Конспект урока по Литературе "Древняя Русь: политическое, военное и духовное становление государства" 10 класс

Тамбовское областное государственное общеобразовательное учреждение

Общеобразовательная школа-интернат

С ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ЛЕТНОЙ ПОДГОТОВКОЙ

имени М.М. Расковой







Интегрированный урок истории и литературы


учитель литературы

Клинкова Ирина Викторовна,

учитель истории

Мазурук Людмила Анатольевна,

ТОШИ с ПЛП им М.Расковой



Тамбов

2009

Цели урока:

изучение событий истории и освещение их в литературе; в сфере интеграции учащихся в культурное пространство России:

-формирование культурологической компетентности учащихся в области знаний о традиционной религиозной культуре России в исторической ретроспективе и в современности;

-выработка высокого ценностного отношения к духовному, историческому и культурному наследию русского и других народов России;

-воспитание уважения к предкам, историческому прошлому страны и государства, народов России как основы просвещенного российского патриотизма и гражданственности;

Задачи урока:

- систематизировать и обобщить знания о процессе формирования Древнерусского государства и создании его вооруженных сил, показать, как этот процесс отражен в литературе;

- раскрыть причины и значение крещения Руси с точки зрения цивилизационного

развития.

- уметь пользоваться сопоставительным методом, современными информационными технологиями и видеть предмет изучения в целом;

- воспитывать любовь к Отечеству через изучение памятных страниц русской истории и культуры.

Методические приёмы: беседа, исследование, конференция, презентация, выразительное чтение

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, выставка книг и дисков

Ход урока

1.Вступление (Слайд №1 –кадр из в/ф)

Учитель литературы: Сорок князей, царей и императоров в тысячу лет создали Россию. В их череде были правители слабые и неудачные, были искусные и гениальные. Недостатки одних на протяжении веков выравнивались деяниями других. Все вместе они создали нашу Родину, ее мощь и красоту, ее культуру и величие - и мы, русские, навсегда останемся их неоплаченными должниками.

Учитель истории: В своем исполинском тысячелетнем деле созидатели России опирались на три великих устоя – духовную мощь Православной Церкви, творческий гений Русского Народа и доблесть Русской Армии. Зло коварно и безжалостно, для его сдерживания нужна не только духовная, но и военная сила. Необходимы люди, готовые немедленно обнажить шпагу во имя справедливости и добра в защиту чести сограждан и благополучия Отечества.

Священник: За каждым своим богослужением Русская Православная Церковь молится о властях и воинстве своей державы, потому что от них в большей степени, чем от кого-либо другого, зависит судьба народа и государства, судьба людей, наконец, сам священный и драгоценный дар - человеческая жизнь.

Учитель истории. Сегодня на уроке мы должны обобщить и систематизировать знания о том, как происходило политическое и военное становление нашего государства, выявить: какую роль в этом процессе сыграла русская православная церковь и как об этом говорится в литературных памятниках.

Тема нашего урока: (Слайд №2)

«Древняя Русь: политическое, военное и духовное становление государства»

Созданные в ходе подготовки к уроку группы предлагают нашему вниманию отчеты о своей деятельности по следующему плану:

1. Формирование государства - время создания его вооруженных сил.

2.Православие - духовная основа русской государственности

3.Литература Древней Руси. Её конфессиональный характер.

Учитель истории. Возникновение государства - закономерный этап развития общества, длительный процесс, иногда растягивающийся на десятилетия и даже века

Формирование государственности в Восточной Европе проходило медленнее, чем в Западной, так как славянские государства складывались вне зоны античной цивилизации:

-Хорватия формировалась в рамках одного племенного союза;

-болгарское царство – на основе слияния славян и протоболгар;

-великая Моравия, Чехия, Польша и Русь - путём подчинения одному самому сильному из многочисленных союзов племён.

- «Откуда есть пошла Русская земля?» – вопрос, поставленный летописцем Нестором в 12 веке, волнует нас до сих пор. Именно на этот вопрос попытались найти ответ участники первой творческой группы. Им слово.


2. Отчёт первой творческой группы по теме: «Формирование государства - время создания его вооружённых сил».

(Слайд №3)

«Формирование государства - время создания его вооружённых сил».

Давно уже доказано, что ни варяги, ни хазары славянам государственность не принесли, поскольку эта последняя как таковая возникает прежде всего в результате определенных процессов внутри самого общества с возникновением имущественного неравенства и социального расслоения.

(А.Н.Сахаров)

Древнерусское войско, состоявшее, помимо княжеской дружины, из свободных славян-общинников, славилось своей храбростью и неустрашимостью, о чем неоднократно писали очевидцы из разных стран.

(А.Н.Сахаров)

Проблема: Какой была роль воина в древнерусском государстве?


Выступление ученика 1.

Появление племенных союзов, возвышение одних родов и упадок других, выделение родоплеменной знати, князей с дружиной – всё это свидетельствовало о кризисе родовых отношений.

В прошлое уходит равенство внутри рода и между родами. Вокруг князя объединяется дружина, для которой война превращается в профессию.

Появляется имущественное неравенство. Уже нет прежнего обособления рода. Набеги и их отражение требуют объединения на других началах. Возникают союзы племён, а с ними борьба за первенство между племенами и родами. Происходит выделение родовой знати, среди которой не последнее место занимают князья и дружинники. При этом их интересы всё чаще не совпадают с интересами рода.

Обычаи и традиции уже не могут выступать регуляторами общественной жизни. Эту функцию берёт на себя публичная власть, обособившаяся и поднявшаяся над обществом. Она создаёт свою систему управления, пренебрегающую для защиты традициями и готовую к насилию. Формируется государство, призванное защищать территорию и население от внешней опасности и регулировать отношения внутри общества.

Выводы:

1.Таким образом, на момент образования государства князья и дружинники как носители новой предгосударственной и государственной власти выделились из общества не по имущественному, а по профессиональному признаку.

2. Роль человека, выполняющего военные функции, была высокой, если не главенствующей.

3. При этом профессия воина и должность правителя, как правило, совпадала и была признана почетной и общественно полезной.


3. Пресс-конференция

Превращение России в великую, а затем в мировую державу — совершалось с севера на юг: от Новгорода к Киеву, от Киева к Царьграду .(Карта)

(Слайд №4)

-Способствовали силе зарождающегося государства первые русские князья. Давайте попробуем окунуться в прошлое, поставить себя в конкретно историческую обстановку. Попытаемся понять: кто они, по словам первого митрополита Илариона, наши «старые» и «славные» князья, которые «не в худой и неведомой земле владычествовали, но в Русской, что ведома и слышима во всех четырех концах земли».

Мы предлагаем вам фрагмент импровизированной пресс – конференции, где вы можете задать вопросы первым правителям древнерусского государства Киевская Русь.

На пресс – конференции присутствуют русские князья Олег, Игорь, Святослав, Владимир, Ярослав и Владимир Мономах.

1) Представление князей. (учащиеся) (Слайд №5)

КНЯЗЬ ОЛЕГ - 879-912гг. правления

Более тридцати лет трудился над обустройством страны, покорял соседние племена, строил города, устанавливал дани, вел успешные войны и заключал договоры. я заложил первый камень в фундамент русской государственности, и сделал это добротно и основательно, что страна, мною созданная, не захирела, не развалилась при ближайших преемниках, а напротив — стала процветать и шириться с каждым следующим поколением. я далеко прославил русское оружие и заставил соседей — могущественных хазар и гордых византийцев — уважать интересы молодого варварского народа, само имя которого стало известно лишь за полвека до моего княжения.


КНЯЗЬ ИГОРЬ - 912-945гг. правления (Слайд №6)

Великий князь киевский, преемник Олега, "в зрелом возрасте мужа приял власть опасную" (Карамзин). Удачливый воитель, подавил восстание древлян, покорил племенные объединения между Днестром и Дунаем, дважды вторгался на Кавказ. В 913 совершил поход по побережью Каспийского моря, дошёл до Баку и захватил огромную добычу.

В разгар этих походов "новые враги, сильные числом, страшные дерзостию и грабительством" вторглись в пределы моей страны - это были печенеги, с которыми мне удалось заключить перемирие. Во время похода на Византию в 941 немногочисленные ладьи мои были сожжены "греческим огнем", а пленные дружинники казнены в Константинополе. Но в 944 собрал я большое войско и вынудил византийцев заключить взаимовыгодный мир "на все лета, пока солнце сияет и весь мир стоит". Жестоко убит ок. Искоростеня при попытке вторично собрать дань с древлян,


Князь Святослав - 964-972гг. правления (Слайд №7)

Великий князь киевский — сын Игоря и Ольги,

освободил вятичей от власти хазар и подчинил их Киеву.

Разгромил Хазарский каганат.

Присоединил земли ясов (осетин) и косогов (черкесов) на Северном Кавказе.

В 967-971годах воевал с Византией. Заключил с ней договор, но на обратном пути в Киев у днепровских порогов погиб в бою с печенегами, которых византийское правительство предупредило о моём возвращении.

Высоко ценил воинскую честь и землю Русскую .


Князь Владимир – 980-1015гг. правления (Слайд №8)

В первые годы княжения яростный язычник. Молодым предавался бурной чувственной жизни, хотя далеко не был таким сластолюбцем, каким меня иногда изображают. Летописцы пишут, что "пас свою землю правдою, мужеством и разумом", как добрый и рачительный хозяин, при необходимости расширял и оборонял ее пределы силой оружия, а возвращаясь из похода, устраивал для дружины и для всего Киева щедрые и веселые пиры.

Но Господь готовил мне иное поприще.

Наступило незабываемое и единственное в русской истории утро крещения киевлян в водах Днепра. Священное желание моё было исполнено беспрекословно: "в одно время вся земля наша восславила Христа со Отцем и Святым Духом". Осуществилось таинственное преображение русской духовной стихии, духовное рождение народа, призванного Богом к невиданным еще в истории подвигам христианского служения человечеству.

Ярослав - 1019-1054гг. правления (Слайд №9)

При мне государство достигло наивысшего могущества. Киев превратился в один из крупнейших городов Европы, соперничавший с Константинополем

В 1036 г. нанес под Киевом столь сокрушительное поражение печенегам, что они больше не появлялись в пределах Киевского государства. На границе со степью была создана система укреплений и городов

Продолжал дело своего отца и способствовал распространению и укреплению Христианства. Составил правила суда, известные под названием "Русской правды»

В преклонные годы оставил боевую жизнь и занялся делами церкви. А в 1051 году, собрав в Киеве Епископов, велел им поставить Митрополитом Иллариона Россиянина, без всякого участия со стороны Константинопольского Патриарха.

Владимир Мономах - 1113-1125 (Слайд №10)

Получил прозвание Мономаха по матери - дочери византийского императора Константина Мономаха. Всю жизнь провел в борьбе с половцами. Совершил на своем веку 83 больших похода и поездки, а более мелких и припомнить не могу.

В конце жизни своей составил «Поучение», которое явилось политическим и нравственным завещанием, адресованным не только моим сыновьям, но и потомкам.

2)Интервью с князьями

Вопросы князю Олегу:

-Какие изменения в положении князя произошли в результате вашей деятельности?

-Принято считать, что именно ваши походы в Византию послужили началом становления дипломатических отношений на Руси. Это утверждение сделано с вашей подачи или правы историки?

Вопросы князю Игорю:

-Что заставило вас повторить поход в Византию 941 году? Слава воителя Олега или суровая жизненная необходимость? Почему вы не смогли повторить успех Олега?

Вопросы князю Святославу:

- Историк 19 века Ключевский назвал вас Александром Македонским Восточной Европы? Что дало основание для такого сравнения?

-В чём секрет ваших военных успехов?

-Вы ходили в дальние походы, искали для себя военной славы и даже мечтали создать новую столицу на далёком Дунае, оставляя за себя княжить в то время свою мать княгиню Ольгу и подвергая тем самым опасности её жизнь и жизнь многих киевлян. Не кажется ли вам, что такая политика неразумна для князя?

Вопросы князю Владимиру Святому:

-Ваш отец назван историками Александром Македонским, но мы не знаем былин, в которых был бы воспет Святослав, а вас народ любовно прозвал Владимиром Красное Солнышко. В чём вы смогли превзойти отца?

-Что стало главным делом вашей жизни?

Вопросы князю Ярославу:

-В чём вы видели смысл династических браков с представителями монархических семейств других стран?

Вопросы князю Владимиру Мономаху:

-Почему в 1116 году в возрасте 64 лет вы лично возглавили поход в степь и назвали его крестовым?

Вопрос классу: Что объединяло политику первых русских князей?


3) Выводы после конференции (учитель) (Слайд №11)

В совместной борьбе с внешними врагами постепенно складывались территориальные и культурные связи древнерусской народности, формировались черты национального характера:

- любовь к родине;

-ненависть к её врагам;

-выносливость и терпение;

-воинская доблесть

На страже политической и территориальной целостности Древнерусского государства стояло войско.

А " духовно-моральной» жизнью на Руси заведовала Русская Православная Церковь.

4. «Православие – духовная основа русской государственности»

(Презентация учащегося)

Через хри­стианство Древняя Русь вступает в творческое и живое взаимодействие со всем окружающим культурным миром» (Г. Флоровский).

1) История принятия христианства

Христианство, как повествует летописец, было распространено на Руси издревле. Его проповедовал еще апостол Андрей Первозванный - один из учеников Христа.

В 988 г., при Владимире I, христианство было принято в качестве государственной религии.

Крещение Владимира и его приближенных было совершено в г. Корсуни (Херсонесе) - центре византийских владений в Крыму

Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утверждалось медленно.

2) Значение принятия христианства для дальнейшего развития Руси:

-Православие объединило многочисленные славянские племена в одно мощное русское государство для борьбы с врагами.

-Православная церковь стала носительницей и кормилицей русской культуры. Славянская азбука дала славянам письменность. Монастыри стали центрами науками и просвещения, а также центрами развития сельского хозяйства (без использования рабов).

-Православие породило иконопись, положившую начало русской живописи.

-Православие сыграло решающую роль в создании летописей. Записи велись на основании наблюдений самих летописцев, по рассказам очевидцев, а также со слов воинов, принимавших участие в боях и походах русских князей. Наши знания о далёком прошлом нашей Родины, в основном, черпаются из летописей. В монастырях устраивались библиотеки и почти все писатели древней Руси вышли из монастырей.

-Православие положило начало русскому зодчеству - архитектуре. В языческой Руси не было храмов. Принятие же христианства в скором времени привело к строительству громадных каменных сооружений в главных центрах Руси, сначала по византийским образцам ( русско-византийское зодчество ), а потом - в своём, русском стиле. Это строительство повлекло за собой развитие других искусств и художественных ремесел: ювелирного дела, производства эмали и пр.

Православие - основа монархии

Православие стало краеугольным камнем русской монархии, т.е. такой формы государственной власти, где монарх -- царь , в отличие от диктатора или выборного главы государства, имеет неоспоримое, Богом данное право на полную власть над своими подданными. Именно поэтому некоторые историки, понимающие православную сущность русской монархии, называли её диктатурой совести. Другими словами, русские цари, хотя и имели юридическое право казнить любого подданного по своему хотенью, не делали этого, будучи православными государями, т.е. правили "по совести".

5. Литературный блок

1) Учитель. Итак, как вы только что слышали, многие писатели вышли из монастырей. Таким образом, письменная литература возникла на Руси одновременно с принятием христианства.

Вопросы для беседы:

-Следует ли из этого, что до 988 года на Руси не было вообще своей литературы, своей культуры? ( Произведения литературного искусства оставались не записанными, фольклорными).

-Назовите жанры устного народного творчества? (Песни, былины, послови­цы, сказки, плачи-причеты, загадки, легенды) (Слайды №12, 13)

2) Сообщение ученика +ПРЕЗЕНТАЦИЯ: «Былины устный учебник родной истории»;

Устоявшийся жанр славянского эпоса – былины. Былины изначально назывались старинами. Громадную роль в их создании и распространении сыграли певцы - сказители, гусляры. Былины передавались в устной интерпретации чаще всего от отца и деда - сыну или внуку.

Представьте себе заснеженное большое (а может, маленькое?) село, куда дошли гусляры. Как приветливо их встречали, как старались угодить угощением, как торопились поскорее закончить работу по хозяйству, как дружно собирались к какой-нибудь просторной избе и старые, и малые. И как начиналось чудо: звучали гусли, неторопливо, напевно лилась речь гусляров...

Не белая заря занималася,

Не красно солнце выкаталося,

Выезжал тут добрый молодец,

Добрый молодец - Илья Муромец

Первый былинный цикл был посвящен пахарю Микуле Селяниновичу, бившемуся в дружине Олега Святославича с варягами.

Второй цикл богатырских былин был посвящен Владимиру Святославичу, кото­рый много сделал для обороны Руси от печенегов и которого народ любовно прозвал Владимир Красное Солнышко. Главными героями этих былин были Илья Муромец и Доб­рыми Никитич. Праобразом Добрыни был дядя князя Владимира – воевода Добрыня, чьё имя тесно связано с принятием православия на Руси.

Третий цикл былин воспел борьбу Владими­ра Мономаха с половецкими ханами. Врагами былинных ге­роев был уже не мифический Соловей-разбойник; в роли врага здесь выступают уже реальные половецкие ханы: Тугоркан («Тугарин-Змиевич»), Итларь («Идолище Поганое»), Шарукан («Шарк-Великан»).

Выводы: Былины воспринимались как духовные заповеди, которые передавались из поколения в поколение и без которых немыслимы сами понятия: народ, нация, государство.

(Слайд №13)

3) Задания для учащихся после просмотра презентации (демонстрируются ещё до презентации)

- Можно ли по былинам знакомиться с историей Отечества? Обоснуйте свой ответ

-Почему они так названы? Какие былинные циклы вы знаете? Излюбленные герои былин?

-Как вы понимаете значение слова заповедь? (1)Религиозно-нравственное предписание. Десять заповедей. 2) перен. Правило, положение, служащее руководством для чего или кого-либо) (Слайд №14)

- В чём, по-вашему, причины возникновения письменной литературы? (появление письменности определялось, прежде всего, государственными потребностями: письменность была необходима во всех сферах государственной и общественной жизни, в юридической практике)

(Слайд №15)

-Первая статья одного из старейших древнерусских сборников - "Изборника 1076 года" утверждает, что, подобно тому как корабль не может быть построен без гвоздей, так и праведником нельзя стать, не читая книг, дается совет читать медленно и вдумчиво: не стараться быстро дочитать до конца главы, но задуматься над прочтенным, трижды перечитать одну и ту же главу, пока не постигнешь ее смысла. Почему наши предки столь высоко ценили книгу?

-Когда была создана первая библиотека? (Слайд №16)

-Какие произведения древнерусской литературы вам известны? ( «Повесть временных лет»-1113г., «Слово о полку Игореве», «Сказание о Борисе и Глебе» -1015 г., «Слово о законе и благодати» 1037 г., «Поучение Владимира Мономаха»-1117г. и др.) Назовите их жанры.

(Слайд №17, 18)

Итак, вся древнерусская литература носила религиозный (конфессиональный) характер и была лишена вымысла.

Давайте обратимся к первой книге древнерусской литературы «Слову о законе и благодати». Докажите, что перед вами исторический источник.


4)
Сообщение ученика «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона + презентация (Меньшиков)

1. Время создания

«Слово» составлено между 1037 и 1050 годами и было произнесено в Софийском соборе.

2. Название произведения

Название произведения в современной литературе - «Слово о Законе и Благодати». В оригинале: «О Законе, данном через Моисея, и о Благодати и истине, явленной Иисусом Христом, и о том, как Закон миновал, а Благодать и истина наполнила всю землю, и вера распространилась во всех народах вплоть до нашего народа Русского, и похвала великому кагану нашему Владимиру, которым мы были крещены, и молитва к Богу от всей земли нашей». (Средне­вековая традиция требовала в названии излагать основные идеи произведения.)

3. Автор

О жизни и деятельности митрополита Иллариона

известно очень мало. Он служил священником в церкви Святых Апостолов в селе Берестовом под Киевом, где находилась княжеская резиденция. По-видимому, именно поэтому его знал князь Ярослав Мудрый.

С Илларионом летопись «Повесть временных лет» связывает основание Печерского монастыря. В 1051 году по инициативе Ярослава Мудрого Илларион был избран митрополитом (хотя не был еписко­пом), что было политическим вызовом Константинополю.

4. Адресат и основные идеи

«Слово», прежде всего, обращено к церковной элите: «Ибо не несведущим пишем, но с преизбытком насытив­шимся книжной сладости...». (То есть для тех, кому пред­стояло избирать Иллариона в митрополиты). «Слово» также обращено к деятелям церкви, увлекающимся Ветхим Заветом. В данный период (XI в.) это увлечение воспринималось как проявление различных ересей в русской церкви

.5. Композиция и содержание

"Слово" написано в виде трехчастной композиции, и каждая часть легко вытекает из предшествующей

Первая часть касается основного вопроса исторических взглядов средневековья: вопроса взаимоотношения двух заветов: Ветхого - "закона" и Нового - "благодати.

Илларион создает свою концепцию истории, включающую историческую миссию Русской земли. Илларион утверждает, что Новый завет имеет вселенский, универсальный характер по сравнению с национальной ограниченностью Ветхого завета ("закона"). Подзаконное состояние при Ветхом завете сопровождалось рабством, а "благодать" (Новый завет) - свободой.

Во второй части говорится о распространении христианства по Русской земле: "вера бо благодать по всей земли простреся и до нашего языка рускааго доиде..." "Се бо уже и мы со всеми христианами славим святую Троицу". Русь в описании Иллариона равноправна со всеми странами и не нуждается ни в чьей опеке.
В третьей части
Илларион прославляет Русь и ее "просветителя" Владимира.

Исключительно ему он приписывает крещение Руси и говорит, что «старые» и «славные» князья «не в худой и неведомой земле владычествовали, но в Русской, которая ведома и слышима во всех четырех концах земли».

Основная идея «Слова» — вхождение Руси в семью христианских народов, в чем автор видит заслугу князя Влади­мира и его сына Ярослава Мудрого.

Для произведения Иллариона характерен широкий универсализм: история Руси и ее крещение изображены как логическое следствие развития мировых событий, а по мере сужения темы поднимается уровень пафоса в тексте.
Таким образом, все "Слово" Иллариона от начала до конца представляет собой стройное и органическое развитие единой патриотической мысли, которая не ограничивается национальной нетерпимостью: Илларион все время подчеркивает, что русский народ только часть человечества.

Соединение богословской мысли и политической идеи создает жанровое своеобразие "Слова" Иллариона – в своем роде это единственное произведение.

5) Заключение (учитель)
В некоторых рукописях после заключительной части «Слова» следует молитва: "И донеле же стоить мир, не наводи на ны (то есть на русских) напасти искушениа, ни предай нас в рукы чуждиих (то есть врагов), не прозоветься град твой (то есть Киев) град пленен, и стадо твое (то есть русские) пришельци в земли несвоей. Молитва едина со "Словом" по мысли и повторялась во все наиболее критические моменты древнерусской жизни.

(Слайд №19)

Сегодня наше государство переживает непростое время, поэтому считаю, что

забота о процветании Отечества должна объединить всех, кто ценит его прошлое, созидает настоящее и думает о будущем. Только тесное взаимодействие и сотворчество Церкви и государства, духовенства и армии позволит обеспечить духовную, военную и национальную безопасность России, возродить духовные традиции служения родному Отечеству, укрепить нравственные качества воинов российских вооруженных сил – защитников Отечества.

6)Священник: Русские ратники были любимы и уважаемы соотечественниками. Одна из причин тому высокий уровень духовности российского военного. Столетиями вырабатывался в русской армии кодекс нравственности. Его непреходящие ценности – верность долгу, воинская честь, достоинство, гордость за принадлежность к профессии защитника Отечества - сохранились как святыни и передавались из поколения в поколение, проверялись на прочность в сражениях и воспитывались ратным трудом в мирное время

Благословение

7)Ученик читает стихотворение Владимира Силкина «Молитва»

Пусть не кончается жизнь на земле,

В доме не гаснут лампадки.

Пусть будет хлеб у людей на столе,

Пусть будет соли в достатке.


Пусть будет чистой в кувшине вода,

Пусть будет сердце спокойно.

Пусть ни за что никогда-никогда

Нас не касаются войны.


Пусть будет в доме бело от снегов.

Пусть будут добрыми люди.

Пусть у России не будет врагов.

Пусть у меня их не будет.


Пусть будет небо, а звезды во мгле

Светят и морю, и полю...

Боже, даруй моей милой земле

Самую лучшую долю!


Пусть ее счастью не будет конца —

Так она вынесла много.

Дай ей покоя во имя Отца,

Сына и Духа Святого.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ