Конспект урока по Литературе "«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения" 5 класс

Министерство образования Российской Федерации




Методическая разработка урока литературы



«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения





Разработала:

учитель русского языка

и литературы

МОБУ СОШ № 22

ст.Чамлыкской

Лабинского района

Краснодарского края

Ломова Евдокия Сергеевна





Лабинск

2012

Урок литературы в 5 классе

Тема: «Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837).

Историческая основа стихотворения.

Цель: воспитание уважения к великому прошлому России, знакомство с композицией

стихотворения и особенностями повествования; осмысление содержания

стихотворения, художественный анализ текста, наблюдение за развитием

Оборудование: портрет М.Ю.Лермонтова, мультимедийная презентация.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

- Как вы думаете, чем может гордиться человек, проживший жизнь?

- А бывает ли, на ваш взгляд, когда что-то является предметом гордости всего народа?

(великие исторические события)

Темой нашего урока сегодня будет разговор об одном из таких событий-

Бородинском сражении 1812 года, о том, как оно литературно запечатлено

в стихотворении Михаила Юрьевича Лермонтова

III. Работа по теме урока.

Историческая справка.

12 июня 1812 года огромная наполеоновская армия вторглась в Россию. Два месяца

продолжалось отступление русских войск. 26 августа 1812 года под Бородином, деревней

в 124 км к западу от Москвы, произошло генеральное сражение Отечественной войны.

Это была последняя попытка защитить Москву, обескровить вражеское войско. Наполеон

говорил: «Если я возьму Киев, то буду держать Россию за ноги; если я захвачу Петербург, я

возьму Россию за голову; если я займу Москву, я поражу Россию в самое сердце». Здесь, в

Бородине, должна была решиться судьба России и всей Европы.

Перед сражением французским войскам зачитали приказ Наполеона, который пытался

возбудить в них боевой дух, надежду на богатую добычу, удобные квартиры в Москве и

громкую славу в случае победы. В русской армии, которой командовал Михаил Илларионович

Кутузов, отслужили торжественный молебен и понесли вдоль линии войск, считавшуюся

чудотворной икону Смоленской Божьей Матери. Русские солдаты понимали, что в сражении

решается судьба Москвы, а значит - России.

Вот как вспоминает это сражение один из очевидцев: « Трудно себе представить

ожесточение обеих сторон в Бородинском сражении. Многие из сражавшихся побросали свое

оружие, сцеплялись друг с другом, раздирали друг другу рты, душили один другого в тесных

объятиях и вместе падали мертвыми. Кавалерия скакала по трупам, как по бревенчатой

мостовой, втискивая трупы в землю, пропитанную кровью; раскаленные пушки не могли

выдержать действие пороха и лопались с треском…»

Потери русских составили 45,6 тыс. человек, французы потеряли, по русским данным, от 50

до 58 тыс. человек. В резерве у русских сохранилось не более 5 тыс. человек, у французов –

вся гвардия ( 19 тыс. человек). Сломить русское войско не удалось, но оно было обескровлено.

Взвесив все «за» и «против», желая сохранить армию, Кутузов приказал отступить к

Москве. В то же время Бородино надломило моральный дух наполеоновской армии,

пошатнуло в ней уверенность в победе, т.к. русские впервые остались непобежденными,

ослабило ее наступательную активность, предопределило поражение Наполеона в этой войне.

Не сбылось его пророчество: «Через три года я буду господином всего света. Остается Россия,

но я раздавлю ее… ». Ему пришлось признать: « Из пятидесяти сражений, данных мною, в

битве под Москвою выказано наиболее доблести и одержан наименьший успех. Русские

стяжали право быть непобедимыми».

Мы же вслед за русским генералом А.П.Ермоловым можем с гордостью повторить: « У

Бородино французская армия расшиблась о русскую».

Вскоре после Бородинской битвы была учреждена медаль. В указе об ее учреждении

говорилось: «Воины! Славный… год, в который… поразили вы лютого и сильного врага …

минул; но не пройдут и не умолкнут… громкие дела и подвиги ваши. Потомство сохранит их

в памяти своей!»

Бородинское сражение нашло отражение во многих произведениях, самое

обстоятельное описание дано в романе Л.Н.Толстого «Война и мир», а из поэтических

шедевров, рассказывающих об этом событии, является стихотворение

М.Ю.Лермонтова «Бородино». Сейчас мы послушаем чтение этого стихотворения

мастером художественного слова и параллельно увидим иллюстрации художника

Шевченко.

IV.Просмотр мультимедийной презентации

V. Обсуждение прослушанного стихотворения.

- Какие чувства вы испытывали, слушая лермонтовские строки?

- Кто участвует в разговоре?

- Чего добивается автор, доверяя рассказ об историческом событии старому солдату?

(достоверность, правдивость изображения этого события)

- Что обозначают военные термины: редут- военное полевое укрепление

разнообразных очертаний;

лафет- станок, на котором устанавливается ствол

артиллерийского орудия;

бивак- лагерь, привал войск;

кивер- в кавалерии русской армии головной убор,

высокий, часто с украшением в виде

перьев или конских волос;

улан- части легкой кавалерии царской армии;

картечь- артиллерийский снаряд для поражения

противника на близких расстояниях;

драгуны- части легкой кавалерии царской армии;

зимние квартиры- казармы;

сеча- сражение;

булат- стальной клинок, меч;

бусурманы- враги, иноземцы.

- Чтение стихотворения учащимися.

VI. Тест на закрепление изученного.

VII. Итоги урока.

- Ребята, кто автор?

- Что нам о нем известно?

- А теперь послушайте еще о поэте:

Стихотворение написано в конце апреля 1837 г., впервые опубликовано в газете «Русский

инвалид».

Лермонтов родился в год, когда последние русские полки один за другим возвращались из

Франции. Его отец, хотя и записался в ополчение, но по болезни в военных действиях не

участвовал, и о грозе 1812 г. и о дне Бородина мальчику рассказывал двоюродный дед,

младший и любимый брат его бабушки отставной штабс-капитан артиллерии Афанасий

Алексеевич Столыпин. Интонация этих безыскусных рассказов бережно сохранена в

стихотворении поэтом.

Поражающие и сегодня беспощадным реализмом строки о «горе кровавых тел», которая

так высока, что мешала пролетать пушечным ядрам, попали в описание Бородинского боя под

впечатлением рассказов о трагической судьбе поэта Константина Батюшкова, которому не

пришлось принять участие в сражении за Москву. Он попал на поле Бородина весной, когда

брошенная при отступлении «куча», где «смешались кони, люди», начала оттаивать. Опасаясь

заразы, ее спешно сожгли. Батюшков был так потрясен, что у него началась «нервическая

горячка».

- А мы с вами через урок будем изучать заметки Ф.Глинки «Последнее уничтожение на

Бородинском поле», где мы прочтем строки и еще раз увидим подтверждение правдивости

стихотворения М.Ю.Лермонтова.

Историческое значение стихотворения «Бородино» состоит в том, что в этом произведении

со всей настойчивостью, со всей поэтической определенностью поэт

утверждает мысль о народе как главном деятеле всемирной истории. Повествование о великом

историческом свершении у Лермонтова является автобиографией народного подвига.

Стихотворение показывает, как возросло народное самосознание, как народ включается в

историческую работу мышления, как глубоко и верно осмысливает он историю и чувствует

биение ее пульса. Л. Н. Толстой так высоко ценил это произведение, что сказал: «Бородино»

Лермонтова- это зерно «Войны и мира».

VIII. Домашнее задание.

Наизусть отрывок из стихотворения; составить план эпизодов Бородинского сражения по рассказу старого солдата (можно цитатный).

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ