Урок внеклассного чтения(10 класс) «История, которая "жжёт сердце…»
Saturova N.
Урок внеклассного чтения(10 класс)
«История, которая "жжёт сердце…»
( по рассказу В.П. Астафьева "Людочка")
Цели урока:
Образовательная цель – привить интерес к творчеству писателя , провести глубокий анализ художественного произведения с помощью вопросов и различных заданий, выработать умение делать выводы и обобщения.
Развивающая цель – создать условия для самостоятельной творческой деятельности, активизировать познавательный интерес, способствовать формированию навыка анализа, развитию речевых и коммуникативных навыков.
Воспитательная цель – создание условий, в которых происходит осознание каждым своей индивидуальности, принятие нравственных ценностей(доброты, человечности), выстраивание своей системы духовно-нравственных ценностей, самоанализ.
Оборудование: мультимедийный проектор, портреты писателя
…ОН повеливает солнцу своему
восходить над злыми…
(Нагорная проповедь
«О любви к ближнему»)
Ход урок
Орг. момент.
I этап. Вступительное слово учителя:
Наш урок я хотела бы начать строками из Нагорной проповеди Христа:
Иисус Христос велел любить не только близких своих, но всех людей, даже обидевших нас и причинивших нам зло, т. е. врагов наших. Он сказал: "вы слышали, что сказано (вашими учителями - книжниками и фарисеями): люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного. Потому что Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных".
(Презентация с ликом Христа)
Учитель: Сегодня урок внеклассного чтения по рассказу В.Астафьева «Людочка».
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ (попробуйте определить цели нашего урока)
Учитель: Итак, сегодня мы поговорим об истории, которая «жжет сердце» не только Астафьеву, но и каждому читателю.
Работать мы будем по группам. Мои помощники: историк и литературоведы.
- Слово Литературоведу 1:
Рассказ “Людочка” был впервые опубликован в журнале “Новый мир” в 1989 году, в восьмидесятые же годы написана повесть “Печальный детектив”. Это время окрестили годами “застоя”.
- Слово Историку ( об эпохе «застоя»)
- Учитель:
В.П.Астафьев с болью в душе показывает разные лики этого времени, размышляя над вечной темой добра и зла. Нужно иметь мужество, чтобы писать об этом, и мужество, чтобы об этом читать. Видя каждодневно зло, мучается главный герой повести В.П.Астафьева “Печальный детектив”, участковый милиционер, а вместе с ним мучается и автор над тревожными вопросами:
возможно ли прощать зло?
в чём причины зла?
нужно ли с ним бороться?
если бороться, то как?
как сохранить в этом жестоком мире душу?
почему зло настигает самых добрых и беззащитных?
Ребятам предлагается всем вместе попытаться найти ответы на вопросы, которые тревожат ум и совесть писателя.
-Ученики высказываются.
II этап « Работа со словом»
Начинается работа со словом, ребятам предстоит подобрать пары антонимов, синонимичых паре добро и зло (вера – безверие, правда – ложь, верность – предательство, светлый – тёмный, чистота – грязь, добродетель – порок…).
III этап.
После работы со словом ребятам предлагается закончить фразу: “Главное зло для меня – это …”. Высказываются все.
IV этап.
Учитель: Обратимся к тексту рассказа , чтобы понять, что для Астафьева является самым страшным злом, сообщает, что история, рассказанная в “Людочке”, была услышана автором “лет уже пятнадцать назад” (то есть в начале семидесятых годов). В рассказе писатель продолжает искать ответ на мучающие его вопросы. Он пишет в начале рассказа: “Я никогда не видел её, эту девушку. И уже не увижу…И зачем я помню это? За пятнадцать лет прошло столько событий, столько родилось и столько умерло своей смертью людей, столько погибло от злодейских рук, спилось, отравилось, сгорело, заблудилось, утонуло…Зачем же история эта, тихо и отдельно от всего, живёт во мне и жжёт моё сердце? Может, всё дело в её удручающей обыденности, в её обезоруживающей простоте?” Опять мучительные вопросы, не дающие покоя.
“Я думаю, что у вас, прочитавших рассказ, остались эти же вопросы и ещё много других, на которые ищет ответ один из интереснейших писателей 20 века – В.П.Астафьев, - говорит учитель.
Давайте обратимся к тексту и попробуем найти на них ответы, ведь зло не исчезло в мире, не ставшем добрей, ведь и сейчас оно имеет свои причины, и сейчас оно часто настигает самых добрых и беззащитных”.
Начинается работа в группах. Каждой группе предлагаются задания для работы с текстом рассказа.
1 группа.
Вопросы:
Что за историю поведал писатель в своём произведении?
(В основе произведения лежит трагическая судьба девушки, начавшей в городе самостоятельную жизнь, но так и не нашедшей своего места в ней).
О чем заставляет задуматься Астафьев?
(Рассказ заставляет ужаснуться, оглянуться и задуматься. Что мы есть? Что есть жизнь? Какова её цена? Кто виноват?)
Согласны ли вы с тем, что диагноз, поставленный нашему обществу, - душевное одиночество? Найдите в рассказе примеры душевного одиночества людей?
2 группа.
Вопросы:
1. Людочка за право жить достойно борется с раннего детства. Докажите.
Семья Отец умер от пьянства и болезней, приобретённых в результате разгульного образа жизни; без него жили свободнее, лучше, бодрее;
отчим совершенно безразличен к судьбе девушки;
мать советует ехать в город, с глаз подальше: Людочка стала для неё обузой.
Школа слабенькая, неспособная, но до сплошных двоек не опускалась; дисциплинированна, старательна, ни друзей, ни подруг.
Работа трудолюбива, смела, предложила себя ученицей к парикмахеру, терпелива, настойчива.
Дом Гавриловны тепло, уют, сочувствие, понимание, но разочарована в крепости человеческих отношений.
2. Кто отнял у неё право жить достойно?
Артёмка-мыло, который превратил её в свою собственность, что поздно поняла
Людочка, поэтому безоглядно доверилась подлецу.
Стрекач, превратившийся в безудержного пахана-самодура, насиловавшего девушек.
Городской парк, который превратился в притон для малолетних преступников, насильников, развратников и убийц.
Право жить отняла та растлевающая, гнетущая обстановка, в которой живут ровесники Людмилы, те духовные и социальные процессы в обществе, которые "хуже правды".
3.В отношении к природе раскрывается духовный облик человека, его нравственная сущность. Обратитесь к картинам природы в рассказе и сопоставьте отношение к ней людей с понятиями ДОБРО и ЗЛО. Подтвердите свои размышления примерами.
Вопросы к классу:
-Почему Людочка покончила с собой? Причастна ли она сама к этой трагедии, если принять во внимание всеобщую взаимосвязанность судеб людей и представление о том, что зло и добро, сотворённые человеком, возвращаются к нему?
- Кто виноват в трагедии девушки?
Мать, не сумевшая помочь дочери в трудную минуту жизни, забывшая о ней. Одноклассники, не проявлявшие к девочке никакого внимания, кроме пренебрежения; конечно же, сама Людмила, не нашедшая в себе сил противостоять жестокому, безумному миру зла и насилия, не научившаяся делиться радостью и бедой с близкими людьми, а значит оставшаяся в одиночестве со своими, как ей казалось, неразрешимыми проблемами.
- Что же делать в сложившейся ситуации?
Учащиеся делятся своими мыслями, пытаются убедить себя и окружающих в том, что жизнь - великая ценность, данная человеку, и никто не имеет право её убивать. Нужно "жить и тогда, когда жизнь становится невыносимой, надо сделать её полезной". Приводятся примеры из жизни, из литературы, из фильмов, передач.
- Какова позиция автора?
Астафьев утверждает, что в этом яростном мире выживает сильнейший. Необходимо становиться таковым с раннего детства, сопротивляясь обстоятельствам, уверенно идти к намеченной цели, не бояться трудностей и испытаний, иначе жизнь сомнёт тебя, лишит самого главного... Поэтому свою героиню автор называет Людочкой.
Она вызывает в душе сочувствие и сожаление: героиня с таким красивым и тёплым именем не превратилась в Людмилу, серьёзную и самостоятельную девушку. "Людмила" - "людям милая" - оказалась жертвой бездуховной жизни и собственной беспомощности. Гибель героини - страшное размышление о жизни и смерти.
V этап.
После работы в группах и представлением ребятами своих размышлений предлагается каждому письменно ответить на один из вопросов.
Даёт ли нам автор ответ на вопросы: возможно ли прощать зло? Считает ли он, что со злом нужно бороться? Как он относится к поступку отчима Людочки? Как вы расцениваете этот поступок?
Почему зло часто настигает самых добрых и беззащитных? Согласны ли вы с мнением, что смерть героини – это её взлёт?
Что добавилось в ваше представление об авторе после чтения рассказа?
Как можно сохранить свою душу в мире, который так жесток?
VI этап.
На последнем этапе работы ученикам предлагается ответить на вопрос: “Чем история Людочки “обожгла ваше сердце”?
Привожу высказывания некоторых ребят.
“Очень жаль, что существуют негодяи, поступки которых приводят к несчастью. Так не должно быть! Это неправильно!”.
“Каким одиноким может быть человек. Жалко Людочку, жалко всех одиноких людей. Им негде укрыться от зла”.
“В очередной раз убеждаюсь: самые добрые и безобидные уничтожаются в мире зла…Страшно за себя, за своих будущих детей!”.
“История Людочки “обожгла” правдой. В жизни зло очень часто торжествует. И это правда, как ни больно это осознавать”.
“Как можно так равнодушно относиться к ребёнку, который приехал к тебе за помощью и защитой!”.
“Эта история показала, что закоными методами зло победить трудно. Какое равнодушие к человеку в милицейских сводках! А ведь за ними – человеческая жизнь!”.
“Если зло нельзя наказать законным путём, то надо бороться с ним так, как отец Людочки”.
“Как порой мы, люди, бываем равнодушны друг к другу. А ведь неостановленное зло и несовершенное добро возвращаются к тебе”.
“Какая “глухота” близких людей, какое нежелание слышать и понимать друг друга”.
VII этап Проект на тему «Нравственность» (индивидуальное задание)
Ученик:
Если вы будете любить только тех, кто вас любит; или будете делать добро только тем, кто вам делает его, и взаймы будете давать только тем, от кого надеетесь получить обратно, за что Богу награждать вас? Разве не делают того же самого и беззаконные люди? Разве не поступают так же и язычники?
Итак ,будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный…
VIII Рефлексия
IX Д/З: Написать отзыв или сочинение-эссе
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ