Конспект урока по Литературе "«Любить людей всем теплом и светом своего сердца» А. Платонов" 7 класс
«Любить людей всем теплом и светом своего сердца»
А. Платонов
Урок литературы в 7 классе по рассказу А.П. Платонова «Юшка»
Подготовила и провела
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «Большеанненковская средняя
общеобразовательная школа»
Фатежского района Курской области
Бабкина Наталья Фёдоровна
2014 г
Цели урока:
Формировать навыки вдумчивого чтения и анализа художественного произведения (знакомство с понятием «художественная деталь»).
Раскрыть понятия: «Нравственность», «Гуманизм», «Сострадание», «Толерантность».
Учиться подбору нужных цитат, ответов на вопросы.
Выявление нравственных законов, определяющих отношения человека с человеком.
Воспитывать чувства доброты, уважительного отношения к окружающим, чувства любви.
Оборудование: мультимедиапроектор, презентация, карточки.
Ход урока:
Ф.И.Тютчева: «Нам жизнь дана, чтобы любить…»
Понятны ли вам эти слова? Просты ли они?
- На первый взгляд и слова просты, и сделать это легко. Но оглянитесь вокруг. Можно увидеть, что в мире до сих пор существуют зло, обида, ненависть. Значит, любить умеют не все и любят тоже не всех.
Мне очень хочется, чтобы вы умели любить, чтобы вас всегда любили. Я думаю, наш урок поможет вам.
Сегодня мы поговорим с вами о творчестве А.П.Платонова. Сообщение обучающегося о биографии Платонова.
Что ты ищешь, Диоген, днем с фонарем? - спрашивали его афиняне
-Я ищу человека, - отвечал он. -
-Кого именно? Меня? Его?
-Ищу человека, - повторял мудрец, вглядываясь в лица своих сограждан, и продолжал свой путь по городской площади.
И.Кузьмичев. «Литература и нравственное воспитание личности».
- Как вы думаете, какого человека искал Диоген?
О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
Сформулируйте тему нашего урока.
Поставьте перед собой цели сегодняшнего урока.
- Мы продолжим урок, выбрав к нему эпиграф. У вас на столах распечатки. Выберите из предложенных вариантов тот, который больше подходит к теме урока. Объясните, почему выбрали этот вариант?
1. Верю я, придёт пора,
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра. (Б.Пастернак)
2. Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья. (М.Ю.Лермонтов)
3. Человек определяется тем, каков он наедине со своей совестью. (О.Волков)
4. Я счастлив счастием, мне чуждым,
И грустен горестью чужой;
Чужим несчастиям и нуждам
Готов помочь я всей душой. (И.Суриков)
5. А он, мятежный просит бури,
Как будто в бурях есть покой. (М.Ю.Лермонтов)
-Почему никто не предложил 5 вариант? (Юшка тихий, безобидный человек, а не бунтарь).
-Какое впечатление на вас произвел рассказ «Юшка»? Объясните.
Как звали главного героя? Когда автор упоминает его имя?
Определите композиционные элементы рассказа. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка.
Платонов говорил: «Без меня народ неполный». Как вы понимаете эти слова? (Каждый человек неповторим, ценен, необходим).
-Считают ли так герои рассказа? Кто? (Юшка).
-Как выглядит этот человек? Найдите описание Юшки и зачитайте.
-Могла ли нравиться такая внешность людям?
-В какой одежде он ходил?
-Где Юшка жил и чем питался?
-Как Юшка работал?
- Есть ли что-то необычное в его внешности? (Глаза).
- Что отражается в глазах Юшки? Что вы увидели? ( Ему больно. В глазах слезы. Плачет душа.)
- Отчего же ему больно и за что обидно?
Перечитаем диалог Юшки и веселого прохожего.
Самостоятельная работа: «Отношения Юшки к окружающим его людям и их отношение к Юшке»
Самостоятельная работа.
(Проверка на слайде)
Окружающие Юшка
-дразнили -ничего не отвечал
-обижали -не гонялся
-издевались -не обижался
-смеялись -никого не ругал
-обвиняли в своих несчастьях -жалел всех
-удивлялись -радовался
-не понимали -верил, что его любят, но не понимают
-считали лишним -«…без меня тоже нельзя…»
-«…хоть бы ты помер…» -«...мы все равны…»
- Какое слово находит Платонов, чтобы выразить отношение детей к Юшке? Терзали. Какое лексическое значение имеет слово «терзали»? Это слово имеет два значения: Терзать 1-разрывать на части; 2-мучить нравственно.
-Как относились к Юшке дети и подростки?
-Как вел себя Юшка?
-Почему они снова бросали в него комья земли, толкали, ударяли его?
-Но почему Юшка не сердился на детей, а даже радовался?
-Почему дети, которые только начинают жить, терзают Юшку? Чего они ждут от него? Давайте, ребята, прочитаем этот отрывок.
Подберите синонимы к слову «терзать».
Какой эпитет, характеризующий Юшку, можно подобрать?
Как понимаете это слово? (Необычный, непохожий на других)
-Как еще называют таких людей?
-Прочитайте слова на слайде. Как вы их понимаете? (Блаженный, сокровенный)
-Прочитайте объяснение словам в словаре.
Блаженный – осененный благодатью, в высшей степени счастливый; глуповатый.
Сокровенный – нечто скрытое до поры, дорогое, свято хранимое и тайное, задушевное.
-Являются ли данные слова синонимами? Что их объединяет?
-Судя по тому, как люди относятся друг к другу, можно сказать, что является основой их жизни? (Для окружающих – злоба и ненависть, для Юшки – любовь и доброта) (на слайде)
-Всегда ли Юшка был покорным? (Нет)
-Был ли Юшка счастлив среди людей? А где ему было хорошо и спокойно? (На природе)
-Что еще необычного сделал Юшка в жизни? (Заботился о приемной девочке)
-Каждый ли человек может так поступить?
- Как одним словом можно назвать все поступки Юшки? (Нравственные)
-Как понимаете это слово?
-Легко ли быть таким человеком? Почему?
-Можно ли сказать, кто из героев оказался сильнее: Юшка или окружающие? (Юшка)
-В чем его сила?
На что похож рассказ Платонова? (На притчу)
-Что это за жанр? ( В его основе лежит поучение, заповедь) (определение на слайде)
Слайды: Из Евангелие, Поучение Владимира Мономаха.
-Какую заповедь оставляет нам Платонов? (Нужно любить человека, никто на земле не лишний, все имеют право на жизнь, добро побеждает зло)
- А что значит любить? В чем проявляется любовь? (на слайде в виде ромашки)
-милосердие -сострадание
-доброта -внимание
-забота -жалость
-участие -сочувствие
Человек, как звезда, рождается
Средь неясной, тревожной млечности,
В бесконечности начинается
И кончается в бесконечности.
Поколеньями созидается
Век за веком земля нетленная.
Человек, как звезда, рождается,
Чтоб светлее стала вселенная.
Дмитрий Голубков
Итог урока:
-О чем вас заставил задуматься рассказ?
-Платонов доносит до нас вечные ценности, которые дадут возможность человеку в современном мире не потерять себя, своей души. Именно любовь дает нам право называться людьми.
Составим формулу жизни по Платонову:
ЖИЗНЬ ЛЮБОВЬ К ЛЮДЯМ
ТРУД СОСТРАДАНИЕ
ДОБРО ПРАВДА
Рефлексия
Что бы вам хотелось положить в копилку своей души после сегодняшнего урока?
Прочитайте высказывания известных людей. Запишите себе в тетрадь то
высказывание, которое вам больше всего понравилось. И пусть оно будет
заголовком вашего мини-сочинения.
Великое – не умирает. И.В. Панфилов
Без подлинной любви к человечеству нет подлинной любви к родине.
А. Франс
Уважай в себе и других человеческую личность. Д.И. Писарев
Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.
Б. Паскаль
Великие души переносят страдания молча. Ф.Шиллер
Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека. М Горький
Чтобы понимать человека, надо уметь поставить себя в его положение, надо перечувствовать его горе и радость. Д.И Писарев
Нет величия там, где нет простоты, добра и правды. Л.Н.Толстой
Учитесь отдавать любовь легко,
Без жалоб, без стеснений, без упрека,
Чтобы внутри все пело и цвело
И чтоб снаружи радовало око.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ