Конспект урока по Литературе "Красота спасет мир"
учитель русского языка и литературы МОУ ВСОШ г. Ейска МО Ейский район,
Саханда Анна Викторовна
Урок литературы по теме “Красота спасет мир”
Цели и задачи:
Дать понятие “стихотворение в прозе”.
Познакомить со стихотворениями в прозе И. С. Тургенева “Русский язык”, “Природа” и провести их анализ.
Развивать речь детей.
Расширить их кругозор.
Воспитывать любовь к природе, чувство гордости за родной язык, подвести к пониманию отношения “экология природы – экология языка – экология души”.
Методы и приемы: слово учителя, словарная работа, аналитическая беседа, выразительное чтение, сообщения учащихся, отчет творческой группы.
Оборудование: раздаточный материал с текстами стихотворений в прозе “Русский язык” и “Природа” И. С. Тургенева, высказываний писателей о русском языке, плакат “Красота спасет мир”, фотографии природы, плакаты с высказываниями писателей о русском языке, информационные карточки, музыкальные записи.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент.
Звучит музыка “К Элизе”.
– Сегодня у нас не совсем обычный урок, потому что мы будем вести разговор о красоте природы, опираясь на прекрасные произведения И. С. Тургенева. Тема нашего урока “Красота спасет мир”. Замечательный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери как-то заметил: “Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда. Если у человечества не найдется сил, средств и разума, чтобы поладить с природой, то на умершей, покрытой пылью, безжизненной Земле стоило бы, пожалуй, установить надгробный камень с такой скорбной надписью: “Каждый хотел лучшего для себя”. Вы прекрасно знаете, к чему привела такая психология. Все мы обязаны своей жизнью нашей планете – прекрасной и единственной Земле-матери, голубой от океанов, зеленой от лесов, желтой от песков, стонущей сегодня от боли, взывающей о помощи и, увы, остающейся по-детски беззащитной перед нами, перед варваром-человеком, который забыл, что сам является её скромной частицей. Давайте прочитаем стихотворение И. С. Тургенева “Природа”.
II. Основная часть.
1. Чтение стихотворения “Природа”.
– Как вы понимаете значение слова “храмина”? В словаре В.И. Даля указано: храм, храмина, стар. Хоромы – жилой дом. Храм – церковь. У Тургенева соединяются два смысла: “жилой дом” и “церковь”. Храмина – это Дом Природы и в то же время святое место, церковь. Подберите синоним к слову “благоговейный”. Что значит “благоговеть”? (Преклоняться, боготворить, поклоняться). “Зычный голос” - это какой? (Очень громкий, грубый). О чем это говорит? (О сильной реакции)
2. Аналитическая беседа.
– Прочитайте первые два абзаца. Какой лексический ряд создает образ Природы? Огромная подземная храмина с высокими сводами, свет, величавая женщина, глубокая дума.
Как достигается эмоциональное напряжение повествования? Каков лексический ряд, связывающий образ Природы с мотивом её грандиозности, вечности и мудрости? Огромный, ровный свет, неиссякаемый, вечный, величавая.
Что в обращении лирического героя к Природе указывает на его понимание места человека в окружающем мире? Найдите ключевые слова, раскрывающие мироощущение героя. (Общая мать, страх, совершенство и счастье. Лирический герой убежден в полной гармонии отношений между Природой и человеком, в её материнской заботе, о её заботе о его благе и счастье).
Каким новым содержанием наполняется образ Природы при более близком общении с ней лирического героя? Какой образно-лексический ряд придает новые черты образу Природы?
Чем объясняется равнодушие Природы к человеку и даже её угрожающий вид по отношению к нему?
Чем отличаются законы человеческой жизни от природных? Найдите слова, составляющие тему особенности жизни людей.
Вывод: чувства и разум выделяют человека из мира природы. Природа живет по своим законам, люди – по другим. Возражать и противиться этому бессмысленно. Горе человеку, если он сам забудет о человеческих жизненных ценностях.
– Какой художественный прием использует И. С. Тургенев, создавая образ Природы, и с какой целью?
Свое произведение И. С. Тургенев назвал “стихотворением в прозе”. Прочитаем в учебнике определение этого жанра.
Стихотворение в прозе – один из видов лирических произведений в прозаической форме. Обладает такими признаками лирического стихотворения, как небольшой объем, эмоциональность, бессюжетная композиция.
– Какова история создания Тургеневым подобных произведений?
3. Сообщение учащегося.
– Сборник стихотворений в прозе И. С. Тургенев выпустил уже в конце своей жизни, в 1882 г., как своеобразный итог размышлений о жизни, о себе, о творчестве. Сборник “Стихотворения в прозе”, изданный в России, содержал 51 стихотворение. Остальные издавались в Париже, где писатель жил примерно с конца 50-х годов 19 в. Стихотворения писались в дни русско-турецкой войны 1877-78 г.г.
Тургенев создал новый для русской литературы жанр – стихотворения в прозе. Часть их появилась в декабрьском номере “Вестника Европы” за 1882 г. Много лет спустя, в 1927 г., парижском архиве Тургенева французским профессором А. Мазоком было найдено ещё 31 стихотворение. Они были опубликованы во Франции в 1930 г. , а в России – в 1931 г. Завершает сборник стихотворение “Русский язык”, которое является своеобразным торжественным гимном родному языку.
4. Чтение стихотворения “Русский язык” учителем.
– Какими эпитетами характеризует Тургенев русский язык? Эпитеты даны целой обоймой, и один из них звучит ещё раз, но уже применительно не к языку, а к его носителю – народу. Великий язык – великий народ.
Эти 4 определения сразу вошли в культурный обиход страны и стали звучать в критических работах, в публичных выступлениях. Ведь в этих словах не только высокая оценка, но и характеристика конкретных качеств.
Вы знаете, что язык, как и природа, страдает от неумелого использования. В наше время уже можно и даже нужно говорить об экологии языка. Наша творческая группа провела микроисследование и сейчас даст нам отчет о состоянии и качестве речевой атмосферы в классе.
5. Отчет творческой группы.
6. Лингвистический тренинг.
– Очень часто возникает непонимание из-за того, что речь перенасыщена жаргонизмами и заимствованиями. Я приведу вам некоторые примеры, а вы, так сказать, “переведете с русского на русский”. “В прошлый уик-энд мы клево оттянулись на плэнере. Зыркали такой классный закат, что до сих пор тащимся! В следующие холидеи обратно туда почапаем”. (В прошлые выходные мы прекрасно отдохнули на природе! Видели такой красивый закат, что он нам до сих пор вспоминается! В следующий выходной опять поедем на то место).
Вы сами убедились, что употребление жаргонизмов, слов-паразитов затрудняет понимание сказанного, “наносит раны” языку. Прочтем высказывания писателей о русском языке.
– Какая речь лучше: “засоренная”, искаженная или правильная, ясная, точная?
– Как эти высказывания помогают раскрыть и углубить характеристику русского языка, данную Тургеневым?
– Влияет ли на язык, по-вашему, окружающая природа? Каким образом?
III. Подведение итогов.
Звучит музыка.
– Красота природы отражается языком и в языке. Это две составные части одного понятия – красота. Так что же входит в понятие красоты в вашем понимании? Считаете ли вы, что красота спасет мир? Почему?
Завершить наш разговор я хочу стихотворением Е. Шкловского “Ты береги нас”:
Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он как живой.
И шепчут мне материки:
“Ты береги нас, береги!”
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега.
И слышу голос я реки:
“Ты береги нас, береги!”
Остановил олень свой бег:
“Будь человеком, человек.
В тебя мы верим, не солги,
Ты береги нас, береги!”
Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной,
И шепчут губы: “Не солгу,
Я сберегу вас, сберегу”.
Итак, наш урок завершается. Что нового, интересного вы узнали на этом уроке? Какой можете сделать вывод по уроку?
Среди юношей и девушек, окончивших школу, немногие выберут профессию филолога, биолога, эколога, но людей, неравнодушно относящихся к природе, к родному языку, будет великое множество. Я надеюсь, вы будете беречь нашу Землю, прекрасную и по-детски беззащитную, наш родной язык, будете следить за своей речью и не допускать искажения языка в речи других. Я надеюсь, что вы вырастете людьми, неравнодушными к красоте слова и природы, к красоте мира в широком смысле слова, ведь “природа – наш дом, а равнодушие к природе – равнодушие к своей судьбе”.
Домашнее задание:
1 уровень – выучить наизусть стихотворение И. С. Тургенева “Русский язык”.
2 уровень – найти и выучить стихотворение в прозе о русском языке другого автора.
3 уровень – написать сове стихотворение в прозе о природе или о русском языке.
Для всех: на стенде вы можете прочитать дополнительную информацию о стихотворении И. С. Тургенева “Русский язык”. Ответить на поставленный вопрос.
Обратите внимание на выставку книг, которыми можно воспользоваться при подготовке домашнего задания.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ