какие чувства у героя вызывают эти картины?
- Какое слово оправдывает это состояние?
- В чём же вина? За что герою стыдно?
- Обратимся к тютчевским определениям. В чем особенность эпитетов: зловещий, томный, грустно-сиротеющий, кроткий?
Текст стихотворения у каждого ученика
Таинственна, умильная прелесть
Противоречие между образом и чувствами, которые этот образ вызывает
Картина умирающей природы
Признаки угасающей жизни
Умиление, тихий восторг и просветленность
Стыдливость страданья
Страдание, то, что не зависит от воли и сознания, скорее это не вина, а беда
Определяют внутреннее состояние человека, а Тютчева они отнесены к природе, тем самым, одушевляя её
Микромодуль – проповедь
Фронтальная работа
- Просто ли это художественный прием или, может быть, это философское убеждение?
-У Тютчева важно и дорого то, что он не только чувствовал, а и мыслил как поэт, что он был убежден в объективной истине поэтического воззрения на природу.
Запись в тетрадь:
«Вовсе не высшее звание, а только собственная слепота и глухота заставляют людей отрицать внутреннюю жизнь природы»
Владимир Соловьёв.
Философское убеждение
Тютчев изображает природу не со стороны, не как наблюдатель и фотограф. Он пытается понять душу природы, услышать её голос. Природа у Тютчева – это самое живое, разумное существо. Пытаясь проникнуть в её тайны, за помощью обращается к жизни человека. Человек оказывается своеобразным инструментом постижения природы. Но и природа служит инструментом постижения человека.
Рефлексия
Индивидуальная работа
Домашнее задание:
Написать эссе на тему: «Как я понимаю стихотворные строки Тютчева: «Не то, что мните вы, природа:…
Посмотрите на цели нашего урока. Выскажите свое мнение по проблемам, которые вы сами поставили в начале урока.
Высказывания учащихся
Информационные источники
1. Максидонова Л.Г.Конспекты уроков для учителя литературы: 10 класс: Русская литература 19 века: Вторая половина: В 2 ч.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.- Ч. 1. – 256С.- (Методическая лаборатория)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ