Урок для 3 класса по теме: "Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»"
Литературное чтение 3 класс.
Технологическая карта урока по учебнику
Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой,
Л.А. Виноградской, М.В. Бойкиной (УМК "Школа России").
Автор: Сергеева Светлана Станиславовна
учитель начальных классов
МОУ гимназии № 10 г. Волгограда
Урок № 39 Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»
Тип урока: усвоение новых знаний
Задачи: 1. Обучающая: -познакомить обучающихся с новым произведением;
-учить детей делить текст на части;
-анализировать содержание прочитанного.
2. Развивающая: -развивать умение слушать художественное слово;
-способствовать развитию устной речи, наблюдательности;
-обогащать словарь обучающихся.
3. Воспитывающая: -создавать условия для формирования познавательного интереса к чтению; бережного отношения к природе, воспитания культуры общения в группе со сверстниками.
Планируемые результаты
Предметные:
-познакомятся с новым произведением Н.А.Некрасова;
-научатся выделять события, составляющие основу художественного произведения; пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника); находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение)
Метапредметные:
Личностные:
-оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей.
познавательные ‒ осознавать смысл межпредметных понятий: типы текстов (повествование, описание), авторский замысел, авторское отношение, автор-рассказчик, лирический герой, изобразительно-выразительные средства языка (сравнение и эпитет), художник-живописец, репродукция картины художника.
регулятивные ‒ составлять план работы по решению учебной задачи урока в минигруппе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока; предлагать варианты устранения причин неудач на уроке.
коммуникативные ‒ строить связное высказывание из 7-8 предложений по теме; строить диалог в паре или группе, задавать вопросы.
Образовательные ресурсы: Родная речь. Учеб. для 3 кл. В 2 ч. сост. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий.
Толковые словари Ушакова Д.Н., Даля В.И., Ожегова С.И.
Иллюстрации к стихотворению Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»
Организационная структура урока
Этап урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)
Формируемые способы деятельности
1. Организа-ционный момент
Проверяет готовность обучающихся к уроку.
2. Проверка домашнего задания.
- С каким произведением мы познакомились на предыдущем уроке?
Индивидуальный опрос письменного задания.
Задание 1 группы- выписать эпитеты, задание 2 группы- выписать олицетворения.
- Что такое эпитеты?
- Что такое олицетворение?
-Ответ дан полный. Олицетворения и эпитеты выделены правильно и обоснованно.
- Послушаем несколько учеников чтение стихотворения наизусть.
- На прошлом уроке мы познакомились с произведением Н.А.Некрасова «Не ветер бушует над бором…»
Обучающиеся зачитывают выполненное задание. Анализ ответов самими детьми.
- Слова, которые называют характерные признаки предметов, явлений, отвечают на вопрос какой?, какая?, какое?, какие?- называются эпитетами.
- Слова, употребленные в переносном значении и характеризующие неодушевлённые предметы как живые существа- называется олицетворение.
Слушают стихотворение.
Находить средства художественной вырази-тель-ности (эпитеты, олицетво-рение)
Восприя-тие звучащей речи.
3. Новая тема.
Вступительная беседа.
- С наступлением весны солнце начинает светить всё ярче и ярче. Оно растапливает снег, и вода начинает ручьями бежать на поля. Ручьи бегут в реки, и реки могут выйти из берегов, затопить лес, деревню, поле. В таких случаях говорят, что землю покрывает полая вода. А в народе это называется половодьем.
На доске табличка с надписью «половодье».
Работа с иллюстрацией.
- Рассмотрим картину И.Левитана «Весна. Большая вода».
- Скажите, какое время года изображено?
- Где происходит действие на картине?
- Когда река выходит из берегов?
- Что она может затопить?
- Как это явление называется в народе?
Слушают рассказ учителя.
Слово прочитывается вслух, ставиться ударение, повторяется значение слова.
Работают с иллюстрацией, отвечают на вопросы учителя
- Это весна, потому что в роще деревья сейчас без листочков, чувствуется, что скоро они появятся.
- На реке около леса.
- Во время весеннего таяния снегов река переполняется.
- Прибрежные леса, луга и населённые пункты.
- Полая вода или половодье.
Восприя-тие звучащей речи
Работа со словом.
Анализи-ровать репро-дукцию картины
.
4.Работа с текстом.
1. Первичное восприятие текста.
Рассказ учителя.
- В деревне Малые Межи жил дедушка Мазай- одинокий, добрый человек, влюблённый в свою природу. Он большую часть свое жизни проводил на охоте, в лесу. Деревня, где жил Мазай, была особенная. Домики стояли на высоких столбах. Деревня была расположена в низине, и весной, во время половодья, её так затопляло, что жители не ходили по улицам, плавали на лодках. Летом Малые Межи утопали в зелени. Н.Некрасову нравилась эта зелёная деревня, и он каждое лето приезжал туда отдохнуть, поохотиться. В этих походах его спутником был дед Мазай. Мазай знал много рассказов, и Некрасов любил их слушать. И вот однажды, когда поэт и его старый друг были на охоте, пошёл дождь. Они спрятались в заброшенном сарае, и, пока пережидали дождь, Мазай рассказал об одном случае из своей жизни. Некрасов на основе этого рассказа написал стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы».
2. Учитель читает стихотворение.
-Понравилось вам стихотворение? Чем?
- Какой отрывок вам больше всего понравился? Почему?
- О чём это стихотворение?
- Каким вы себе представили Мазая?
3. Словарная работа.
- Объясните значение этих слов. Ответ вы можете найти в словаре учебника, толковом словаре.
ГИНУТ- гибнут.
СИЛКИ- приспособление в виде затянутой петли для ловли птиц и мелких животных.
АРШИН- старорусская мера длины, длина всей руки от плеча.
САЖЕНЬ- старинная мера длины, равная 3 аршинам.
ЗИПУН- старинная верхняя одежда крестьян ,типа кафтана без воротника, изготовленная из грубого сукна яркого цвета.
БАГОР- длинная палка с загнутым металлическим крюком.
ГУТОРИТЬ- разговаривать.
ГОРЕМЫКА- слово образовано из двух слов: горе и мыкать, что обозначает страдать.
ИССТАРИ- всегда так было.
КУРАЖ- это задор.
ПУДЕЛЯТЬ- стрелять мимо цели.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА для глаз.
5. Вторичное восприятие текста.
- Прочитаем самостоятельно наше стихотворение.
6. Работа по содержанию произведения.
- Прочитаем стихотворение по смысловым частям.
1. Чтение первой части ( до слов «…я раз за дровами…»)
- С каких мыслей Мазай начинает свой рассказ? О чём он переживает?
- В каких словах мы слышим упрёк мужикам? Как нужно читать эти слова?
- Озаглавьте эту часть. (название частей учитель записывает на доске.
2. Чтение второй части. ( до слов «Эток гуторя…»).
- Почему дед Мазай отправился за дровами на лодке?
- Нарисуй словами картину половодья.
- Подчеркни слова, которыми Мазай называет зайцев?
- О чём говорят эти слова?
-Как характеризуют Мазая слова, с которыми он обращался к зайцам?
-Озаглавь эту часть.
3. Чтение третьей части (до слов «Только что начал работать веслом…)
- Найди слова, которыми называет Мазай зайцев в этой части? С чем сравнивает зайца, стоящего на пне? Почему Мазай назвал зайца «горемыка»?
- Озаглавь эту часть.
4. Чтение четвёртой части. (до слов «Мимо бревно суковатое плыло…»).
- На кого похожа зайчиха, которая копошилась у куста? Жалко ли вам её? Почему?
- Озаглавь эту часть.
5. Чтение пятой части (до слов «Было потехи…»).
-Какие чувства испытал Мазай, когда увидел зайцев на бревне?
- Озаглавь эту часть.
6. Чтение шестой части (до слов «Мы за деревней…)
- Только ли ради потехи «прокатил он деревней зайчишек»?
- Как отнеслись односельчане к находке Мазая? Как прочитать эти слова?
Озаглавь эту часть.
7. Чтение седьмой части. ( до конца).
- Найди и прочитай слова, описывающие поведение зайцев увидевших берег? Как называет Мазай зайцев в этом эпизоде?
-Почему автор использует другое построение стихотворения?
- Какие слова сказал дед на прощание зайцам? Почему?
-Озаглавь эту часть.
На доске появляется запись:
Где у них совесть?
Зайцы на островке.
Зайчонок на дне.
Зайчиха в кустах.
Зайчишки на бревне.
В деревне.
На берегу.
8.Закрепление пройденного (работа в группах)
Задание: Найти и прочитать слова, которые относятся к данной иллюстрации. Проверяем у доски. Вывешиваем иллюстрацию и читаем отрывок.
Слушают рассказ, стихотворение, делятся впечатлениями о произведении.
Слова прочитывается вслух, ставится ударение, повторяется значение слова.
Самостоятельное чтение стихотворения обучающимися «жужжащим» чтением.
Дети читают стихотворение по смысловым частям.
Дети отвечают на вопросы учителя и озаглавливают каждую часть.
Словесное рисование детьми.
Каждая группа получает иллюстрацию к стихотворению.
Восприя-тие на слух звучащей речи.
Находят понятие, информа-цию в словаре.
Читать в соответствии с целью чтения.
Анализи-ровать текст с опорой на вопросы учителя.
Работа в минигруппе.
Строить диалог в группе.
5. Итог .
Заключительная беседа по прочитанному.
- Каким вы увидели дедушку Мазая?
- Какое отношение к животным пробуждает автор?
- Весной во время половодья особенно трудно бывает животным. Многие из них даже погибают. Поэтому во время половодья животные нуждаются в помощи со стороны людей.
- А что из этого стихотворения вы узнали о самом поэте? – Перечитай строки, в которых раскрывается характер героя?
- Точность передачи рассказа Мазая в стихотворении говорит о великом мастерстве поэта Н.А. Некрасова, сумевшего Сохранить выразительную речь, её эмоциональность.
- Какое настроение создал поэт Некрасов, описав приключения старого Мазая?
Вывод: стихотворение глубоко «народное», полное уважения и любви к человеку и природе.
- Что мы делали? (читали текст, отвечали на вопросы к тексту, высказывали своё отношение к герою и т.д.)
- Какие умения формировали?
Участвуют в диалоге с учителем. Высказывают своё мнение.
Формулируют конечный результат своей работы на уроке.
Определять позицию героя и автора.
6. Домашнее задание.
с. 170-172, выучить наизусть понравившийся отрывок и сделать к нему рисунок
Список литературы : Родная речь. Учеб. для 3 кл. В 2 ч. сост. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий;
Толковые словари Ушакова Д.Н., Даля В.И., Ожегова С.И.;
Иллюстрации к стихотворению Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ