Конспект урока по Литературе "Духовно-нравственное содержание легенды «О двух великих грешниках» Н.А.Некрасова"
План-конспект урока.
Тема урока: Духовно-нравственное содержание легенды «О двух великих грешниках» Н.А.Некрасова. (2 урока).
Цель урока: раскрыть духовно-нравственное содержание легенды «О двух великих грешниках».
Задачи: 1. Познакомить учащихся с отрывком из поэмы «Кому на Руси жить хорошо», помочь выяснить идейно-художественное своеобразие легенды, определить фольклорные и христианские традиции.
Учить видеть авторскую позицию и идейный замысел.
Способствовать формированию необходимых ценностных установок, духовно-нравственных основ жизни, воспитывать такие качества, как совестливость, справедливость, ответственность.
Развивать самостоятельность мышления, вырабатывать умение обосновывать оценку прочитанного.
Формирование УУД:
Познавательные: работать с различными источниками, уметь видеть авторскую позицию, идейно-художественное своеобразие легенды.
Коммуникативные: строить устное и письменное высказывание, читать и осмысливать текст, уметь слушать и слышать друг друга.
Регулятивные: определять цель урока, производить рефлексию.
Личностные: вырабатывать духовно-нравственные основы жизни, ценностные ориентации.
Оформление:
1. Мультимедийная презентация: портрет Некрасова, иллюстрации к поэме «Кому на Руси жить хорошо», словарь понятий, отрывок из Нагорной проповеди.
Эпиграфы к уроку:
1. Мужественный дух потенциально заключен в России пророческой, в русском странничестве и русском искании правды. (Н.Бердяев).
2. Не верь, чтоб вовсе пали люди;
Не умер Бог в душе людей,
И вопль из верующей груди
Всегда доступен будет ей. (Н.А.Некрасов)
План-конспект урока.
№
п/п
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Примечание
1.
Организационный.
Приветствие учащихся.
Проверка готовности к уроку.
Приветствуют учителя.
Демонстрируют готовность к уроку.
2.
Актуализация знаний.
- На прошлом уроке мы познакомились с основными темами и мотивами лирики Некрасова. Давайте вспомним их.
- Каков основной пафос поэзии Некрасова?
Отвечают на вопросы:
/- назначение поэта и поэзии
- любовь к родине
- тема материнской любви
- сострадание к простому народу
- мотив вины и покаяния перед страдающим народом/
/-Некрасов – поэт-гражданин, страдающий за народ, любящий родину:
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан./
Слайд: портрет
3.
Целеполагание.
– Сегодня нам предстоит знакомство с отрывком из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси…». Центральной проблемой этого произведения является вопрос, вынесенный в заголовок. А темой нашего урока станет духовно-нравственное содержание легенды «О двух великих грешниках».
- Тему я обозначила. А вы попробуйте сформулировать цель сегодняшнего урока.
/Попробуем разобраться в духовно-нравственном содержании легенды, выяснить, какие проблемы ставит Некрасов и как их решает, постараемся выяснить авторскую позицию и сформировать собственную/.
Эпиграфами к уроку послужат слова философа Н.Бердяева и поэта Н.А.Некрасова.
Записывают тему урока в тетради.
Совместно с учителем формулируют цель урока.
Слайд:
Тема урока
Слайд: эпиграфы
4.
Усвоение нового материала.
1. - Я знаю, что многие из вас целиком прочитали поэму «Кому на Руси жить хорошо».
- О чем эта поэма? Каков ее сюжет?
Слово учителя:
Итак, семеро беспокойных крестьян из «смежных деревень» странствуют по Руси в поисках счастливого, в поисках правды. Некрасов использует фольклорные традиции, в частности, мотив странничества и правдоискательства.
Индивидуальное опережающее задание: краткий пересказ сюжета поэмы.
Слайды:
иллюстрации к поэме
2. Работа с эпиграфом.
- Прочитайте эпиграф – слова Н. Бердяева.
- Кто такие странники?
Слово учителя:
Традиционно герой русских сказок отправляется в путь-дорожку ради какого-то общего дела: то прослышал, что Змей Горыныч мучает жителей дальнего села; то выручает царскую дочь, томящуюся у Кощея Бессмертного. А то и так просто идет себе солдат: окончил службу и бродит по Руси, освобождая города и изгоняя чертей. А то спорят о том, как лучше жить – правдой или кривдой. И спор этот разрешается в пользу мужика, стоящего за правду.
Так и герои поэмы отправляются в путь искать общее счастье, узнать правду./
- А вы как понимаете слово «правда»?
-Какие однокоренные слова можно подобрать?
Слово учителя:
«Правдивый»,«справедливый»,«праведный». Сам язык подсказывает родство этих понятий.
А высшая справедливость исходит от Бога. Вершиной народных представлений о правде и справедливости в поэме «Кому на Руси жить хорошо» стала легенда «О двух великих грешниках».
Читают эпиграф.
Отвечают на вопрос.
Отвечают на вопрос,
подбирают однокоренные слова.
Слайд.
3. Работа с литературоведческим понятием.
- Выясним, что такое легенда.
Читают определение легенды из литературоведческого словаря.
Записывают определение в тетради.
Слайд: понятие «легенда»
4.Слово учителя.
Легенда «О двух…» имеет народную основу. Она соединяет два фольклорных сюжета: о разбойнике Кудеяре, который является в народном сознании олицетворением удали, вольницы и в конечном счете протеста против насилия и гнета; и о раскаявшемся грешнике. В народе бытовали две основные версии легенды о великом грешнике: 1. Некий великий грешник кается в грехах и заслуживает прощение, убив еще более грешного грешника. 2. Герой заслуживает прощение грехов добрыми христианскими подвигами: молитвами, постом, самоистязанием.
Некрасов создает свой особый вариант легенды. Рассказывал ее странник-богомол Иона Ляпушкин.
Выразительное чтение легенды подготовленным учеником.
Анализ легенды.
Целевая установка:
- Попробуем выяснить идейный смысл легенды и авторскую позицию.
- О чем эта легенда?
/Речь идет о разбойнике Кудеяре и пане Глуховском. У Кудеяра, совершившего тяжкие грехи, пробудилась совесть, и он раскаялся/
- Какой путь к спасению раскаявшемуся Кудеяру указал Бог? Найдите в тексте.
- Зачем старец решил рассказать пану Глуховскому свою тайну?
/Старец стремился пробудить совесть пана, о котором слышал много страшного и жестокого/
- Каков ответ пана? Найдите в тексте.
- О чем свидетельствует ответ пана?
-/Моральное воздействие оказывается тщетным. Совесть пана осталась глуха к призывам старца. В свою очередь Глуховский обращается к старцу с поучением: «Жить надо, старче…»
- Какова реакция старца на эти слова пана?
- /Вызывает бешеный гнев, и старец убивает пана Глуховского/
- Что толкнуло раскаявшегося разбойника на этот поступок?
/Гнев в душе грешника рожден сочувствием к тем крестьянам, которые терпели жестокие издевательства пана Глуховского/
- И именно за убийство, расправу над тираном, притеснителем народа, он и получает прощение грехов. Найдите в тексте.
- Сделайте вывод, в чем идейно-нравственный смысл легенды и какова позиция Некрасова?
/ Раскаявшийся грешник нашел свое спасение, встав на путь заступничества за народ. Расправа над тираном засчитывается как подвиг, как путь разрешения непримиримого конфликта народа с угнетателями. Легенда утверждает моральное право народа на расправу с его врагами: Кудеяру за убийство жестокого угнетателя народа прощаются все грехи. С точки зрения «Божьего суда» пан является большим грешником, чем Кудеяр. А «Божий суд» - это проявление высшей справедливости. Вот почему рассказ на самую острую тему современности ведет «смиренный богомол» Ионушка. Поэтому в легенде обилие слов из религиозного обихода: Господь, грешник, инок, божий промысел, угодник…
Такова позиция Некрасова: он не зовет прощать врагов, жить в страхе и покорности, а благословляет великий гнев человека, рожденный состраданием и сочувствием к угнетенному народу./
Отвечают на вопросы, работают с художественным текстом.
Работают с текстом.
Работают с текстом.
Отвечают на вопрос.
Отвечают на вопрос.
Отвечают на вопрос.
Работают с текстом.
Совместно с учителем делают вывод об идейно-нравственном смысле легенды, позиции Некрасова. Записывают в тетради.
6. Постановка проблемного вопроса.
- Итак, «око за око», смерть за смерть – высшая справедливость?
- Согласны ли вы с такой позицией?
Устно отвечают на вопрос (возможна дискуссия)
7. Работа с нравственными понятиями.
- А что есть
справедливость
покаяние
искупление
страдание
грех
терпение?
Слово учителя:
-это краеугольные камни православия. Именно на его каноны и на народное понимание христианских ценностей ориентировался Некрасов, а народное понимание не всегда совпадает с христианскими законами и главными заповедями «Не убий!» и «Прощай своих врагов».
- «И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме»- сказано в Нагорной проповеди Христа.
- Как вы понимаете эти слова?
/Христос в своей проповеди говорит о любви и сострадании к ближнему, человек должен стать человеком – добрым и прекрасным. Главное, по Христу, открыть сердце каждого для каждого/.
Дают свое понимание этих понятий.
Отвечают на вопрос.
Слайд: слова: словарь понятий
Слайд: слова из Нагорной пропове-ди
Закрепление полученных знаний.
1. Беседа:
- Какие проблемы ставит Некрасов в легенде?
- Какова идея легенды?
- Какие фольклорные традиции использовал Некрасов?
- Какие христианские мотивы звучат?
-Отличается ли позиция Некрасова от истинно христианских?
-А вам какая позиция ближе?
Отвечают на поставленные вопросы.
2. Работа со вторым эпиграфом (слова Н.А.Некрасова).
Прочитайте второй эпиграф к уроку – слова Некрасова.
- Как вы понимаете слова поэта?
Вывод:
Есть зло, творимое людьми. Но есть и раскаяние в содеянном, а значит, есть и надежда.
Читают эпиграф.
Отвечают на вопрос.
Слайд.
6.
Подведение итогов, рефлексия.
1. - Что узнали на уроке?
- Что показалось трудным? Интересным?
2. А теперь творческое задание. Дайте письменный ответ на вопрос:
«О чем заставила задуматься легенда Некрасова?»
Устно отвечают на вопросы.
Дают письменный ответ на вопрос.
7.
Информирование о домашнем задании.
Творческое задание: сопоставьте легенду Н.А.Некрасова и притчу Платона Каратаева Л.Н.Толстого из романа «Война и мир».
«Мотивы покаяния, прощения, справедливого суда… Какими они предстают у Н.А.Некрасова и Л.Н.Толстого?»
Записывают домашнее задание.
Панина Г.Ю. МАОУ СОШ№1, г.Верхняя Пышма
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ