Конспект урока по Литературе "Два типа воспитания в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»" 10 класс

Урок литературы в 10 классе

Два типа воспитания в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Цели урока:

  1. Познакомить с двумя типами воспитания (патриархальное и «воспитание на западный манер»), описанными в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

  2. Развивать аналитические способности учащихся (анализ, соспоставление, синтез).

  3. Задуматься об истоках нравственного здоровья могут заставить уроки литературы.

Оборудование: медиапроектор, интерактивная доска, выставка книг, которые читали Евгений Онегин и Татьяна Ларина.

Ход урока

- Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы продолжим разговор о произведении А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Уже в самой теме урока «Два типа воспитания в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» сделан акцент на том, что является актуальным для нашего времени. В современных реалиях родители зачастую теряются в вопросе, что должно включать современное воспитание, отвечающее требованиям общества и в то же время, сохраняющее здоровую нравственную основу, доставшуюся нам от предков. Заранее, на одном из предыдущих уроках было дано опережающее домашнее задание.

Класс был разделён на четыре группы, каждая из которых получила вопрос для исследования.

Первая группа исследовала вопрос о типе воспитания, принятом в высшем свете. Вывод: Онегину чужда связь с национальным, родным. «Забав и роскоши дитя» Онегин вёл типичный для того времени образ жизни: балы, рестораны, прогулки по Невскому проспекту, посещение театров, который показывает эстетическую и эмоциональную ущербность Онегина. Порвав со светским обществом, в котором он не нашёл ни высоких идеалов, ни постоянных чувств, а лишь пародию на них. И будучи оторван от жизни народа Онегин теряет связь с людьми. Это итог светского воспитания.

Вторая группа. Рядом с культурой дворянского общества существовала и другая культура, рождённая в недрах нации. Татьяна впитала в себя народную мораль, она окружена фольклорными образами. Эта простая народная культура, выражающая склад русского характера и народные идеалы, формировала нравственность героини. Татьяна – воплощение пушкинских представлений об идеальной женщине. Она образована, тонка, мечтательна, близка к природе; её внутренний мир сложен и значителен. Воспитанная на французских романах, она не утрачивает русских национально-бытовых традиций. Её трагедия в конфликтах со средой . своей семьёй, её ничтожными духовными запросами. Она страдает от одиночества, от невозможности быть счастливой от высокой любви. Она жертва социальных условий жизни. Но не изменяет своему внутреннему миру, тогда как Онегин страдает , прежде всего, от собственной позиции нравственного отрицания.

Третья группа исследовала гастрономические «этюды» представителей двух образов жизни. Русская жизнь 1820 –х годов странным образом сложилась так, что два соседа по имениям, принадлежащие, в общем, к одному слою русского дворянства, оказываются отделены друг от друга даже такими естественными показателями человеческой жизни, как характер еды и питья. Еда и питьё становятся знаковыми сигналами: они демонстрируют изначальную невозможность соединения героев, предназначенных друг другу в «вышнем свете».

Ярко прослеживается даже на таком бытовом уровне связь с традициями, народными представлениями о здоровом питании семейства Лариных: употребляют «брусничную воду», потому что полезна. Их кушанья не отличаются от того, что на столе у «простой русской семьи».

«Гастрономические этюды» Онегина, конечно же. Сильно отличаются от традиционного русского застолья. Он предпочитает европейский стол.

Воплощенная Русь никак не совмещается с англозированным dandy. Если же спрецировать все многочисленные упоминания» разных кушаний и пробок» на сюжет романа, то получится очень невесёлый итог. Получается, что романные герои , «суженые друг другу и предназначенные один другому», на уровне культуры быта никогда не смогут встретиться и понять друг друга.

Четвёртая группа. То же выявляется, если обратиться к другому показателю, уже более приближённому к духовности. Что читают Онегин и Татьяна?

Онегин изначально «разлюбивший чтения», оказывается в кругу модных новинок, подробно перечисленных в черновике варианта седьмой главы романа. Перечисленные романы – произведения современные , «нашумевшие» и в России, и в Европе. Сам Пушкин прошёл увлечения ими.

Татьяна же увлечена романами, давно укрепившимися в русском сознании. Их часто читала её мама и , возможно, бабушка.

Подводя итог исследованиям, обращаем внимание ребят на их житейский опыт.

Сейчас изменилось время. В нашей жизни всё большую роль играет этикет. Появилось понятие «светская львица», метросексуал, пересматривается система нравственных семейных ценностей. Мы легко можем встретить в жизни тип «молодого повесы», описанный Пушкиным в I главе «Евгения Онегина». В обществе по-прежнему существует модель воспитания «на западный манер» и традиционное патриархальное воспитание.

Итак, что выдумаете по поводу ситуации, описанной Пушкиным в «энциклопедии русской жизни»? Какая модель, на ваш взгляд, более востребована сейчас?

Татьяна и Онегин. Кто из них в нравственном отношении состоялся как человек и почему?

Домашнее задание. Составьте меню. Обоснуйте ваш выбор. Какими критериями вы будете руководствоваться при выборе блюд и составлению меню.





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ