Конспект урока по Литературе "Конфликт К.П. Троекурова и А.Г.Дубровского" 6 класс

Тема. Конфликт К.П. Троекурова и А.Г.Дубровского.

Тип урока. Педагогическая мастерская. (Дистанционное обучение).

Методы урока. Проблемный, исследовательский.

Цели урока:

-обучающие - формировать умение анализировать литературный текст; давать характеристику героям. Развивать умение рассуждать, сжато пересказывать текст. Способствовать активизации познавательной деятельности;

- развивающие – приобщение к творческому процессу исследования текста, законам постижения нового;

- воспитательные - воспитание духовно-нравственной личности, умеющей общаться, дружить, в любых жизненных обстоятельствах оставаться человеком чести.

Оборудование.

Текст "Дубровского”, компьютер, рабочая тетрадь.

Опережающее домашнее задание: сжатый пересказ эпизода “На псарне”; выяснение этимологии имён и отчеств К.Троекурова и А. Дубровского, подчёркивающих основные качества их характеров.

Ход урока.

-Наш урок начнём с небольшого литературного теста. Перед тобой два отрывка из произведения А.С.Пушкина “Дубровский”.

1Задание: опираясь на авторский текст, восстанови пропущенные слова и скажи, о ком идёт речь в данных отрывках.


Его богатство, знатный род и _________ давали ему ____________________, где находилось его имение;…принимал знаки _________ как надлежащую дань. В домашнем быту выказывал все ________ человека необразованного. Он привык давать полную________ всем порывам пылкого своего _______ и всем затеям довольно_________ ума. (связи; большой вес в губерниях; подобострастия; пороки; волю; нрава; ограниченного).


Отставной поручик гвардии владел ___________. С расстроенным состоянием принуждён был ______________ и поселиться в ____________ своей деревне. Остался беден и _________. (семьюдесятью душами; выйти в отставку; остальной; независим).


- Как ты считаешь, почему текст адресован этим героям? Какие события являются центральными в 1-2 главах?

Усвоение в ходе беседы литературоведческого термина:

-Конфликт- столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, положенное в основу действия.

2 Задание.

- Перед тобой таблица. Распредели данные ниже слова в её графы так, чтобы они отражали стороны характера Троекурова и Дубровского.


Троекуров

Дубровский














Властолюбие, горячность, честность, своенравие, неосмотрительность, избалованность, гордость, гордыня, прямота, честь.

-Как имена и отчества героев также подчёркивают главные черты их характеров? (Проверка опережающего домашнего задания).

Кирилл (греч.) – господин, повелитель; Пётр (греч) – утёс, каменная глыба.

Андрей (греч.) - мужественный, храбрый; Гаврила (христиан. вариант) – крепость божья.

-В каких эпизодах текста, на твой взгляд, наиболее ярко проявляются эти качества характера героев? (“Ссора на псарне”, “Поимка Дубровским мужиков Троекурова, ворующих лес”, ”Разговор Троекурова с Шабашкиным”, ”Суд”)

3Задание. Перескажи сжато эпизод “На псарне”.

- Кто, по-твоему, виноват в ссоре? (Властолюбие, своенравие одного и горячность, пылкий нрав другого в два счёта разрушили многолетнюю дружбу).

- Что усугубило ссору и сделало примирение невозможным? (Воровство покровскими мужиками леса, их поимка Дубровским, расправа, изъятие лошадей).

-Троекуров не смог смириться со случившимся, хотел было учинить нападение на деревню Дубровского, разорить её дотла, но передумал… Почему? (Решил отнять имение у друга).

-Переходим к анализу следующего эпизода – “Шабашкин у Троекурова”.

4 Задание. Сейчас ты посмотришь эпизод художественного фильма, подумай над вопросами:

-Как в данном эпизоде ведёт себя Шабашкин по отношению к Троекурову? (Угодничает).

-В связи с чем меняется его настроение? Почему он вдруг воодушевляется? (Узнаёт, что документы Дубровского на собственность сгорели).

-Как ведёт себя Троекуров? (груб, не помнит даже имени приказного заседателя).

- По его поведению мы можем понять его отношение к Шабашкину? (презирает).

- В чём, по мнению Троекурова, сила? (“В том-то и сила, чтобы без всякого права отнять имение”).

(Просмотр эпизода художественного фильма “Дубровский” режиссёра Александра Ивановского).

-Как ты понимаешь фразу А.С.Пушкина: “Шабашкин стал хлопотать по замышленному делу”? (“Стращая и подкупая судей и толкуя вкривь и впрямь всевозможные указы, заботился о выигрыше затеянного им дела”).

-Зачем Троекурову суд? Как ты думаешь, какую цель он преследовал? (Наказать Дубровского как непокорного соседа, сломить его гордость, независимость, унизить человеческое достоинство).

- Сцена суда – самая яркая в повествовании. Ссора и суд –это испытание героев на честность и чувство собственного достоинства. Сейчас ты посмотришь ещё один эпизод.

5Задание. Подумай, победил ли Троекуров на самом деле? Доволен ли он? (Видя помешательство Дубровского, осознаёт, что совершил подлость).

-Троекуров потерял больше, чем приобрёл. Докажи это.

6Задание. Итоговый тест.

1. Как звали Троекурова?

  • Антон Пафнутьич.

  • Кирила Петрович.

  • Андрей Гаврилыч.

2. Как звали Дубровского?

  • Кирила Петрович.

  • Андрей Гаврилыч.

  • Владимир Андреевич.

3. Название имения Дубровского?

  • Кистенёвка.

  • Покровское.

  • Арбатово.

4. Название имения Троекурова?

  • Кистенёвка.

  • Арбатово.

  • Покровское.



5. Какую роль сыграл Шабашкин в семье Дубровских?

  • Способствовал потере имения.

  • Помог выиграть суд у Троекурова.

  • Отстаивал интересы Дубровского в суде.



6. Почему Дубровский не предпринял никаких попыток, чтобы доказать своё право на владение Кистенёвкой?

  • Будучи человеком глубоко порядочным, не мог предположить подлости Троекурова и был уверен в своей правоте.

  • Боялся расправы Троекурова.

  • Не являлся владельцем Кистенёвки.


7.Кому из героев, Троекурову или Дубровскому-старшему, соответствует такое понимание чести:

  • Честь –почёт и уважение.

  • Честь – честное имя, хорошая репутация.


Вывод. Обрисовывая конфликт Дубровского и Троекурова, Пушкин обличил жестокость и мстительность, ведущую к потере друзей; показал цену горячности, когда уязвлённая гордость не позволяет трезво взглянуть на ситуацию и пойти на компромисс; писатель остро поставил нравственные вопросы, волнующие людей и сегодня: что такое истинная дружба? Как научиться её беречь?

Домашнее задание.

Составить план своих действий “Если я поссорюсь с другом”.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ