Литературная игра «К нам едет ревизор» (по комедии Н.В.Гоголя)
Литературная игра «К нам едет ревизор» (по комедии Н.В.Гоголя)
Цели: повторение, закрепление и обобщение учебного материала, повышение интереса учащихся к творчеству Н.В.Гоголя, развитие творческого потенциала учащихся.
С целью активности учащихся и заинтересованности им предлагаются предварительные задания:
1. Повторить теорию литературы: роды и жанры литературы, композиция произведения, ее элементы, эпиграф. Уметь применять знания к комедии «Ревизор».
2. Внимательно прочитать описание героев, их реплики, монологи, обратив внимание на афористические выражения.
3. Подготовить ответы на вопросы: Какие пороки высмеивает Н.В.Гоголь в комедии? Что такое ХЛЕСТАКОВЩИНА? Актуально ли произведение сегодня? Почему? Как вы понимаете эпиграф к поэме?
4. Уметь писать синквэйны. Правила написания синквэйна.
1. В первой строчке обычно тема называется одним словом (обычно сущ).
2. Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3. Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, деепричастия…).
4. Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
5. Последняя строчка – это синоним (метафора) из одного слова, который повторяет суть темы.
Пример. Звезды.
Далекие, загадочные.
Сияют, светят, мерцают.
Нас притягивают эти звезды.
Миры.
5. Выучить и прочитать монолог.
Оформление: рисунки учащихся, репродукции картин к комедии, портреты Н.В.Гоголя.
Учащиеся одного класса разбиваются на группы по 5-6 человек. (Могут участвовать команды из разных классов параллели).
Ответы учащихся оцениваются с помощью жетонов: жетон красного цвета дается за полный и точный ответ (5 баллов), жетон зеленого цвета – за правильный, но неполный ответ (4 балла), жетон жёлтого цвета - за частичный ответ (3 балла). В конце игры баллы суммируются и подводятся итоги как для команды, так и для каждого игрока индивидуально.
В начале игры учащиеся дают краткую биографическую справку о Н.В.Гоголе (с использованием презентации).
Ход игры.
I конкурс. Литературная разминка.
1. Какие роды литературы вы знаете? К какому роду литературы относится комедия «Ревизор»? Почему? (Эпос, лирика, драма. «Ревизор» является драматическим произведением, потому что драма
(в широком смысле) – литературное произведение, предназначенное для постановки на сцене, написанное в форме диалогов и монологов. Характеры героев раскрываются в поведении героев, их поступках, речах. (Особенность – сюжетность, конфликтность действия, отсутствие повествовательного начала, членение на сценические эпизоды (акты, явления)
2. Что такое композиция?
(Композиция – построение художественного произведения, система организации образов, их связей и отношений).
3. Назовите элементы композиции. Что такое кульминация?
(Кульминация – момент наивысшего напряжения в сюжете.
4. Что такое завязка? Развязка?
(Завязка – событие, послужившее началом возникновения и развития конфликта, который составляет основу сюжета произведения. Развязка – разрешение конфликта в литературном произведении, исход событий)
5. Что такое эпиграф? (Эпиграф – короткий текст, помещаемый автором перед текстом сочинения и выражающий тему, идею, настроение произведения.)
6. Что является завязкой комедии «Ревизор»?
(Завязка двойная: письмо Чмыхова и появление Д. и Б. с известием о приезде ревизора.)
7. В чем необычность развязки произведения?
( Развязка тройная: отъезд Хлестакова, его разоблачительное письмо и известие о прибытии настоящего ревизора)
8. Каков эпиграф в комедии «Ревизор»?
(«На зеркало неча пенять, коли рожа крива»)
9. Назовите главных действующих лиц комедии.
II конкурс. О каком герое идет речь? (Узнайте человека по его портрету)
1. Герой пожилых лет. Говорит серьезно, резонер. Любит читать нравоучения самому себе для своего барина. Не любит много говорить. Плут. (Слуга Осип)
2. Человек, прочитавший 5 или 6 книг, и потому несколько вольнодумен. Говорит басом, с растяжкой, придает вес каждому своему слову.
(Судья Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин)
3. Серьезен, несколько даже резонер; говорит ни громко, ни тихо, но каждое его слово значительно. Постаревший на службе человек и очень неглупый по-своему.
(Городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский)
4. Человек несколько приглуповат, без царя в голове. Говорит и действует без всякого соображения. Речь отрывиста, слова вылетают неожиданно.
(Хлестаков Иван Александрович, чиновник из Петербурга)
5. Провинциальная кокетка, воспитанная на романах и альбомах, на хлопотах в своей кладовой и девичьей. Очень любопытна, при случае выказывает тщеславие.
(Анна Андреевна)
6. Очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек. Проныра и плут. Очень услужлив и суетлив.
( Земляника Артемий Филиппович, попечитель богоугодных заведений)
III конкурс- конкурс чтецов. (Задание дается предварительно)
1 человек из команды читает наизусть монолог (отрывок) из комедии. Оценивается знание текста, выразительность, артистизм.
Команды слушают монологи и на листочках пишут его авторов. Сдают после прочтения всех монологов.
1. Эх, надоела такая жизнь! Право на деревне лучше: оно хоть нет публичности, да и заботности меньше… Конечно, если пойдет на правду, так житье в Питере лучше всего.
Деньги бы только были, а жизнь тонкая и политичная: кеятры, собаки тебе танцуют, и все
что хочешь. Разговаривают все на тонкой деликатности … Галантерейное, черт возьми, обхождение! Невежливого слова не услышишь, всякий тебе говорит «вы»… Одно плохо: иной раз наешься хорошо, а в другой чуть не лопнешь с голоду. Как теперь, например. А все он виноват… (Осип)
2. Хорошо бы, черт побери, приехать домой в карете, подкатить этаким чертом к какому-нибудь помещику под крыльцо, с фонарями… Как бы, я воображаю, все переполошились: «Кто такой? Что такое? А лакей входит: «Иван Александрович из Петербурга, прикажете принять?» Они, пентюхи, и не знают, что такое значит «прикажете принять». К ним если приедет какой-нибудь гусь помещик, так и валит медведь, прямо в гостиную. К дочечке какой-нибудь хорошенькой подойдешь: «Сударыня, как я…» Тьфу! Даже тошнит, так есть хочется. (Хлестаков)
3.Удивительное дело, господа! Чиновник, которого мы приняли за ревизора, был не ревизор… Я узнал это из его письма…, которое я распечатал…
Неестественная сила побудила. Призвал было уже курьера, с тем чтобы отправить его с эштафетой, - но любопытство такое одолело, какого еще никогда не чувствовал. Не могу, не могу! Слышу, что не могу! Тянет, так вот и тянет!. В одном ухе так вот и слышу: «Эй не распечатывай! Пропадешь как курица»; а в другой словно бес какой шепчет: «Распечатай, распечатай, распечатай!» И как придавил сургуч – по жилам огонь, а распечатал – мороз, ей-богу мороз. И руки дрожат, и все помутилось. (Шпекин)
4. Эх, толстоносый! Сосульку, тряпку принял ха важного человека! Вот он теперь по всей дороге заливает колокольчиком. Разнесет по всему свету историю. Мало того, что пойдешь в посмешище – найдется щелкопер, бумагомарака, в комедию тебя вставит. Вот что обидно!.. Чина, звания не пощадит, и будут все скалить зубы и бить в ладоши. Чему смеетесь? – Над собою смеетесь!.. Эх вы!.. Я бы всех этих бумагомарак! У, щелкоперы, либералы проклятые! Чертово семя! Узлом бы всех завязал, в муку бы стер… в шапку туды ему!.. (Городничий)
5. Могу сказать, что я не жалею ничего и ревностно выполняю службу. Вот здешний почтмейстер ничего не делает, все дела в большом запустении, посылки задерживаются…
Судья тоже ездит только за зайцами, в присутственных местах держит собак и поведения… самого предосудительного. А смотритель здешнего училища… Он хуже, чем якобинец, и такие внушает юношеству неблагонамеренные правила, что даже выразить трудно. Не прикажете ли, я все это могу изложить на бумаге… (Земляника)
IV. Творческий конкурс. Сиквэйн об одном из героев, имя которого определяется с помощью жеребьёвки. Предлагаются следующие задания:
Напишите синквэйн на городничего Сквозника-Дмухановского. Напишите синквэйн на регистратора Хлестакова. Напишите синквэйн на судью Ляпкина – Тяпкина. Напишите синквэйн на почтмейстера Шпекина.
V. 2 человека из команды составляют синквэйн. С остальными в это время проводится конкурс «Внимательный читатель».
1.Что приснилось городничему?
(2 огромные черные крысы, которые пришли, понюхали и ушли прочь)
2.В каком государственном учреждении жили гуси?
(В суде)
3.Кого напоминают больные в больнице?
(Кузнецов)
4. Где висел охотничий арапник?
(В суде)
5.Кто любил борзых щенков?
(Судья Ляпкин-Тяпкин)
6.Какое хобби у почтмейстера?
(Распечатывать, читать чужие письма, чтобы узнать что-то новое)
7. Кто из героев ломал стулья? Зачем?
(Учитель истории)
8. Кто такой елистратишка?
(Регистратор)
9. Что значит «галантерейное» обхождение?
(Галантное, любезное, вежливое)
10. Какое хобби у судьи?
(Псовая охота)
11. Чин Хлестакова на службе?
(Коллежский регистратор)
12. С кем из писателей Хлестаков был на дружеской ноге?
(Пушкиным)
13.Кто сам себя высек, по словам городничего?
(Унтер-офицерша)
14. К чему неравнодушен Хлестаков?
(К женскому полу)
15. Кого в детстве мамка ушибла и от него отдает немного водкою?
(Судебного заседателя)
16.Сколько денег собрал Хлестаков с чиновников?
(Больше 1000)
17. Кто представлен к Владимиру 4 степени?
(Судья Аммос Федорович)
18. Кто в вере тверд и каждое воскресенье бывает в церкви?
(Городничий)
После данного конкурса ученики представляют свой синквэйн, участники других команд должны угадать, о ком идет речь.
VI конкурс. Задайте вопросы соседу- сопернику по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». Задавая вопрос, вы должны знать ответ на него.
VII конкурс. Продолжите фразу… и скажите ее автора
1. Чему смеетесь? (Над собой смеетесь) – Городничий
2. Галантерейное, черт возьми… (обхождение) - Осип
3.Глуп как (сивый мерин) - Хлестаков о Городничем.
4.На то живешь, чтобы срывать (цветы удовольствия) - Хлестаков
5.Человек умный и не любишь пропускать того, что (что плывет в руки) А.И.Чмыхов
6. Александр Македонский – герой (но зачем же стулья ломать?) - Городничий
7. С Пушкиным (на дружеской ноге) - Хлестаков
8. В ином случае много ума хуже, чем бы его… (совсем не было) - Городничий
VIII конкурс. Очень серьезные вопросы.
Команда вытягивает листок с вопросом
1. Какие пороки высмеивает Н.В.Гоголь в комедии?
2. Что такое ХЛЕСТАКОВЩИНА?
3. Актуально ли произведение сегодня? Почему?
4. Как вы понимаете эпиграф к поэме?
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ