Конспект урока по Литературе "А.С. Пушкин. Стихотворение «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны"
Урок по теме : А.С. Пушкин. Стихотворение «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны.
Учитель: Олифиренко Е.В.
Цели урока:
- познакомить с некоторыми фактами биографии А.С.Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта;
- развивать навыки выразительного чтения, словесного рисования, умения выделять в тексте произведения изобразительно-выразительные средства и определять их роль в художественной структуре стихотворения;
- обучать приемам целостного анализа текста лирического произведения;
- развивать аналитические способности, потребность в коммуникативной деятельности на эстетической основе;
Оборудование: презентация, проектор, интерактивная доска.
Ход урока:
1.Объявление темы, целей урока.
Встречи с творчеством А.С.Пушкина – это «чудное мгновение», которое длится всю жизнь. Имя Пушкина, черты его лица входят в наше сознание в самом раннем детстве, а первые услышанные или прочитанные нами стихи его мы принимаем как подарок, ценность которого узнаешь только с годами. Вы уже знакомы со сказками поэта, с некоторыми его стихотворениями. И вот – новая встреча. Но сегодня мы будем говорить и о человеке, без которого не было бы Пушкина как поэта, не было бы русской литературы. О ком же?
2.Вступительное слово учителя (сопровождается демонстрацией презентации).
Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая 1799 года в Москве в дворянской помещичьей семье (отец его был майор в отставке) в день праздника Вознесения. Отец Пушкина Сергей Львович и мать Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал, были дальними родственниками - троюродные брат и сестра. Пылкие страсти, руководившие предками как по отцовской, так и по материнской линии, оказали свое влияние и на Пушкина. В их доме, точнее, в квартире, которую снимали родители Пушкина, собирались поэты, художники, музыканты. Общая галломания, господствовавшая в обществе, французское воспитание в семье с французами гувернерами (к счастью, их удачно уравновешивали бабушка поэта Мария Алексеевна и знаменитая няня Арина Родионовна), доступ к прекрасным библиотекам отца, а также дяди поэта В.Л. Пушкина и дальних родственников Бутурлиных - формировали ум и детскую душу Пушкина. Свои первые в жизни стихи поэт написал по-французски. Его прозвище в Лицее было «француз» (слайды 2-8).
Арина Родионовна Яковлева (слайд 9) родилась 10 апреля 1758г в деревне Суйда…петербургской губернии в семье крепостных крестьян Родиона Яковлева и Лукерии Кирилловой. Через год деревня отошла новому владельцу Абраму Петровичу Ганнибалу, прадеду Пушкина.
Как и все крепостные Арина много работала, а жила впроголодь: в семье – то было «семеро по палатям». В 1781 году она выходит замуж за крестьянина Федота Матвеева. Молодые поселились в Кобрине, перешедшему к тому времени к деду Пушкина.
20 декабря 1797 года в семье Сергея Львовича Пушкина родилась дочь Ольга, и Арину Родионову взяли к ней няней. Она была доброй и ласковой к детям – своих четверых вырастила.…Няня сразу привязалась к Ольге и была готова нянчить всех будущих детей Пушкиных. Она даже отказалась от вольной, когда бабушка А.С. Пушкина предложила освободить ее семью от крепостной зависимости.
Когда в 1799 году родился Александр Сергеевич Пушкин, Арина Родионовна стала и его няней.
Ты детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила,- писал Пушкин в стихотворении «Наперстница волшебной старины».
Благодаря Арине Родионовне он окунулся в мир волшебных сказок, старинных былей и небылиц, которые она замечательно рассказывала
А.С. Пушкин заслушивался сказками и в 25, когда был сослан в Михайловское (слайды 10-11).
На стареньком диване
у мерзлого окна
дремотный голос няни,
как плеск веретена
в руках мелькают спицы,
трясется голова,
и вьются небылицы-
волшебные слова (С.Черный)
Нередко Арина Родионовна была первой слушательницей произведений Пушкина
Но я плоды моих мечтаний
И гармонических затей
Читаю только старой няне,
Подруге юности моей. («Евгений Онегин»)
Поэт любил няню «родственною, неизменною любовью и, в годы возмужалости и славы , беседовал с нею по целым часам» (П.А.Анненков)……………..
Петр Парфенов, кучер Пушкиных в Михайловском вспоминал: «Как еще любил-то , она у него тут вот и жила. И он все с ней, коли дома. Чуть встанет утром, уж и бежит ее глядеть : здорова ли, мама,- он ее все мама называл. А она ему: «Батюшка, ты за что меня все мамой зовешь, какая я тебе мать?» - «Разумеется ,ты мне не мать: не то мать, что родила, а то, что своим молоком вскормила» и уж чуть старуха занеможет…он уж все за ней»
Арину Родионовну знали все близкие друзья поэта.
Лицейский друг поэта Иван Пущин (сайд 12-13) вспоминал о встрече с Пушкиным в Михайловском
11 января 1825 года.
«Прибежавшая старуха застала нас в объятиях друг друга…не знаю, за кого приняла меня, только ничего не спрашивая, бросилась обнимать . Я тотчас догадался, что это добрая его няня, столько раз им воспетая – и чуть не задушил ее в объятиях».
Души не чая в своем питомце, няня старалась сделать что-то доброе и для его друзей . Когда весной 1826 года в Михайловское приехал Языков , то она подарила ему шкатулку (ларец), которую по ее просьбе смастерил деревенский умелец.
Князь Вяземский писал в конце одного из писем А.С.Пушкину «…Родионовне моей поклон в пояс»
В ночь с 3 на 4 сентября 1826 года в Михайловское прибыл фельдъегерь. Николай 1 приказал срочно доставить поэта к себе. Разлуку с любимцем няня переносила очень тяжело. Дворовый Пушкиных Петр рассказывал, что «Арина Родионовна растужилась, навзрыд плачет».
В письме Вяземскому поэт писал: «вообрази, что 70 лет она выучила наизусть новую молитву о умилении сердца владыки и укрощении духа его свирепости».
Не трудно догадаться, чье сердце Арина Родионовна хотела умилить и чью свирепость укротить. Она молила самодержца о милости к Пушкину.
После окончания ссылки поэт живет в Москве. И когда хоть ненадолго приезжает к няне, она встречает его с радостью, а если воспитанника долго не бывает, няня тоскует и посылает ему написанные под ее диктовку трогательные письма.
Умерла Арина Родионовна 31 июля 1828 года , в доме Павлищевых . Поэт никогда не забывал «многолюбящую» его няню.
В 1830 г. Он публикует стихотворение «Зимний вечер».
В 1835 г.- едет в Михайловское .
В стихотворении «Вновь я посетил…» поэт писал:
Вот опальный домик,
Где жил я с бедной нянею моей.
Уже старушки нет - уж за стеною
Не слышу я шагов ее тяжелых,
Ни кропотливого ее дозора.
Судьба отпустила ей 70 лет жизни и одарила счастьем испытать сыновнюю любовь и привязанность поэта.
3.Анализ стихотворения
Сегодня мы рассмотрим стихотворение, посвященное Арине Родионовне, которое так и называется «Няне», научимся приемам анализа стихотворения, подготовим текст письменного высказывания об этом стихотворении.
Выразительное чтение учителем стихотворения «Няне» (слайд 14)
Попробуйте выразить настроение этого стихотворения с помощью красок- цветов.
Какими красками вы бы передали настроение стихотворения?
-Настроение стихотворения можно предать мрачными, темными красками. Только настроение последней, незаконченной, строки, в которой звучит надежда - более светлыми цветами.
Каким настроением пронизано это стихотворение?
- Настроение стихотворения грустное, печальное, тоскливое.
Как вы думаете, какие чувства владели поэтом, когда он писал это стихотворение?
- В произведении передано чувство вины перед няней за долгое отсутствие, страдание от разлуки, выражены нежность, забота, признательность за дружеское участие в дни ссылки, проведенные вместе.
Этими чувствами поэт наделяет лирического героя стихотворения.
Анализируя лирическое произведение, будем помнить, что лирический герой – личность, чьи мысли и чувства выражены в стихотворении. Лирический герой близок автору, но нельзя отождествлять эти понятия.
Лирический герой не может быть рядом с няней и обращается к ней мысленно.
Поэтому жанр стихотворения – послание.
В лирическом произведении и жанр, и композиция, и ритмика, и изобразительно-выразительные средства- все способствует выражению настроения.
Рассмотрим, как выражается настроение в этом стихотворении.
Первые 2 строки стихотворения - обращение лирического героя к няне.
Читая стихотворение далее, мы рисуем в своем воображении ряд картин.
Представьте, что вам нужно проиллюстрировать это стихотворение или создать слайды.
Сколько иллюстраций- слайдов у вас получится?
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня. – строки рисуют забытый домик в глуши сосновых лесов
Ты под окном своей светлицы
Горюешь будто на часах,
И медлят поминутно спицы в твоих наморщенных руках. – представляется няня, сидящая у окна и поминутно вглядывающаяся вдаль.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.- кажется, няня подошла к воротам и напряженно смотрит вдаль.
То чудится тебе…-возможно, няне видится ее воспитанник, ее любимец, спешащий к ней.
Таким образом, мы разделили стихотворение на части, то есть определили композицию.
1 часть- обращение лирического героя к няне.
Строки 2 части рисуют забытый домик в глуши сосновых лесов
В 3 части, мысленно возвращаясь туда, лирический герой словно видит няню внутренним взором, угадывая ее переживания и душевные движения: она горюет под окном своей светлицы, подходит к воротам, вслушивается, не звучит ли колокольчик, не едет ли кто-нибудь…вглядывается вдаль…
В душе ее беспокойство о нем, о воспитаннике, горестные предчувствия – об этом 4 часть стихотворения.
Как же, с помощью каких средств переданы в стихотворении чувства лирического героя и няни?
4. Обобщим наблюдения, составив связное высказывание по плану (слайды 15-16)
Пункты плана
Примерные речевые конструкции
1. Автор и название стихотворения
2. Тема стихотворения (о чем стихотворение?)
Стихотворение посвящено…
Тема стихотворения-… В стихотворении …( автор , название стихотворения) описывается…
…поэт изображает…
…перед читателем возникает образ…
…переданы размышления
( чувства, переживания и т.п.)…
автор выражает…
…с первых строк…
3. Настроение стихотворения
В стихотворении… царит …настроение…
…пронизано настроением…
настроение этого стихотворения…
Настроение меняется на протяжении стихотворения…
4. Композиция
( Как построено стихотворение? На какие части можно его разделить? О чем каждая часть?)
5. Какие картины вам представляются?
6. Какие приемы использует автор?
( метафора, эпитет, олицетворение, лексические повторы, употребление слов определенной части речи и др.)
Стихотворение можно разделить на ..части…
Композиционно стихотворение делится на…части, потому что…
Строки рисуют…
Мне видится…
Для создания настроения автор использует…
С помощью … поэт дает нам возможность увидеть…
…создают образ…
…помогают представить…
7. Каким мне представляется лирический герой этого стихотворения?
Лирический герой этого стихотворения представляется мне…
8. Какие мысли и чувства автор хотел донести до читателя?( идея стихотворения)
В стихотворении автор выражает мысль о…
Основная мысль стихотворения…
Идея произведения…
9. Личные впечатления от стихотворения.
Читая стихотворение, я восхищался…
…я откликался…
Меня взволновало…
…красота строк…
…остаются в памяти…
Учащиеся готовят устное высказывание по предложенному плану.
Домашнее задание : выучить стихотворение «Няне» и подготовить устный анализ стихотворения по предложенному плану.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ