Конспект урока по Литературе «Храни огонь родного очага» (По рассказу В.Астафьева «Фотография, на которой меня нет») 7 класс
План-конспект урока русской литературы в 7 классе «Храни огонь родного очага» (По рассказу В.Астафьева «Фотография, на которой меня нет»)
(Разработка учителя русского языка и литературы МОУ "Кзыл-Чишминская основная общеобразовательная школа" Батыревского района ЧР Сафиуллиной Г.Я.)
Тема урока.
«Помнить – значит жить. (По страницам семейного альбома)» (По рассказу В.Астафьева «Фотография, на которой меня нет»)
Цели урока.
Побудить учеников к размышлению о том, что такое человеческая память и ее значение в нашей жизни;
подвести к сознанию того, как важно знать свои корни, свой род, так как без прошлого нет будущего;
помочь увидеть мир через судьбу предков.
Высказывания к уроку.
«Добрая память – залог доброго будущего»
Я.Хелемский, поэт
«Помнить – значит жить»
М.Цветаева
«Память активна. Она не оставляет человека равнодушным, бездеятельным. Она владеет умом и сердцем человека. Память противостоит уничтожающей силе времени. В этом величайшее значение памяти»
Д.С.Лихачев
«Важно воспитывать молодое поколение в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народа, памяти культуры»
Д.С.Лихачев
«Фотография умеет в малом отражать великое, в сюжетах и будничной повседневности передавать теплоту человеческих чувств, в мимолетно схваченных бытовых сюжетах затрагивать вечные для искусства темы добра и зла, горя и счастья»
«Наш семейный альбом – это чудесная сказка о волнующих и счастливых событиях нашей жизни»
«Художественная фотография может быть искусством, если не будет похожа на живопись»
Ход урока.
Учитель.
Тема нашего урока «Помнить – значит жить. (По страницам семейного альбома)». На выбор этой темы меня натолкнули вот эти строки из стихотворения В.Шефнера «Спросил у памяти». Послушайте, пожалуйста.
Стоит ли былое вспомнить,
Брать его в дорогу, в дальний путь?..
Все равно – упавших не поднять,
Все равно – ушедших не вернуть.
И сказала память: «Я могу
Все забыть, но нищим станешь ты.
Я твои богатства стерегу.
Я тебя храню от слепоты…»
И я считаю, что стоит былое вспомнить, ибо без этого не может быть настоящего и будущего.
Известный поэт Яков Хелемский говорил: «Добрая память – залог доброго будущего». А известный академик и литературовед Д.С.Лихачев сказал: «Память активна. Она не оставляет человека равнодушным, бездеятельным. Она владеет умом и сердцем человека. Память противостоит уничтожающей силе времени. В этом величайшее значение памяти».
Раскрыть эту тему мы постараемся на примере рассказа Виктора Астафьева «Фотография, на которой меня нет». И это не удивительно – его произведения отвечают на вопросы, которые волнуют всех людей, где бы они ни жили. Как и многих других современных писателей, Астафьева волнует проблема памяти. Память рассматривается им как высшая непреходящая ценность, означающая любовь человека к родной земле, родному языку, природе, родному дому. Давайте послушаем некоторые сведения из биографии В.Астафьева.
Ученик.
Астафьев Виктор Петрович – известный русский писатель. В психологических повестях и романах о войне и современной сибирской деревне, в цикле автобиографических рассказов и повестей о детстве рассказывает о нравственности, добре и зле, о природе, о любви, о счастливом детстве.
Известные его произведения: «Царь-рыба», «Пастух и пастушка», «Кража» и другие.
Учитель.
Самая сокровенная книга Астафьева – «Последний поклон», где один из рассказов – «Фотография, на которой меня нет». Это книга о детстве. Это книга о памяти. Главы книги вызваны памятью о бабушке, любовью к ней, желанием загладить перед ней невольную вину. «Бабушка, бабушка! Виноватый я перед тобою, я пытаюсь воскресить тебя в памяти, рассказать о тебе людям». Это последний поклон бабушке, заменившей Виктору отца, утонувшую мать, братьев и сестер – все. Это книга о добре и милосердии, о жизни и смерти, о родителях и детях, о доме и памяти. «Память моя, память, что ты делаешь со мной?» Обо всем этом и будет наш сегодняшний разговор.
Чувство дома… Без него мы как дерево без корней. Без него обрекаешь себя на душевный неуют, тоску, неустроенность. Чувство своего дома неразрывно связана с домом большим, с родиной, землей, где жили предки, чью жизнь продолжаешь ты.
Давайте перенесемся в далекие 30-е годы, время трудное и сложное, в обыкновенный деревенский дом (деревня Овсянка)
– О чем этот рассказ?
– Перед нами короткий, как будто незамысловатый рассказ о том, как деревенскому мальчику из-за постигшей его болезни не удалось сфотографироваться вместе с ребятами.
– Расскажите, пожалуйста, какой жизнью живет деревня? Как выглядят ребятишки, запечатленные на фотографии?
– «Бедновато, шибко бедновато», несмотря на старания родных и знакомых одеть их получше – кого в шубенку, кого в телогрейку.
– Опишите школу.
– Школа размещается в старом деревенском доме с угарными печами. Ни парт, ни скамеек, ни учебников, ни тетрадей, ни карандашей. Один букварь на весь первый класс и один красный карандаш. Это позднее стараниями учителя появились карандаши, краски, учебники – один на пятерых, а потом на двоих.
– Расскажите о сельчанах.
– Невысока и общая культура сельчан: достаточно прочитать строки о том, как земляки «снимались» на карточку: кто в фанерном автомобиле, кто в шляпе вроде вороньего гнезда, кто с часами, высунутыми напоказ из рукава (знай наше богатство!), кто, уподобляясь казаку, с кинжалом.
– Какое событие происходит в деревне?
– Приезжает фотограф.
– Как воспринимается приезд фотографа?
– Как неслыханно важное событие. По случаю приезда фотографа прерываются занятия в школе, вся деревня беспокоится о том, где поселить такую важную персону. В продолжение длинного вечера школьники гужом ходят по селу, обсуждая, кто где сядет, в каком порядке, и как оденется. Неудивительно поэтому, что невозможность принять участие в общем деле оборачивается для мальчика чуть ли не драмой.
– Расскажите о бабушке.
– …..
– Какие еще другие темы раскрываются в рассказе?
– Заглядывая в далекие годы своего детства, рассказчик находит там высокие нравственные ценности, которые определили жизнь не одного поколения.
– Что пишет автор о фотографии?
– Хотя нет на этой фотографии самого автора воспоминаний, все равно она для него бесценна. Он говорит: «Деревенская фотография – своеобразная летопись нашего народа, настенная его история».
Учитель.
Так от заурядного случая, происшедшего с деревенским мальчишкой, писатель выходит в большой мир, ставя вопрос о непреходящей исторической памяти народа.
Да, фотография умеет в малом отражать великое, в сюжетах и будничной повседневности передавать теплоту человеческих чувств в мимолетно схваченных бытовых сюжетах затрагивать вечные для искусства темы добра и зла, горя и счастья.
Фотографии помогают нам помнить о наших предках, о корнях, о своем детстве, о самых счастливых событиях нашей жизни, о жизни своей семьи.
Во многих домах, в красном углу, наподобие иконостаса, хранятся в скромных рамках лики родных и близких, мертвых и живых. Почти во всех домах есть семейные альбомы. Давайте и мы заглянем туда.
Рассказы учеников о фотографиях, самых дорогих для них.
Учитель.
Известный русский поэт Николай Рубцов в стихотворении «Русский огонек» тоже говорит о семейных фотографиях:
Как много желтых снимков на Руси
В такой простой и бережной оправе!
И вдруг открылся мне и поразил
Сиротский смысл семейных фотографий.
Огнем, враждой земля полным полна,
И близких всех душа не позабудет.
Чтение сочинения ученицы «Страницы семейного альбома»
Учитель.
Обратите внимание на эпиграф сегодняшнего урока. Это слова М.Цветаевой «Помнить – значит жить». Какая связь между понятиями память и жизнь? Да, мы должны жить и помнить, помнить о корнях своих, о прошлом, о бабушках, о дедушках. И как зеницу ока мы должны беречь наши старые фотографии, наши семейные альбомы. Это частица нашего родного очага, родного дома.
Чтение стихотворения Ольги Фокиной «Храни огонь родного очага».
Учитель.
Пусть в вашей жизни будет все: большая удача, светлая любовь, большой мир души, тесный круг друзей, тепло и уют родного дома.
Словарная работа:
Реликвия – вещь, свято хранимая как память о прошлом (семейная реликвия)
Раритет – очень редкая вещь (раритетный)
Скрижали – то, что хранит, куда заносятся памятные события.
Домашнее задание: написать сочинение «По страницам семейного альбома»
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ