Конспект урока по литературе для 11 класса "Обзор современной литературы (на примере повести Нарине Абгарян "Манюня")"
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
№660
Конспект урока по литературе
в 11 классе
«Обзор современной литературы»
(на примере повести Наринэ Абгарян «Манюня»).
подготовила
учитель русского языка и литературы
Ефимчук Татьяна Сергеевна
Москва
2013 г.
КОНСПЕКТ УРОКА.
Тема: Обзор современной литературы (на примере повести Наринэ Абгарян «Манюня»).
Класс 11.
Цель: Познакомить учащихся с современной литературой (на примере повести Н. Абгарян «Манюня»).
Задачи: 1. Научить анализировать и интерпретировать художественный текст.
2. Развить навыки осознанного чтения.
3. Воспитать эстетическое отношение к литературе.
Инструменты: Текс романа
Домашнее задание к уроку – прочитать главу «Вместо предисловия» романа Н. Абгарян «Манюня».
Ход урока.
Оргмомент. Приветствие.
Слово учителя.
Сегодня мы познакомимся с одной из новинок детской литературы – романом Н. Абгарян «Манюня». Как заявлено в теме нашего урока – это книга о детях, но для взрослых, однако и детям она приносит радость.
Дома я просила прочитать главу «Вместо вступления», что вы узнали о героях книги?
(сжатый пересказ с комментариями)
Слово об авторе.
Наринэ Абгарян (род. 14 января, Берд, АрмССР) — русская писательница армянского происхождения, блогер. Окончила Ереванский государственный лингвистический университет им. В. Я. Брюсова, с 1993 года живёт в Москве.
Стала известна после публикации автобиографической книги «Манюня» (2010), став с ней лауреатом Российской национальной литературной премии «Рукопись Года» в номинации «Язык». Вошла в длинный список номинантов на премию «Большая книга» 2011 года.
В 2011 году вышла вторая часть историй о Манюне: «Манюня пишет фантастичЫскЫй роман».
Многие читатели сходятся во мнении, что это книга скорее для взрослых, в рецензиях мнение одно: «Открыв первую страничку, попал в своё детство…». Но всё же она детская. Хочется провести параллель с «Денискиными рассказами», но, как написано в одной из рецензий, «из другого лагеря».
Сегодня на уроке мы познакомимся с 13 главой: «Манюня фонтанирует идеями, или Как Ба устроила нам незабываемую премьеру «господибожетымой»».
Что автор говорит о Ба? (отрывок из 1 главы)
Действия происходят в 80-гг в маленьком провинциальном городке.
Чтение главы 13.
Беседа.
Какие эмоции вы испытали после прочтения главы?
Почему Ба сама готовит шерсть для белья?
(не доверяет промышленности)
Что представляет собой процесс обработки шерсти? (из текста).
Как девочки объяснили своё поведение? (нашло затмение)
Возможно ли, что Ба не заметит последствия игры?
(нет, описание «игры» из текста)
Зачем Манюня и Наринэ решили идти в погреб? (за песком)
Представьте, что вы проделали работу по обработке шерсти и увидели такой результат? Что бы вы испытали, сделали?
Какова была реакция Ба? Какую фразу она произносит? («господибожетымой»)
Что это означает? Почему написано так? (подчёркивается эмоциональность, приговор для девочек)
Как Ба наказывает девочек? (бьёт)
Справедливо ли наказание?
Что значит фраза «И судьба протрубила в рог Гьяллахорна, и нагрянул магический день Рагнарек»? С какой целью автор использует её?
(Мифическое действо, в котором участвует Один и его свита — группа призрачных всадников-охотников со сворой собак. Согласно пророчеству, в день Рагнарёка чудовищный волк Фенрир проглотит Солнце, погрузив мир во тьму, а море выйдет из берегов, когда из глубин всплывёт мировой змей Ёрмунганд (скандинавская мифология)).
Как девочки оказываются запертыми в погребе?
(скрылись от наказания)
Что девочки почувствовали, когда оказались запертыми в погребе? Испытывают ли они чувство вины? (нет, было страшно)
Почему им страшно? (ощутили на себе угрозу Ба «замуровать заживо»)
Когда Ба откликнулась на плач девочек?
(когда сказали, что больше так не будут, да и времени достаточно прошло, там холодно)
Почему она во второй раз произносит «господитыбожемой»? Приобретает ли это слово иное значение? (да)
Почему закрыть девочек в погребе оказалось легче, чем вызволить? (говорит об эмоциях Ба)
Можно ли сказать, что Ба бессердечная, злая женщина, любящая издеваться над детьми? (нет)
Что доказывает это суждение? (тут же согрела, её эмоции понятны)
Как девочки искупили свою вину? (переделали всю работу)
Какое наказание более правильно: погреб, палка или тяжёлый труд?
(Труд. Из текста: «А далее мы на своём опыте доказали, что пирамиды всё-таки строили люди, а не инопланетяне. Потому что вдвоём, подгоняемые грозными окриками Ба, сначала помыли всю шерсть в пяти водах, потом сушили её на солнцепёке, не забывая ворошить и переворачивать, потом мы её выбивали деревянной палкой, нудно и долго, до волдырей и боли в пояснице, а далее каждый клочок шерсти распушили в руках нежным облачком. И если кто из вас скажет, что Ба всё-таки переборщила с господибожетымоем, то я с вами не соглашусь. Ибо кару понесли мы вполне заслуженную, да»).
Итог.
Понравилось ли вам эта история?
Появилось ли у вас желание прочитать ещё несколько глав?
Кому бы вы порекомендовали почитать эту книгу?
Согласны ли вы с утверждением, что эта книга о детях, но для взрослых? Интересна ли она детям?
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ