Конспект урока по Литературе «ДВУСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ СТИХА» 6 класс

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА С ПРИЁМАМИ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ «ДВУСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ СТИХА», 6 КЛАСС.


ФИО (полностью)

Малышева Надежда Вячеславовна

Место работы

МОУ «ООШ» с.Шепелёвка Турковского райна Саратовской области

Должность

Учитель

Высшая квалификационная категория


Предмет

Литература

Класс

6

Базовый учебник

Литература. 6 кл. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1/ [авт.-сост. В.П. Полухина и др.]; под ред. В.Я. Коровиной. – 13-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2006. – 318с.: ил. – ISBN 5-09-014534-2.

Применяемая технология

Технология

развития критического мышления.



  1. Цель урока: Знакомство с двусложными размерами стиха.

9. Задачи:

Обучающие: 1. Показать на классических образцах ритмическую основу ямба и хорея – правильное чередование ударных и безударных слогов.

  1. Дать учащимся представление о том, что на практике поэты часто отходят от избранной схемы стиха.


Развивающие: 1.Содействовать развитию познавательной активности учащихся, формированию информационной и коммуникационной культуры учащихся. 2.Развитие навыков работы на компьютере и использования информационных технологий.

3. Развивать речь учащихся.


Воспитательные: продолжать воспитывать любовь к слову.


  1. Тип урока: комбинированный

  2. Необходимое техническое оборудование: Интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Целеполагание.

  2. Краткий разбор домашнего задания. ( Было дано задание: кратко определить различия между стихом и прозой)

Учитель подводит итог: стихотворная речь отличается от прозаической своеобразным характером чувства автора, особенным настроением, что и ведет к особой её организации. Особенности стихотворной речи яснее всего обнаруживаются в её ритмичности (хотя это и не единственный признак).

  1. Работа со стихами. (Слайд 1)

Задание: Прочитайте строки стихотворения А.С.Пушкина. Спишите, расставьте в них ударения:

Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман.

Учитель: Сверим.( Слайд 2)

ЛюбвИ, надЕжды, тиИхой слАвы

НедОлго нЕжил нАс обмАн.

Учитель: Как располагаются ударные и безударные слоги? Они правильно чередуются, это создает ритмическое звучание речи.

Основной способ определения размеров заключается в том, чтобы расставить в стихах ударения, определить чередование ударных и безударных слогов. Этим способом мы и воспользовались в данном случае. Но иногда возможен и другой приём.

Учитель, скандируя, читает стихи, уже известные учащимся (Слайд 3)

МчАтся тУчи, вьЮтся тУчи;

НЕвидИмкОю лунА

ОсвещАет снЕг летЕчий;

МУтно нЕбо, нОчь мутнА.

«Бесы»

( Слайд 4)

МорОз и сОлнце; дЕнь чудЕсный!

ЕщЁ ты дрЕмлешь, дрУг прелЕстный –

ПорА, красАвицА, проснИсь:

ОткрОй сомкнУты нЕгой взОры…

«Зимнее утро»

Вопрос: Похожи ли эти стихи друг на друга? Почему?

Учитель: Выпишем по одной строке из стихотворений и составим их схемы, заменив ударный слог знаком , безударный слог — знаком . Тогда схема первой строки из «Бесов» приобретает такой вид (Слайд 5):

Мчатся тучи, вьются тучи…

Мчатся тучи, вьются тучи…






А схема строки из «Зимнего утра» будет выглядеть так (Слайд 6):

Мороз и солнце; день чудесный!








Учитель: В чём сходны и в чум различны эти строки?

Ученик: Обе они построены на чередовании ударных и безударных слогов, но в «Бесах» за ударным следует безударный, а в «Зимнем утре», наоборот, после безударного стоит ударный.

Учитель: Чем в данном случае отличалось его чтение?

Ученик: В этом чтении выделялись ударные слоги, подчеркивалось их чередование с безударными.

Учитель: Правильно, но это условное чтение, обычно так стихи не читают, но в некоторых случаях такое чтение помогает определить размер.


  1. Объяснение нового материала.


Учитель: Так что же такое стихотворный размер? Давайте присмотримся ещё раз к строкам, которые мы выписали из «Бесов» и «Зимнего утра». Ударные слоги, чередуясь, образуют постоянные сочетания, группы слогов. В первом случае эта группа состоит из ударного и безударного (Слайд 7) . а во втором – из безударного и ударного(Слайд 8) . Такие повторяющиеся сочетания ударных и безударных слогов, которые определяют ритмический рисунок строки в целом, называются(Слайд 9) стопами. Число и порядок чередования слогов в стопах принято определять как (Слайд 10) размер.

Перед нами стопы, состоящие из двух слогов, (Слайд 11) – двусложные, они различаются в зависимости от места ударного слога. Если первый слог ударный, стопа называется (Слайд 12) хореем ( ), а если второй, то стопа называется (Слайд 13) ямбом ( ). Но есть и другие стопы, с которыми мы будем знакомиться позже.

Давайте проследим, как в уже проанализированных стихах соотносятся слова и стопы. Это соотношение может быть разным. Так, в «Бесах» есть строки, где стопа совпадает со словом (Слайд 14):


Мчатся тучи, вьются тучи,


Есть строки. В которых слово составляет две или более стопы (Слайд 15):


Невидимкою луна…

Когда же в стихе употребляется односложное слово, то стопа составляется из него и части другого (Слайд 16):


Мутно небо, ночьму тна.

Но, ребята, на практике поэты часто отходят от избранной схемы стиха. Если мы с вами вспомним четверостишие из послания А.С. Пушкина «К Чаадаеву» со слов «Пока свободою гори» и расставим ударения (Слайд 17):



ПокА свобОдою горИм,

ПокА сердцА для чЕсти жИвы,

Мой дрУг, отчИзне посвятИм

ДушИ прекрАсные порЫвы!


Поэт в основном соблюдает принятый порядок чередования ударных и безударных слогов, но иногда и отклоняется от нормы, заменив ударный слог безударным. Такие отступления обогащают возможности стиха, делают его более гибким и разнообразным, позволяют поэту использовать в стихотворной речи все богатство словарного запаса русского языка.


V. Сообщения учащихся. ( На дом уч-ся получили задание – подготовить сообщения о ямбе и хорее).

1-ый учащийся:

Ямб – один из размеров русского стихосложения. Ямб – это размер, в котором ударения падают на четные слоги, но не обязательно на все. По размеру ямб бывает от 1-стопного до 6-стопного. В XVIII веке популярным был 3-стопный ямб, им писались песни, стихи. Особенно популярен он был после 1812 года. Длилась популярность примерно 10 лет Самый распространённый из всех размеров русского стиха – четырехстопный ямб, который вошел в русскую поэзию благодаря М.В. Ломоносову. В современной поэзии 4-стопник употребляется во всем богатстве его вариаций в зависимости от индивидуальных пристрастий поэта.

2-ой учащийся:

Хорей считается простонародным русским размером, так как подобный ритм мы нередко слышим в народных песнях, особенно плясовых. Почти все наши старинные песни сочинены такими стихами. Первым из писателей кто сочинил стихи этим размером, был В.К. Тредиаковский.

Наиболее распространен 4-стопный хорей. В золотой век русской поэзии – время Пушкина – сфера его употребления была определена тремя темами: стихи в народном духе, баллады и рядом с ними стихи смутно тревожные, иногда трагические.

5-стопный хорей входит в русскую поэзию в начале XIX века. Им писали – М.Ю.Лермонтов, Ф.И.Тютчев, С.А. Есенин. Тема стихов – торжественный пейзаж, дорога, размышления о смерти.

В XX веке начинают поэты использовать новые формы хорея. Новатором использования новых форм является В. Маяковский.

Хорей придает стиху ритмическую подвижность и сближает их с народной песней.


    1. Самостоятельная работа.

Задание 1. Составить кластер по теме.




















Задание 2. Определить стихотворный размер в данных примерах и нарисовать схемы.

Слайд ( 17)

1.


Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет

∩́ __ / ∩́ __ /∩́ __ / ∩́ __


Ви́хри сне́жные крутя́;

∩́ __ / ∩́ __ / __ __ / ∩́


А. С. Пушкин, «Зимний вечер»




2.

Наря́жены мы вме́сте го́род ве́дать,

__ ∩́ / __ __ / __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩́ / __


Но, ка́жется, нам не́ за кем смотре́ть

__ ∩́ / __ __ / __ ∩́ / __ __ / __ ∩́



А. С. Пушкин, «Борис Годунов»



Слайд 18


Ночевала тучка золотая

На груди утёа-великана;

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя…

М.Ю.Лермонтов

Схема: !-!-!-!-!-

!-!-!-!-!-

!-!-!-!-!-

!-!-!-!-!- пятистопный хорей.



Слайд 19.

Опять стою я над Невой,

И снова, как в былые годы,

Смотрю и я, как бы живой,

На эти дремлющие воды.

Ф.И.Тютчев.

Схема: -!-!-!-!

-!-!-!-!-

-!-!-!-!

-!-!-!-! четырехстопный ямб

Слайд 20.

Вот холм лесистый над которым часто

Я сиживал недвижим – и глядел

На озеро, воспоминая с грустью

Иные берега, иные волны.

А.С.Пушкин.


Схема: -!-!-!-!-!-

-!-!-!-!-!-

-!-!-!-!-!-

-!-!-!-!-!- пятистопный ямб

Слайд 21.

В небе тают облака,

И, лучистая на зное,

В искрах катится река,

Словно зеркало стальное.

Ф.И.Тютчев.

Схема: !-!-!-!

!-!-!-!-

!-!-!-!

!-!-!-!- четырёхстопный хорей


VII. Рефлексия.

Написать синквейн. Первый вариант слово ЯМБ, второй – ХОРЕЙ. (Каждому ученику дается время 5-7 минут на то, чтобы написать синквейн. Затем он повернется к партнеру и из двух синквейнов они составят один, с которым оба будут согласны. Это даст им возможность поговорить о том, почему они это написали и еще раз критически рассмотреть данную тему. Кроме того, этот метод потребует, чтобы участники слушали друг друга и извлекали из произведений других те идеи, которые они могут увязать со своими. Затем весь класс может ознакомиться с парными синквейнами.)


Ямб

Четырёхстопный, распространенный

Различать, сочинять, удивлять

Ломоносов первый сочинил

Стихосложение.



Хорей

Народный, плясовой

Рифмовать, подражать, употреблять

Простонародный русский размер

Подвижность.


Домашнее задание: найти у себя стихи, относящиеся к разным стихотворным размерам, нарисуйте их схемы.







Использованная литература.

  1. Литература. 6 кл. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1/ [авт.-сост. В.П. Полухина и др.]; под ред. В.Я. Коровиной. – 13-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2006.

  2. Тимофеев Л. И., Тураев С. В. Словарь литературоведческих терминов: Москва «Детская литература», 1989

  3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия: ООО «Кирилл и Мефодий», 2008

  4. Энциклопедический словарь юного литературоведа: Сост. В.И. Новиков. – М., Педагогика, 1987.

  5. Литературный энциклопедический словарь: Под общ. Ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. – М.: Сов. Энциклопедия, 1987.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ