Конспект урока по Литературе «Художественное осмысление Пушкиным истории России» 8 класс

Тюрина Татьяна Владимировна, учитель русского языка и литературы ФГБОУ школы №1699 Управделами Президента РФ, г.Москва



Урок литературы в 8 классе (1-й урок по творчеству А.С.Пушкина)

Технология критического мышления; стратегия «Знаю. Хочу узнать. Узнал».

Тема урока: «Художественное осмысление Пушкиным истории России» (2 часа)

Цели урока:

1.Повторить изученное о жизни и творчестве Пушкина.

2.Подготовить учащихся к осмыслению «Капитанской дочки», систематизировав материал по теме «Историзм произведений Пушкина».

3.Совершенствовать навыки анализа текстов разных стилей через стратегию «ЗХУ».

4.Вызвать интерес к углублённому анализу произведения, к изучению литературы и истории в их взаимосвязи.

Формы работы на уроке: индивидуальная и групповая.

Оборудование: портреты Пушкина, Годунова, Петра Великого, Пугачёва; выставка книг.

Ход урока:

Оргмомент.

Проверка д/з:

- Мы часто говорим словами поэта 19 века А.Григорьева «Пушкин – это наше всё». Какими фактами жизни и творчества каждый из вас измеряет величие личности Пушкина и гениальность его творчества? (проверка д/з по записям в таблице «Знаю»).

I этап: стадия вызова

- В работе по творчеству Пушкина в этом году мы выбираем новое направление. Какое? О чём пойдёт речь? Как нам в этом могут помочь данные портреты исторических личностей? Назовите их.

- Почему о них мы говорим на уроке литературы? Какие произведения Пушкина на исторические темы нам известны?

- Можем ли мы сейчас сказать, что особенно волновало Пушкина-историка? Что вы хотите об этом узнать? (запись вопросов в таблицу «Хочу узнать»)

Обобщение ответов (запись темы и целей урока на доске):

- Как Пушкин относился к истории?

-Какие исторические проблемы его волновали?

- В чём заключается особенность изображения Пушкиным исторических фигур?

- Какие нравственные проблемы поднимает Пушкин в своих исторических произведениях?

II этап: групповая работа с текстами (художественными, публицистическими, научными) с использованием стратегии «ЗХУ»

1 группа: работа с отрывком из трагедии «Борис Годунов» по заданию к тексту (ученики во время обсуждения заполняют третью колонку таблицы «Узнал»).

Материал: отрывок из «Бориса Годунова» (при ответе отрывок проецируется на экран)

Достиг я высшей власти;

Шестой уж год я царствую спокойно.

Но счастья нет моей душе. Не так ли

Мы смолоду влюбляемся и алчем

Утех любви, но только утолим

Сердечный глад мгновенным обладаньем,

Уж, охладев, скучаем и томимся?..

Напрасно мне кудесники сулят

Дни долгие, дни власти безмятежной —

Ни власть, ни жизнь меня не веселят;

Предчувствую небесный гром и горе.

Мне счастья нет. Я думал свой народ

В довольствии, во славе успокоить,

Щедротами любовь его снискать —

Но отложил пустое попеченье:

Живая власть для черни ненавистна,

Они любить умеют только мертвых.

Безумны мы, когда народный плеск

Иль ярый вопль тревожит сердце наше!

Бог насылал на землю нашу глад,

Народ завыл, в мученьях погибая;

Я отворил им житницы, я злато

Рассыпал им, я им сыскал работы —

Они ж меня, беснуясь, проклинали!

Пожарный огнь их домы истребил,

Я выстроил им новые жилища.

Они ж меня пожаром упрекали!

Вот черни суд: ищи ж ее любви.

В семье моей я мнил найти отраду,

Я дочь мою мнил осчастливить браком —

Как буря, смерть уносит жениха...

И тут молва лукаво нарекает

Виновником дочернего вдовства

Меня, меня, несчастного отца!..

Кто ни умрет, я всех убийца тайный:

Я ускорил Феодора кончину,

Я отравил свою сестру царицу,

Монахиню смиренную... всё я!

Ах! чувствую: ничто не может нас

Среди мирских печалей успокоить;

Ничто, ничто... едина разве совесть.

Так, здравая, она восторжествует

Над злобою, над темной клеветою. —

Но если в ней единое пятно,

Единое, случайно завелося,

Тогда — беда! как язвой моровой

Душа сгорит, нальется сердце ядом,

Как молотком стучит в ушах упрек,

И всe тошнит, и голова кружится,

И мальчики кровавые в глазах...

И рад бежать, да некуда... ужасно!

Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.



Задания к тексту для первой группы:

  1. Каким показан Годунов в отрывке?

  2. Как автор относится к своему герою? Ответ аргументируйте.

  3. В чём, по Пушкину, заключается трагедия власти и трагедия народа?



2 группа: работа с отрывком из поэмы «Медный всадник» по заданию к тексту

(ученики во время обсуждения заполняют 3-ю колонку таблицы «Узнал»).

Материал: отрывок из «Медного всадника» (при ответе проецируется на экран).



Евгений вздрогнул. Прояснились
В нем страшно мысли. Он узнал
И место, где потоп играл,
Где волны хищные толпились,
Бунтуя злобно вкруг него,
И львов, и площадь, и того,
Кто неподвижно возвышался
Во мраке медною главой,
Того, чьей волей роковой
Под морем город основался...
Ужасен он в окрестной мгле!
Какая дума на челе!
Какая сила в нем сокрыта!
А в сем коне какой огонь!
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?
О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?

 Кругом подножия кумира
Безумец бедный обошел
И взоры дикие навел
На лик державца полумира.
Стеснилась грудь его. Чело
К решетке хладной прилегло,
Глаза подернулись туманом,
По сердцу пламень пробежал,
Вскипела кровь. Он мрачен стал
Пред горделивым истуканом

И, зубы стиснув, пальцы сжав,
Как обуянный силой черной,
«Добро, строитель чудотворный! —
Шепнул он, злобно задрожав, —
Ужо тебе!..» И вдруг стремглав
Бежать пустился. Показалось
Ему, что грозного царя,
Мгновенно гневом возгоря,
Лицо тихонько обращалось...
И он по площади пустой
Бежит и слышит за собой —
Как будто грома грохотанье —
Тяжело-звонкое скаканье
По потрясенной мостовой.
И, озарен луною бледной,
Простерши руку в вышине,
За ним несется Всадник Медный
На звонко-скачущем коне;
И во всю ночь безумец бедный,
Куда стопы ни обращал,
За ним повсюду Всадник Медный
С тяжелым топотом скакал.


Задания для 2 группы:


  1. Что такое конфликт в литературном произведении?

  2. В чём заключается конфликт в «Медном всаднике»? В чём его необычность?

  3. Сформулируйте, опираясь на текст авторскую позицию по отношению к Петру I и Евгению.

  4. В чём специфика авторской оценки?


3 группа: сопоставительная работа с текстом «Описание портрета» в учебнике литературы (Коровина В.Я, Ч.1, М.: Просвещение) на стр.98-99 (отрывок из «Истории Пугачёвского бунта») и отрывком из 2-ой главы «Капитанской дочки» (в учебнике на стр.118).


Задания (ученики во время обсуждения заполняют колонку «Узнал»):

  1. Что совпадает в том и другом описании Пугачёва?

  2. Есть ли несовпадающие детали? Какие?

  3. Как можно объяснить эти несовпадения?

  4. В каком из описаний выражено авторское отношение к Пугачёву и какое? Какие слова помогают это сделать?

  5. Какое из произведений было написано раньше? Обоснуйте своё мнение.

  6. Почему это так важно?


4 группа: работа со вступительной статьёй учебника (стр.95-96)

Задание: составьте кластер по материалу статьи.


На подготовку заданий 15 минут, затем выступления групп.


III этап (рефлексия):

- Продолжите фразу «Историческое наследие Пушкина бесценно, потому что…»


Дом.задание: чит. в учебнике отрывки из «Истории Пугачёвского бунта»; записать вопросы «Хочу узнать» к «Капитанской дочке», посвящённой этим событиям.











Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ