Конспект урока по Литературе «Хочу, чтобы каждый из людей был человеком» (М. Горький) 7 класс


Коцюбинская Ирина Алексеевна

Учитель русского языка и литературы

МАОУ СОШ № 18

Г.Кунгура Пермского края


Урок литературы в 7 классе

Тема: «Хочу, чтобы каждый из людей был человеком» (М. Горький)

По произведению Ф.М. Достоевского «Мальчики»

Цели урока:

- расширить знания учащихся о творчестве Ф.М. Достоевского;

- развивать навыки анализа текста;

-воспитывать нравственные качества: сочувствие, сострадание, сопереживание;

- способствовать формированию коммуникативной компетенции.

Оборудование:

- учебники;

- карточки-задания;

- презентация по материалу урока.


Ход урока

  1. Беседа

- Приходилось ли вам сталкиваться с проявлениями несправедливости, чёрствости?

- В каких ситуациях?

-Как избежать конфликтов, озлобленности, жестокости?

Очень важно стремиться понимать других, уметь сочувствовать, сопереживать.

-Почему я начала разговор на уроке с этих вопросов?


  1. Слово учителя.

Фёдор Михайлович Достоевский – писатель сложный. (Слайд3) Но он считал, что и в самых сложных его книгах есть куски, доступные детскому пониманию. Он хотел выбрать такие отрывки и издать их отдельной книгой. Смерть помешала писателю, но остались записи о том, что хотел включить Фёдор Михайлович в эту книгу. Такой сборник подготовил и издал историк литературы Миллер, хорошо знавший Достоевского. Туда вошли следующие произведения: «Неточка Незванова», «Бедные люди», «Униженные и оскорблённые», «Преступление и наказание», «Мальчики», «Мальчик у Христа на ёлке», «Столетняя». (Слайд4)

Книга вызвала противоречивые мнения. Одни утверждали: «Достоевский не для детей». Другие считали, что «мрачность» Достоевского не опасна, а, напротив, благотворна.

- Прочитайте статью на странице и найдите аргументы в защиту того или другого мнения (можно по группам). (Слайд5)

«Достоевский не для детей»

«Мрачность Достоевского не опасна, а, напротив, благотворна»

Втягивает в переживания

Заставляет думать о жизни

Заставляет страдать

Возбуждает жалость

Трудный стиль

Воспитывает добрые чувства


Писатель Круглов сказал: «На книгу капнут слёзы, но не слёзы злобы и отчаяния, а сочувствия, сострадания, любви».

-При помощи какой приставки образовались слова сочувствие, сопереживание? Найдите лексическое значение приставки со- в толковом словаре.(Слайд6)

Именно эти чувства вызывают книги Достоевского, потому что он хотел, чтобы «каждый из людей был человеком».

-Записывается тема урока.

Тема: «Хочу, чтобы каждый из людей был человеком»

М. Горький

Я не хочу мыслить и жить иначе, как с верой в то,

что все наши девяносто миллионов русских (или

там сколько их тогда народится) будут все когда-

нибудь образованны, очеловечены и счастливы.

Ф.М. Достоевский

-Найдите в эпиграфе к уроку ключевое слово.(Слайд 7)

3. Анализ эпизодов.

Работа по группам. Каждая группа получает вопросы, обсуждает. (Слайд 8-11)

  1. «Связался со школьниками»

  • Почему мальчики так озлобились, даже «остервенели» в драке?

  • Что по этой главе вы можете сказать об Алёше Карамазове?

  • Согласны ли вы со словами штабс-капитана Снегирёва: «Дети в школах народ безжалостный: порознь ангелы Божии, а вместе…часто безжалостны».

  1. Происшествие с Жучкой

    • Какой «зверской шутке» научил Смердяков Илюшу?

    • Осуждаете ли вы мальчика?

  1. Болезнь Илюши

  • Кто из мальчиков первым пришёл помириться с Илюшей?

  • Какие чувства испытал Илюша, увидев «участие к себе всех этих мальчиков»?

  1. Илюша и Коля Красоткин

  • Почему Коля так долго не приходил к Илюше?

  • Ради себя или ради него он выжидал?

  • Объясните, почему в конце главы «Илюша» автор характеризует речь Коли такими словами резко и сердито крикнул», «совсем уж свирепо прокричал».


  1. «Речь у камня»

  • Почему дети поддаются нравственному влиянию Алёши Карамазова?

  • Какую роль сыграл Алёша в жизни Мальчиков?

  • Что Алёша считает важным в жизни? К чему призывает?

  1. Итог урока.

«Братья Карамазовы» - это последний роман Ф.М. Достоевского. «Смерть Илюши» - его заключительная глава, следовательно речь Алёши у камня – это последнее слово писателя. (Слайд12)

-Какие слова Алёши вам кажутся самыми значительными?

«Будем, во-первых и прежде всего, добры, потом честны, а потом – не будем никогда забывать друг об друге».

- Почему эти слова адресованы детям?

- Актуально ли произведение Достоевского сегодня?

- Нужны ли в наше время сочувствие, сострадание?

4. Домашнее задание: письменный ответ на вопрос: «Нужны ли сегодня сочувствие, сострадание?» (Привести аргументы) (Слайд 13)

5. Рефлексия.

Сегодня на уроке я понял, что…




























Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ