Конспект урока по Литературе "Что за прелесть эти сказки!" 5 класс
Урок – конкурс по литературе для учащихся 5 класса
«Что за прелесть эти сказки!»
УРОК ПОДГОТОВЛЕН НА КОНКУРС
«МУЛЬТИМЕДИА УРОК В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ»
Учитель русского языка и литературы МОУ –
средней общеобразовательной школы №6 г. Шарыпово
Красноборова Елена Михайловна
Красноярский край. Россия
Форма урока: литературный конкурс
Ведущие: учащиеся 7 класса А, члены литературного клуба «ЛИК»
Участники: учащиеся 5 класса
Зрители: учащиеся 7 класса, родители, учителя.
Оборудование:
рисунки учащихся по сказкам А. С. Пушкина;
выставка произведений А. С. Пушкина;
презентация «Что за прелесть эти сказки!»
музыкальное сопровождение.
видеосюжеты по сказкам А.С. Пушкина из электронного пособия «А.С.Пушкин в зеркале двух столетий».
фрагменты музыкальных произведений на сюжеты сказок
А. С. Пушкина.
Цель урока:
Проверить знания учащихся по содержанию сказок А.С.Пушкина.
Развивать познавательные и коммуникативные компетенции учащихся через разнообразны виды деятельности.
Воспитывать интерес, любовь к литературному наследию русского гения, через другие виды искусств.
Показать высокую идейную направленность произведений Пушкина, красоту слога его поэзии, обогащая лексикон учащихся, работая над выразительностью чтения пушкинских строк.
повысить мотивации обучения у пятиклассников посредством представления материала в визуализированной, интересной и максимально понятной для учащихся форме.
помочь учащимся сделать процесс обучения увлекательным и интересным, а учебный материал – наглядным, доступным и увлекательным.
актуализировать интеллектуальные и творческие способности учащихся и их родителей.
воспитывать чувства ответственности за общее дело (участие в команде)
Виды деятельности учащихся:
1.Чтение:
- выразительное чтение наизусть художественного текста;
2. Аналитическая работа по тексту:
- ответ на вопрос с привлечением и без привлечения цитат;
3. Устная речь
Монологическая речь: выражение впечатлений, вызванных изученными произведениями
Ход урока – конкурса
I. Вступительное слово учителя.
Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок, урок – конкурс, урок - праздник, посвященный 210- летию со дня рождения русского гения.
В 1837 году "замолкли звуки чудных песен", злодейская пуля оборвала жизнь поэта. Но он по – прежнему жив в сердцах поколений. Пушкин победил время и пространство. Пушкинская эпоха уходит всё дальше от нас, а поэт как будто всё ближе. Основоположник русской литературы, он и ныне самый любимый и читаемый поэт. Неослабевающий интерес у читателей разных возрастов вызывают сказки Пушкина. Прикоснёмся к этому светлому имени, которое для каждого из нас остаётся яркой звездой добра и истины, перелистаем любимые произведения. В конце урока мы должны ответить на вопрос « В чём же заключается прелесть сказок А. С. Пушкина».
К нам пришли герои пушкинских сказок (члены литературного клуба «ЛИК»), которые и помогут провести конкурсы. Встречайте гостей! (учащиеся аплодируют).
1 ведущий (Слайд №2 из презентации «Что за прелесть эти сказки!»)
А.С. Пушкин родился 26 мая 1799 г в Москве. В доме у них была прекрасная библиотека, и маленький Пушкин с детства увлекался литературой. Мальчик не был избалован теплотой родных, не был любимым сыном (мать больше любила младшего сына, Льва).
2 ведущий (Слайды №3-№4 из презентации «Что за прелесть эти сказки!»)
Детские годы Пушкина протекли в Москве и подмосковном селе Захарове. Будущий поэт рос в обедневшей дворянской семье. Его отец Сергей Львович воспитание детей поручил жене Надежде Осиповне из рода Ганнибалов.
3 ведущий (Слайд №5 из презентации «Что за прелесть эти сказки!»)
Воспитанием Александра, Льва и Ольги занимались бабушка Мария Алексеевна Ганнибал, крепостная няня Арина Родионовна и многочисленные гувернеры. Арина Родионовна была, по словам Ольги Сергеевны, "настоящей представительницей русских нянь; мастерски говорила сказки, знала народные поверья и сыпала пословицами, поговорками. Александр Сергеевич любил ее с детства".
4 ведущий Слайд №6 из презентации «Что за прелесть эти сказки!»)
Юный Пушкин очень интересовался русским языком и русской стариной. Его няня, Арина Родионовна, не только пела Пушкину песни – она была ещё и сказочницей. О том, как сам Александр Сергеевич слушал нанины сказки и как их любил, он написал в письме к брату Льву: « До обеда пишу записки, после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки…Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!». Со слов няни Пушкин записывал сказки, которые потом переложил в стихи.
5 ведущий
Ребята, а как вы думаете, почему и за что нам дорог Пушкин? Почему и взрослые, и дети любят читать сказки? В чём их прелесть? Перелистаем любимые страницы, встретимся с любимыми героями.
Итак, начинаем конкурсы! Проверим, насколько хорошо вы знаете сказки А.С.Пушкина.
В конце урока компетентное жюри ( представление жюри, учащиеся 7 класса) определит команду победителей и назовет знатока пушкинских сказок. Команда, набравшая большее количество жетонов, становится победительницей, а учащиеся, набравшие 5 жетонов, получают оценку «пять», 4 – жетона - «четыре». Другие оценки не выставляются.
КОНКУРС №1 (5минут)
«Лучший чтец»
Задание командам: прочитать наизусть любые отрывки из сказок А. С. Пушкина. Победителем становится та команда, от которой ученик последним прочитает отрывок. Приглашается по одному ученику от команды. На конкурс отводится 5 минут.
СЛОВО ЖЮРИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЯ
По итогам конкурса определяется команда-победитель.
КОНКУРС №2 (5 минут)
« Продолжи строку»
1 ведущий
Задание: Каждая команда вытягивает карточку, на которой написаны первые строки из сказок. Продолжите строчки. Отгадайте, из какой они сказки.
2 ведущий. (Слайды №10- 12 из презентации «Что за прелесть эти сказки!»)
«Продолжите начатую мной строчку и назовите сказку».
1.Три девицы под окном...(пряли поздно вечерком)
2. Ветер по морю гуляет и...( и кораблик подгоняет)
3.Ель в лесу, под елью белка:
Диво, право, не безделка-
Белка песенки... (поёт да орешки всё грызёт, а орешки не простые, всё скорлупки золотые)
3 ведущий. ( Слайды №10- 12 из презентации «Что за прелесть эти сказки!»)
4. Жил старик со своею старухой
Старик ловил …..(неводом рыбу, Старуха пряла свою пряжу)
5. Стал он кликать Золотую рыбку
( приплыла к нему рыбка, спросила...)
6. Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю...(всю правду доложи…)
4 ведущий
7.У лукоморья дуб зеленый ...
8. Вдруг шатер распахнулся.
И девица, Шамаханская царица,
Вся, сияя, как ...(заря, тихо встретила царя)
9. Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой...
СЛОВО ЖЮРИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЯ
КОНКУРС № 3 (6 минут)
«Узнай сказку»
5 ведущий: « А теперь , ребята, внимание!
Мы покажем вам фрагменты из сказок А. С. Пушкина.
Вы должны назвать, из какой сказки этот фрагмент. Каждой команде предлагается по 2 фрагмента.
ДЕМОНСТРАЦИЯ ВИДЕОФРАГМЕНТОВ ( См. «А.С.Пушкин в зеркале двух столетий»).
ВИДЕОФРАГМЕНТ № 3 «Сказка о царе Салтане…»).
ВИДЕОФРАГМЕНТ № 12 «Сказка о золотом петушке»).
ВИДЕОФРАГМЕНТ № 15 «Сказка о царе Салтане…»).
ВИДЕОФРАГМЕНТ № 21 «Сказка о попе и работнике Балде»).
ВИДЕОФРАГМЕНТ № 23 «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»).
ВИДЕОФРАГМЕНТ № 24 «Сказка о рыбаке и рыбке»).
СЛОВО ЖЮРИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЯ
КОНКУРС № 4
«Музыкальный»
1 ведущий Сказки Пушкина не похожи одна на другую. Многие сродни народным песням. Нас пленяют напевность и мелодичность их стиха. Они звучат как музыка. Неудивительно, что именно сказки вдохновили композиторов на создание дивных опер.
А теперь самое сложное задание: определите композитора и произведение А.С.Пушкина, на основе которого создана музыкальная композиция. Каждой команде предлагается по 1 фрагменту обязательно и 2 дополнительно, кто отгадает первым.
ЗВУЧАТ ФРАГМЕНТЫ ИЗ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.( См. папку
« Музукальные произведения» (6 минут ))
m8 Н. Римский – Корсаков «Сказка о золотом петушке». Ария Шамаханской царицы.(1 минута 28 сек.)
m21. М.И. Глинка. «Руслан и Людмила». Ария Руслана в исполнении И И. Петорова.(1 минута 20 сек.)
m22.Д. Шостакович. «Сказка о попе и работнике его Балде». Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко. (59 сек.)
m24 Н. Римский - Корсаков. «Сказка о царе Салтане». Полёт Шмеля.(1 минута 28 сек.)
m25. Н. Римский - Корсаков. «Сказка о царе Салтане». Ария царевны Лебедь в исполнении В. Барсовой.(1 минута 20 сек.)
СЛОВО ЖЮРИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЯ
КОНКУРС № 5 (3 минуты)
«Пантомима»
Группа учащихся 7 класса (члены литературнго клуба «ЛИК» в костюмах представляют фрагменты из сказки «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
- «Чернавка ведёт в лес царевну»
- « Разговор царицы с зеркальцем»
- « Царевна у семи богатырей»
2 ведущий: задание: определите фрагмент из сказки Пушкина, на основе которой создана пантомима.
СЛОВО ЖЮРИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЯ
КОНКУРС № 6 (5 минут)
«Ораторы»
3 ведущий: задание: дома каждая команда готовила ответ на вопрос « В чём прелесть сказок А.С. Пушкина». Слово командам. Жюри оценивает оригинальность, выразительность, артистичность выступающих.
СЛОВО ЖЮРИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЯ
Учитель
ИТАК, РЕБЯТА, ЗАКОНЧИЛСЯ НАШ КОНКУРС.
Вы ещё раз встретились с любимыми героями, проявили творчество, активность, ответили в чём прелесть пушкинских сказок, показали, что любите и читаете сказки А.С. Пушкина. А сейчас слово жюри.
Итоги урока.
Награждение команды – победительницы.
Определение Знатока сказок А.С. Пушкина. Награждение.
Выставление оценок учащимся по количеству жетонов.
МОЛОДЦЫ! ПОЗДРАВЛЯЕМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ!
Домашнее задание. Антоний Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители», стр.118-151, в.1-7
Используемая литература.
1. Пушкин А.С. Стихи и сказки. М. «Детская литература», 1998.
2. Учебный диск Мультимедиа Энциклопедия «А.С.Пушкин в зеркале двух столетий». Фирма 1 С, 2002,Республиканский мультимедиа центр.
А) видеофрагменты. Б) музыкальные произведения. В) иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ