Конспект урока по Литературе "В.Г. Короленко «Парадокс». Человек создан для счастья?.." 8 класс
Тема: В.Г. Короленко «Парадокс». Человек создан для счастья?..
Цели: продолжить обучение аналитической работе с текстом художественного произведения;
познакомить учащихся с новым литературоведческим понятием (очерк);
формировать такие нравственные категории, как сострадание ближнему, сочувствие, сопереживание.
Вступительное слово учителя.
Сегодня в центре нашего внимания очерк «Парадокс» В.Г.Короленко. Обратите внимание на д/з:
Мое отношение к главному герою очерка «Парадокс».
Согласны ли вы с афоризмом, прозвучавшим в произведении? на выбор
Люди трудной судьбы…
Два ученика на доске пишут план обычный и цитатный. В это время анализируются ответы на вопросы прошлого урока:
Как вы относитесь к инвалидам?
Считаете ли вы, что инвалиды могут быть полезными членами общества?
Чем мы можем помочь таким людям?
По итогам анализа сформулируем тему сегодняшнего урока: Каждый человек имеет право быть счастливым. В ответах чаще других встречаются слова: сочувствие, сопереживание, жалость, сострадание. (обратить внимание на приставку – со-)
… И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать.
Ф.И.Тютчев
Повторение повести «Слепой музыкант».
- О чем эта повесть? (О судьбе слепого мальчика)
- Почему так подробно в начале повести описываются слезы и страдание матери? («Ребенок родился слепым». Мать инстинктивно чувствует беду. Что будет с ребенком в мире, жестоком даже к здоровым людям сильным людям?).
Очерк «Парадокс».
- Обратите внимание на то, как автор определяет жанр произведения. Очерк – литературное произведение, основанное на фактах, документах, наблюдениях.
- Какие еще формы, жанры художественной литературы вы знаете? (Рассказ, стихотворение, басня, сказ, былина и т.д.)
Однокоренными словами к слову очерк являются подчеркнуть, очертить, т.е. главное – выделить что-то.
Литературный очерк может быть художественным и публицистическим, документальным.
Художественный очерк живет по законам литературного повествования (вымысел, композиция, сюжет и т.д.).
Очерк называется «Парадокс». Что значит это слово? (Мнение, противоречащее здравому смыслу).
В конце урока мы еще раз вернемся к названию.
Слово учителя:
Многие произведения В.Г.Короленко созданы на основе личных переживаний. Очерк «Парадокс» был написан в 1894 году. В сентябре 1983 года В.Г.Корленко, возвращаясь из путешествия по Америке, узнает о смерти своей маленькой горячо любимой дочери Лёли. Это были страшные дни, но именно в этот период писатель провозглашает основным законом жизни борьбу человека за счастье. «А если нет счастья? Ну что ж, исключение не опровергает правила. Нет своего, есть чужое, а все-таки общий закон жизни есть стремление к счастью».
Словарная работа (д/з)
Феномен
иллюзия
афоризм
интуиция
гуманность
портрет
очерк
художественная деталь
- С каким словарем работали? (с толковым)
Работа с планом.
Чтение простого плана (ученики читают свои варианты планов).
Что можно добавить?
Зачем нужен план? (помогает систематизировать события: проследить композицию)
Чем отличается обычный план от цитатного? (цитатный – эмоциональнее, свободнее, ближе к автору)
План.
Детские забавы.
Экспозиция
Разговор с Павлом.
Завязка.
Встреча с феноменом.
Афоризм – парадокс.
Кульминация.
Изменившаяся жизнь.
Развязка.
«Мы не имели тогда ни малейшего понятия о назначении жизни»
«Я и до сих пор очень ясно помню эту минуту столкновения наших иллюзий с трезвою действительностью в лице Павла»
«Вы имеете случай увидеть интересную игру природы…»
«Афоризм сам по себе, парадокс в устах феномена»
«Мать вставала и крестила нас, стараясь этим защитить своих детей от первого противоречия жизни…»
От чьего лица ведется повествование? (От лица мальчика лет 10)
Пересказ «Игры и развлечения детей» (от I-го лица)
- Обратите внимание на детали.
С образом поломанного экипажа входит в повествование тема искалеченного существа.
Реальная жизнь не так приятна и безмятежна, как мир детской фантазии.
- Какова же реальность?
Найдите эпизод «Встреча с феноменом» (найти по тексту)
В.Г.Короленко – мастер портретного жанра. Ему принадлежат очерки-портреты, посвященные Успенскому, Чернышевскому, Толстому.
- Давайте узнаем героев произведений Короленко. (игра).
Три человека наизусть читают портретные описания Маруси, Валека, Петра.
- Найдите и прочитайте портретное описание Яна Залусского.
- Что вас поразило в лице феномена? (Глаза «проницательные, бегающие», «два черных внимательных глаза остро и насмешливо впились в уважаемую публику», «глаза… внимательно и медленно прошли по нашим лицам», «мне показалось, что… он смотрит на меня умным, задумчивым и смягченным взглядом».
- Что же это за человек? Какой образ жизни ведет Ян Залусский? (Он, будучи калекой, рожденным без рук, изумляет публику своими талантами: при помощи ног расчесывается, вдевает нитку в иголку и даже крестится).
- Легко ли это ему делать? (Его чудеса – тяжкий труд. «Калека стоял с трудом, - огромная голова подавляла это тело карлика. На лице виднелось сострадание, тонкие ноги дрожали»)
- Как люди относятся к феномену? (По-разному. Мальчики, например, впервые столкнулись с подобным случаем, они еще не сумели осознать все, но жить по-прежнему уже не могли)
Сравните судьбы Петра из «Слепого музыканта» и феномена. (индивидуальное задание)
Вернемся к названию очерка.
- Почему же очерк назван «Парадокс»? (Счастья желает детям человек, менее всего для него созданный. Он не обиделся, не озлобился.
И все-таки афоризм «Человек создан для счастья, как птица для полета» в устах калеки звучит парадоксально).
Счастливым имеет право быть каждый человек, рожденный на свет. Часто рядом с нами оказываются люди, отличающиеся от нас физически. Трудно бывает проявить сочувствие, сострадание, умение помочь и делает нас людьми. Каждая мать хочет счастья своим детям («Слепой музыкант», «Парадокс»).
Музыка. Д.Гурцкая «Мама»
- Кто поет? Почему?
Итак, разговор, начатый нами сегодня, очень важен, мы пытаемся воспитывать в себе толерантность – терпимое отношение к людям, чем-то отличающимся от нас.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ