Конспект урока по Литературе "Анализ святочного рассказа Каразина Н.Н. «Загробная месть»" 7 класс
Класс: 7
Тема урока: Анализ святочного рассказа Каразина Н.Н. «Загробная месть».
Тип урока: урок внеклассного чтения, комбинированный
Цели урока.
Образовательные:
Продолжать знакомство с жанром рождественского рассказа.
Познакомить учащихся с отдельными фактами биографии и творчества Каразина Н.Н.
Выявить в рассказе Каразина типологические черты святочного жанра
Проанализировать рассказ Каразина «Загробная месть», найти художественные особенности рассказа.
Развивающие:
развивать умение оперировать необходимыми литературоведческими понятиями;
развить интерес к литературе через чтение произведений забытых авторов;
развивать творческие способности учащихся, способность к логическому мышлению;
продолжить формирование навыков интерпретации и анализа художественного текста;
Воспитательные:
Воспитывать чувство любви к русской литературе;
Воспитывать способность вдумчиво вчитываться в художественное произведение.
Повышение общей языковой культуры
Воспитание языкового чутья учащегося
Структура урока:
Оргмомент. (1 минута)
Постановка целей, объявление темы урока. (7 минут)
Доклад подготовленного ученика о биографии Каразина (3 минуты)
Работа с текстом. (27 минут)
Итог урока. Выставление оценок. (5 минут)
Домашнее задание. (2 минуты)
Опережающее задание: прочитать рассказ Каразина «Загробная месть»
Оборудование и наглядность: мультимедийный комплекс (экран, проектор, ноутбук).
Ход урока
Оргмомент.
Постановка целей, объявление темы урока.
Сегодня на уроке я предлагаю вам продолжить знакомство с творчеством забытого писателя рубежа 19-20 веков – Н.Н. Каразина. Вы уже знаете, что Каразин написал целый цикл произведений, называемый “Святочные рассказы”.
Что вы знаете о святках?
В это веселое время с Рождества Христова до Крещения полагалось радоваться. Люди наряжались и ходили с песнями из дома в дом, а те, кто привык к уединению, читали что-нибудь чудесное, удивительное, одним словом, праздничное. Такими и были “Святочные рассказы”, наполненные чудесами, таинственностью, сверхъестественными превращениями.
Сегодня я предлагаю проанализировать святочный рассказ Каразина «Загробная месть».
Задачи урока. Ребята, что нам необходимо сделать на уроке для достижения данной цели?
- Повторить…
- Решить…
- Найти интересные сведения...
- Проверить…
- Обобщить…
-Узнать…
Доклад подготовленного ученика о биографии писателя. (см. Презентацию)
Работа с текстом.
С чего начинается рассказ?
Каразин строит свой рассказ так, что он начинается со времени уже случившейся кончины героя – барона фон Пудельвурста. История начинается не с экспозиции, а сразу с завязки, что делает рассказ более динамичным.
Какова реакция домочадцев на смерть барона? Подтвердите свой ответ примерами из текста.
Первая реакция на смерть барона – растерянность. Тот факт, что барон «взял и помер» кажется странным его супруге. Причем Каразин иронично замечает, что «Агнесса Карловна, как застонала при первом известии, так и теперь всё еще стонет, и доктор ей сердце слушает, а горничные обе икры одеколоном растирают».
Первое поручение, которое могла еле слышно сделать Агнесса Карловна – это послать за модисткой. Странно, что жена смерть мужа воспринимает как лишний повод принарядиться и думает, в котором туалете она будет выглядеть выигрышнее на похоронах.
Кто делает необходимые поручения и распоряжения по поводу смерти барона?
Няня делает необходимые распоряжения по поводу тела и приказывает облечить его во фрачную пару, «чтобы со звездой и лентой непременно». Затем посылают в «Конкордию» - «такое учреждение, которое в минуту общей скорбной суматохи и печали берет на себя все материальные заботы и хлопоты и все это исполняет в точности и совершенстве настоящих мастеров и специалистов».
Верит ли автор во все свершившееся с его героем? Докажите текстом.
Сам автор вполне верит во все свершившееся с главным героем, бароном, тем самым незаметно заставляя и читателя погрузиться в волшебный мир святочного рассказа
Дайте характеристику родным барона. Расскажите, как они ведут себя на похоронах.
Достаточно подробно описаны блуждания барона, т.е. его души по коридорам и комнатам дома. Читатель даже может на время забыть о том, что барон мертв, так как кажется, по крайней мере, странным, что умерший так подробно описывает комнаты, коридор, до мельчайших подробностей воспроизводит детали, которые он видит. Мы наблюдаем за обстановкой в доме, за домочадцами глазами умершего. И это необычная ситуация для самого читателя. Барон застает в одной из комнат свою жену с доктором за поцелуем.
Затем он попадает в комнату дочери, там еще ужаснее картина, дочь называет тело отца падалью. Она переживает, что не сможет участвовать в спектакле, что черный ей не к лицу, к смерти родного папы подходит как к чему-то, что можно распланировать. Злится на отца, что тот сорвал ей все планы. И ни капли сочувствия к отцу мы в ней не находим. Сыновья устроили пирушку по случаю кончины отца. И думают только о том, как поскорей отстоять панихиду с траурными лицами и вернуться.
Все действия героев исходят не от сердца, не от души, кажется, что их поведение и их поступки размеренны по секундам, они знают, когда молиться, когда сделать грустный взгляд, когда плакать, а когда рыдать: «С баронессой сделалось даже что-то вроде истерики (заметим – не истерика, а всего лишь что-то вроде, что, понять было невозможно), ближайшие друзья и знакомые поспешили с медицинской помощью. Поль и Пьер стояли неподвижно, словно на часах, по обеим сторонам гроба родителя (удачное сравнение, потому что его можно понимать буквально. Ведь Поль и Пьер отсчитывают время, когда же, наконец, можно будет освободить себя от этой обременяющей миссии стоять с потухшим взором и со скорбным лицом); они оба были тоже очень бледны и, конечно, как мужчины твердой воли и характера (замечание, которое нам кажется просто-напросто смешным, ибо разоблачение их уже произошло выше) не плакали, но чувствовали себя не в своей тарелке (ирония достигается за счет неуместного употребления фразеологизма в данной ситуации), незаметно от постороннего взгляда пропихивая в рот мятные лепешки, чтобы унять несвойственный печальной минуте запах вакхического угара»1. Сослуживцы вместо того, чтобы предаться молитве о душе усопшего, считают его состояние. Зависть к тому, сколько он воровал, настолько сильна, что «Здоров накрал! – чуть не вслух подумал четвертый»2 именно в тот момент, когда нужно было бы простить все грехи и не держать зла на покойного, подумать и о своей душе.
Есть ли в рассказе нравственный идеал?
Да. Это няня.
Почему на ней акцентирует внимание автор только в конце рассказа?
Одна она – единственный прямой, добрый и любящий человек в доме: «…Злая барышня, своенравная, вертопрахи разнузданные молодые баронята, а уж про саму и говорить нечего – просто шалая, гулящая баба… Только и держался дом покойником, - всё распадется теперь, все пойдет прахом…помяни, Господи, душу усопшего, хоть и немецкую душу, а всё ж христианскую…Пошли ей мир и вечное успокоение!», - так причитает от чистого сердца старушка.
На ней автор акцентирует наше внимание в нужное время, то есть после «обхода» душой всех самых близких, на первый взгляд, людей: жены и детей. В сравнении с ними Прокофьевна лишь одна из прислуги, а потому могущая показаться неважной. Но именно это предугадывает автор в читателе, и этим приемом неожиданности в последующих действиях совершает своеобразное чудо в глазах читателя. Таким образом, можно говорить о том, что и в этом рассказе Каразина чудо совершается многократно – это тоже очень показательно.
Рассказ Каразина ироничен. Приведите примеры иронии из текста.
В рассказе прослеживается явная ирония писателя по поводу всего, что связано с семейством барона, ирония не касается только Прокофьевны. Комический эффект достигается за счет каламбура, эвфемизма, оксюмарона, подмены слов во фразеологических оборотах, гиперболы. О возвышенном говорится на приземленном уровне: «И баронская блуждающая душа эту скорбную молитву услышала и, как оказалось впоследствии, приняла к сведению». В день «торжественного погребения» (оксюмарон) все думают только о внешней стороне панихиды. Заботятся о том, как выглядят. А ведь это день траура прежде всего, и тому, кто истинно сокрушается в такой день обычно не до внешней атрибутики. «Голос пастора раздавался отчетливо, хотя драпированный сукном потолок и стены мешали несколько должному резонансу».
Опровергните или докажите, что рассказ Каразина «Загробная месть» - святочный.
Точного указания на святки нет, но ясно, что время зимнее, к тому же «начало сезона». Умер барон где-то около двенадцати часов ночи – типичное эмблемное время в мистических произведениях. Но, несмотря на всё это, один из самых главных признаков святочного рассказа – наличие образа чуда, непременно есть и в этой истории. «Тут случилось нечто невероятное, то есть, если хотите, возможное, но в самых исключительных, редких случаях». А одним из таких редких случаев как раз и могут явиться зимние праздники, ведь именно они воплощают в себе время мистическое, чудесное.
Само чудо выражается в физическом воскрешении барона (хоть и временном). Почему же происходит это событие? Оказывается, душа барона просто от отчаяния, жалости к самому себе, злости на самых, может быть, близких ему людей и других подобных чувств бросилась сочувственно обнять свое тело, лежащее в гробу, вследствие чего барон и ожил физически.
Супруга – быстро и, видимо, давно нашла уже замену барону. «Добрая» Нина, «всегда такая ласковая, такая милая кошечка» называет родного отца «падалью» и больше беспокоится о траурном наряде (именно наряде – как будто это просто лишний повод покрасоваться). Оба сына – отъявленные моты, смерть отца для которых – лишь временное прекращение выдачи денег для оплаты их счетов и векселей.
Каждый герой должен получить «награду» по своим заслугам. Все наследники покойного (да и посторонние люди тоже, как это часто бывает) уже давно считают его деньги. Поэтому в душе читателя возникают чувства, схожие с чувствами барона. Но что герой может сделать, ощущая эту вопиющую несправедливость – ничего. Поэтому-то Каразин как творец своего произведения дает возможность душе героя вернуться на время в его телесную оболочку и исправить эту несправедливость – в корне изменить завещание. Христианская проблематика в рассказе налицо.
Барон фон Пудельвурст оставляет все свое наследство единственному заслуживающему награду за любовь и преданность человеку – няне Матрёне Прокофьевне Прокофьевой. Читатель, как и сам барон, оказывается удовлетворен исходом этой истории. «Ровно в полночь барон скончался окончательно и бесповоротно».
В реальной жизни часто бывают как раз обратные случаи: наследство достается злым и коварным родственникам или посторонним людям, которые не заслужили его, поэтому, видимо, Каразин и делает рождественский подарок и читателю, и героине, совершив это редкостное чудо в своем рассказе.
Итоги урока.
- Какие чувства у вас вызвал рассказ?
- Могло ли то, что описал Каразин, происходить на самом деле?
-А для вас это выдумка писателя-Каразина? Или правда?
- Какова основная идея рассказа?
- Что вы поняли для себя, познакомившись с ним?
- Изменилось ли в вас что-то в результате работы с рассказом?
Домашнее задание.
нарисовать иллюстрации к рассказу и подписать их словами текста. Написать рассуждение на тему: Кто из героев является нравственным идеалом в рассказе и почему.
1 Там же. С.355
2 Там же. С. - 356
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ