Технологическая карта по Литературе "Г.Х.Андерсен "Ромашка" 5 класс
Ф.И.О. Корнева Ольга Сергеевна
Предмет: литература
Класс : 5
Тип урока: внеклассное чтение
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД
1. Мотивация к деятельности
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне
Включение в деловой ритм
Подготовка класса к уроку
Самоопределение (Л)
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)
2. Актуализация и пробное учебное действие («вызов»)
Цель: актуализация знаний учащихся, выявление самостоятельного круга чтения , необходимого для « открытия нового знания»
Выявляет уровень знаний, субъективный опыт учащихся, определяет типичные недостатки.
1.Фронтальный опрос.
- Узнаёте ли вы человека, изображённого на портрете?
- Какие произведения Г.Х.Андерсена вы читали?
- Какие заинтересовали и чем?
2. Опрос « Узнай героя»
Кто из героев «был чересчур счастлив, но нисколько не возгордился - доброе сердце не знает гордости, помня то время, когда его все презирали и гнали. А теперь говорят, что он прекраснейший…»?
Эта героиня жаловалась : « Ах, я спала очень дурно. Я почти не сомкнула глаз…Я лежала на чём-то таком твёрдом, что у меня всё тело в синяках».
Кому принадлежат эти предметы: разноцветный и гладкоокрашенный зонтики?
Кому принадлежат эти предметы: скорлупа грецкого ореха, лепесток розы?
Отвечают на вопросы
Использование различных источников информации (Л)
Подбор аргументов для подтверждения собственной позиции (М)
3. Постановка учебной задачи.
Цель: обеспечение восприятия, осмысление новой темы.
Активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию.
- Как вы думаете, важно ли для человека уметь радоваться жизни ?
-А важна ли свобода для человека?
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством Андерсена и обратимся к его сказке «Ромашка». Как вы думаете, над чем призывает нас задуматься автор в этой сказке?
- Какими словами ромашки можно обозначить тему нашего урока, если мы говорим о свободе, о необходимости радоваться жизни и ценить её?
-Итак, тему нашего урока можно обозначить так : « О, как много мне дано!».
Учащиеся высказывают свои предположения
Учащиеся высказывают свои предположения
Учащиеся самостоятельно формулируют цели урока, работают с текстом
Целеполагание
( Р)
Постановка вопросов ( К)
Самостоятельное формулирование цели
(П –общеучебные)
4. Работа с текстом
Организует работу с карточками , предлагая учащимся самим выбрать , как бы они хотели работать : индивидуально ( карточка красного цвета), в парах ( карточка зелёного цвета), в группах (карточка жёлтого цвета). На подготовку отводится 5-7 мин. Обсуждение идёт «вслед за автором».
Учащиеся выбирают форму работы с текстом .
Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование
( П - моделирование)
Сотрудничество в поиске и выборе информации(К).
Извлечение информации . осуществление мыслительных операций анализа и синтеза (П)
Ориентирование в содержании текста, понимание его целостного смысла (М)
«Осмысление содержания»
Учитель устанавливает осознанность восприятия.
Групповое задание №1. Выразительно прочитайте эпизод « Знакомство с ромашкой» ( абз. 3-4). Какое впечатление произвело на вас описание ромашки? Назовите эпитеты , с помощью которых описывает автор цветок. Чему радуется ромашка? Приведите примеры(цитаты)из текста.
Работа в паре № 1. Найдите в тексте описание садовых цветов. Выразительно прочитайте его. Сопоставьте их внешний вид и «поведение» с внешним видом и «поведением» ромашки. Кто нравиться вам больше? Почему?
Индивидуальное задание №1. Как вы думаете, почему именно к ромашке прилетел жаворонок?
Групповое задание №2. Выразительное чтение по ролям отрывка от слов «Вдруг из садика вышли два мальчугана…» и до слов « Ромашка не могла свернуть своих лепестков…».
Индивидуальное задание № 2. Найдите в литературоведческом словаре определение термина «аллегория». Приведите пример аллегории в сказке «Ромашка».
Работа в паре № 2. Прочитайте последние два абзаца сказки. В чём поучительный смысл слов автора, описывающего горе мальчиков после смерти жаворонка?
Индивидуальное задание №3.Какова участь ромашки, жаворонка, садовых цветов в сказке? Чья судьба более трагична?(Используйте при ответе слова скромность, жертвенность, жалость, надменность, счастье).
Индивидуальное творческое задание № 4. Нарисуйте понравившегося героя сказки.
Работают в группах, парах , индивидуально по заданиям .
Делают выводы. Озвучивают результат.
Работают с словарной статьёй.
Проявляют творческий потенциал.
Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование
( П - моделирование)
Сотрудничество в поиске и выборе информации(К)
Работают в группе. Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие(К)
Осуществляют
поиск и
выделение
необходимой
информации.
Применяют
методы
информацион-
го поиска (П)
Физкультминутка
Показывает гимнастические движения.
Для разминки из-за парт
Поднимаемся. На старт!
Бег на месте. Веселей
И быстрей, быстрей, быстрей!
Делаем вперёд наклоны –
Раз – два – три – четыре – пять.
Мельницу руками крутим,
Чтобы плечики размять.
Начинаем приседать -
Раз – два – три – четыре – пять.
А потом прыжки на месте,
Выше прыгаем все вместе.
Руки к солнышку потянем.
Руки в стороны растянем.
А теперь пора учиться.
Да прилежно, не лениться.
Повторяют движения за учителем.
Закрепление:
выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции
Подводит итог работы по карточкам.
Организует деятельность учащихся по первичному закреплению .
-Вернёмся к теме нашего урока. Как вы думаете, почему ромашке и жаворонку
было «многое дано»?
- Какие уроки преподает нам Андерсен этой сказкой ?
Оценивают своё выступление и выступление одноклассников.
Обсуждают проблемный вопрос, связанный с темой урока.
Учащиеся высказывают свои предположения
Оценка (самооценка, взаимооценива-
ние) (Р)
Оценивают достигнутый результат. Определяют последователь-
ность промежуточных целей с учетом конечного результата (Р).
Коррекция (Р)
5. Рефлексия деятельности
Организует рефлексию:
Сегодня на уроке мы…
На уроке я работал…
Материал урока был…
На уроке я узнал…
Меня удивило…
Мне захотелось…
Своей работой я…
Оценивают урок, свою работу , работу одноклассников, составляют ромашку , подводя итоги .
Умение структурировать знания (П –общеучебные)
Управление поведением (К)
Умение выражать свои мысли (К)
Контроль (Р)
Оценка (самооценка, взаимооценива-ние) (Р)
6. Домашнее задание
Учитель предлагает дифференцированное задание на дом:
Придумай свой вариант окончания сказки.
Нарисуй иллюстрации к сказке.
Придумай свою сказку
Учащиеся выбирают домашнее задание из предложенного материала.
Умение выражать свои мысли ( К)
Рефлексия ( П)
Смыслообразова-
ние( Л)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ