Конспект урока по Литературе "Басня И.А. Крылова «Свинья под Дубом»" 5 класс
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Басня И.А. Крылова «Свинья под Дубом»
1.ФИО (полностью):
Пушкарева Наталья Игоревна
2. Место работы:
МКОУ СОШ № 56 г. Артемовского Свердловской области
3. Должность:
учитель
4. Предмет:
литература
5. Класс
5
6.Тема и номер урока в теме
Басня И.А.Крылова «Свинья под Дубом»
Урок №2
7. Базовый учебник
Учебник-хрестоматия для 5 класса/ автор-составитель Т.Ф.Курдюмова.8-е изд., доп. – М.: Дрофа, 2006.
8. Цель урока: знакомство с творчеством И. Крылова на примере басни «Свинья под
Дубом».
9. Задачи:
- обучающие: познакомить с басней И.А.Крылова «Свинья под Дубом», помочь
обучающимся увидеть мастерство И.А.Крылова; продолжить обучать
навыкам анализа художественного произведения; познакомить с новым
литературоведческим понятием аллегория;
- развивающие: развивать умение видеть средства художественной выразительности;
развивать умение сравнивать, сопоставлять; развивать творческое
мышление, воображение; развивать речь учащихся, навыки
выразительного чтения басни, представляя образцы художественного
исполнения.
- воспитательные: воспитывать интерес к басенному слову; научить определять
человеческие достоинства и их недостатки; обогащать духовный мир
ученика.
10.Тип урока: Изучение нового материала
11. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная
12. Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, ПК для
учащихся и учителя, доступ в интернет.
13. Структура и ход урока
ЭПИГРАФ К УРОКУ:
1. Он баснописец и поэт народный - вот в чем его великость.
В.Г.Белинский
2. История твердит – вот человек каков, а должен быть каким – вещает басня.
Вольтер
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
Этап урока
Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика
Время
(в мин.)
1
2
3
5
6
7
1
Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
Контроль за организацией рабочего места
- Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке,
Ручка, книжки и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».
Организация рабочего места
1 мин.
2
Целеполагание.
ЭОР № 1
Портрет баснописца
И.А. Крылова
(N 208747)
Сообщение темы, целей урока, эпиграфов к уроку.
-Мир книг огромен, сила слова неиссякаема. Сегодня на уроке продолжим знакомство с творчеством И.А.Крылова, постараемся раскрыть секреты, прелесть и силу басни «Свинья под Дубом».
-Что такое эпиграф?
- О том, какой из двух эпиграфов более актуален сегодня на уроке, мы поговорим в конце нашей работы.
Делают запись в тетради
Дают определение
2 мин.
3
Проверка усвоения имеющихся знаний, актуализация.
ЭОР № 2 Задание: проверьте знания басен И. А. Крылова, ответив на вопросы теста (N 203380)
Ведёт беседу с учащимися:
- Что такое басня?
- Назовите известных баснописцев.
Демонстрирует
ЭОР № 2
Отвечают на вопросы учителя.
Выполняют задания теста.
4 мин.
4
Изучение нового материала
1) Словарная работа.
-В басне встретятся два слова, очень похожих, но по значению разных. Какие это слова?
- Каково значение этих слов?
Отвечают те дети, кому уже знакома басня:
- Невежа и невежда.
Ученик, работавший с толковым словарем, объясняет значение слов.
2 мин.
ЭОР №3 «Свинья под Дубом»
№ 105745
2) Первичное восприятие басни «Свинья под Дубом»
Целевая установка.
- Прослушав текст басни, приготовьтесь ответить на вопрос: кого из героев можно смело назвать и невежей, и невеждой?
Демонстрация аудиозаписи.
Беседа по восприятию.
Слушают аудиозапись выразительного чтения
Отвечают на поставленный вопрос.
1
мин.
29
сек.
+
1,5 мин.
3) Беседа по содержанию.
-Прочитайте басню самостоятельно, о чем басня (тема)?
Читают вполголоса, определяют тему басни.
19,5
мин.
4) Пообразный анализ
1.Портрет
2.Речь
3.Поступки
4.Отношение к другим персонажам.
5.Характеристика другим персонажем.
6.Авторская характеристика.
Ведёт беседу:
-На кого из персонажей вы сразу обратили внимание?
-Нарисуйте портрет Свиньи, какая она?
-С какими персонажами беседует Свинья? Какова ее речь?
-Прочитайте реплики Свиньи.
-Что делает Свинья в басне, каковы ее поступки?
-Оцените ее действия.
-Как отзываются о Свинье другие персонажи басни?
-Что значит «поступить по-свински», «подложить свинью»?
-В восприятии автора, в его понимании Свинья – это кто?
-Каких людей подразумевает автор?
-Такой прием , когда за изображением животного скрывается изображение человека, называется аллегорией.
Аллегория – иносказание.
-Как нужно читать слова Свиньи?
Отвечают на вопросы учителя
Делают запись в тетради.
5) Физминутка “ДУБ”
На поляне дуб зеленый
Потянулся к небу кроной.
Он на ветках среди леса
Щедро желуди развесил.
Ну а мы пройдем немного.
Поднимаем выше ногу!
Походили, порезвились
И на травку опустились.
Потягивания – руки вверх.
Руки в стороны.
Ходьба на месте.
6) Пообразный анализ (продолжение).
Ведёт беседу:
-Вспомните из темы «Сказки», недавно изученной, в форме чего древние люди представляли мир?
-Почему именно дуб связывали с образом мира, Вселенной?
-С каким чувством люди-язычники относились к дубу?
-Такое отношение нашло отражение во многих жанрах фольклора: загадках, пословицах, народных песнях. Продолжает ли Крылов эту традицию?
-Первая строка басни, прочитайте слова рассказчика о Дубе.
-Что означает слово «вековой»?
-Прочитайте слова Дуба.
-Как понимаете слово «промолвил»?
-Прав ли Дуб, называя Свинью неблагодарной?
-Как нужно прочитать слова Дуба?
Отвечают на вопросы учителя
пауза-разминка
СКОРОГОВОРКА
На дуб не дуй губ,
Не дуй губ на дуб.
Проворонила ворона вороненка.
Проговаривают скороговорки
8) Пообразный анализ (продолжение).
Ведёт беседу:
-Третий персонаж – Ворон.
Прочитайте его слова.
-Скажите о нем несколько слов.
-Как нужно прочитать его слова?
Отвечают на вопросы учителя.
9) Работа со словами морали.
-Какова тема басни?
-Где отражена тема?
-Идея басни?
-Где сосредоточен ее смысл?
-Что такое мораль?
-Как понимаете слова морали?
-С каким чувством автор выражает свою позицию?
Отвечают на вопросы учителя.
5
Первичное закрепление изученного
10) Чтение по ролям.
Контролирует чтение по ролям
Читают по ролям.
5 мин.
6
Обобщение изученного, выводы.
ЭОР № 4
ЭУМ И-типа «Анализ басенного творчества
И.А. Крылова», сцены 1,2,5
Демонстрирует ЭОР
№ 4
Какой из двух эпиграфов более точно отражает тему нашего урока? Обоснуйте свою точку зрения.
Слушают
Высказывают своё мнение
3,5 мин.
+
2 мин.
7
Рефлексия
- Что вам понравилось на сегодняшнем уроке?
- Оцените свою работу на уроке. Кого бы вам хотелось отметить, как вы считаете, кто лучше всех работал на уроке?
Высказывают своё мнение
2 мин.
8
Домашнее задание.
ЭОР № 5 ЭУМ К-типа «Истоки басенного жанра. И.А.Крылов-баснописец».
Диктует Д/З
Басню «Свинья под Дубом» выучить наизусть, иллюстрации с комментариями (по желанию),
Выполнить электронное задание
Делают запись в дневниках.
1 мин.
Приложение к плану-конспекту урока
Басня И.А. Крылова «Свинья под Дубом»
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№
Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1
Портрет баснописца
И.А. Крылова
(N 208747)
И
иллюстрация
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/be6cd443-78ba-425a-876f-d4e3a7174bc5/?interface=themcol
2
Задание: проверьте знания басен И. А. Крылова, ответив на вопросы теста (N 203380)
К
Тест
3
«Свинья под Дубом»
№ 105745
И
Аудиофрагмент
4
«Анализ басенного творчества
И.А. Крылова»
И
Модуль
http://fcior.edu.ru/card/7721/eum-i-tipa-analiz-basennogo-tvorchestva-i-a-krylova.html
5
«Истоки басенного. И.А. Крылов — баснописец. Обличение человеческих пороков в баснях «Волк на псарне», «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом». Понятие об аллегории и морали»
К
Модуль
Условные обозначения, сокращения: И- информационный ресурс, К- контролирующий
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ