Конспект урока по Литературе "М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. КАВКАЗ В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ ПОЭТА" 8 класс
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 8 КЛАССЕ
ТЕМА: М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. КАВКАЗ В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ ПОЭТА.
ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с фактами биографии Лермонтова;
выяснить, какую роль играл Кавказ в жизни поэта;
вызвать интерес к жизни и творчеству поэта;
развивать у учащихся творческое мышление, воображение.
ОБОРУДОВАНИЕ: карта путешествий поэта по Кавказу; портреты;
фотоснимки и литографии тех мест, где бывал Лермонтов;
выставка снимков с его рисунками, относящимися к Кавказу.
ЭПИГРАФЫ: Тебе,Кавказ , суровый царь земли,
Я посвящаю снова стих небрежный.
М.Ю.Лермонтов.
Люблю я Кавказ!
М.Ю.Лермонтов.
ХОД УРОКА.
1.Вступительное слово учителя о теме и цели урока.
*Кавказ для Лермонтова – символ вольной, неукротимой, самобытной природы; это край уходящих в небо вершин и буйно цветущих садов; вольнолюбивых людей, еще не испорченных цивилизацией; это земля, таинственным образом связанная с судьбой поэта.
2.Литературная композиция на тему «Кавказ в судьбе Лермонтова».
(выступают учащиеся 8 класса)
1)Еще в детстве Михаил Юрьевич Лермонтов трижды побывал на Кавказе вместе с бабушкой. Бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева,обеспокоенная здоровьем внука, который постоянно болел и до четырех лет не мог ходить самостоятельно, решила свозить его в Горячеводск, на Кавказские минеральные воды. Одна бабушка ни за что бы не решилась на эту поездку, так как обстановка на Кавказе была неспокойная. Но брат бабушки Николай Алексеевич Столыпин тоже собирался на Кавказ. Он получил в наследство от отца имение на Кавказе и собирался там наводить свои порядки.
- Едем, сестра! – бодро восклицал он. – Довезем тебя в целости на погибельный Кавказ вместе с Мишей – он там вылечится и будет по горам лазить, горцев моей саблей рубить! Он у тебя боевой.
Не надо забывать, что на Кавказ назначен Алексей Петрович Ермолов: он строит крепость Грозную перед Владикавказом, и укрепленная эта крепость заставит присмиреть чеченцев. Надо надеяться, что путешественников они не тронут.
Поедем с оказией, с воинской частью, под прикрытием пушек. А Миша пусть не трусит и с детства приучается к опасностям войны. Кто знает, возможно, что он станет военным.
Но бабушка возражала:
- Нет, нет, Мишу я не пущу в военную службу! Я с ним не могу ни на минуту расстаться. Пусть лучше он станет художником – целый день чертит то мелком, то карандашом.
2) Долго ехали по равнинам и полям, ночуя на постоялых дворах. Недели через две после начала путешествия солнце стало жарче и искристей. Вскоре подъехали к казачьей станице Екатериноградской. (Показать на карте).
В дороге встречались люди в необычной местной одежде, в черных громадных лохматых папахах, с оружием в руках. Слышалась небольшая перестрелка за горой.
3) Сестра бабушки Екатерина Алексеевна Хастатова жила со своей семьей на Кавказе в имении Шелкозаводск. Обе сестры, радуясь встрече, старались не разлучаться ни на минуту. Так в семейных разговорах прошло несколько дней. А Арсеньева повторяла свое: надо лечить Мишеньку серными водами, надо ехать в Горячеводск.
4)ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА. (рассказывает ученик –Авдонин Алексей) Горячеводск ( после 1830 года – Пятигорск). Но в те годы еще не было ничего сделано для лечащихся, хотя слава о горячеводских источниках разнеслась далеко. Царское правительство не отпускало денег на благоустройство. Около обильно текущих источников образовывались ямы, в них скапливалась вода, и туда погружались больные, а для детей приносили с собой или корыта , или же небольшие ванны.
С Горячей горы лилось так много воды, что почти в любом месте можно было вырыть себе маленький прудик и купаться там вволю. Но сколько времени надо было купаться – никто еще толком не знал.
Раненые из горячеводского госпиталя лечились под наблюдением медиков, военным приказывали брать ванны до тех пор, пока они не излечатся, - так постепенно стали устанавливать, какой срок нужен для того, чтобы их вылечить: одному – две недели, другому – месяц , а кому и дольше. Вылеченных посылали на Кислые Воды – купаться в нарзанном источнике. Нарзан – напиток Нартов, сказочных богатырей, вода, дающая силу ослабевшим людям. И о таком лечении рассказывали чудеса: больные поправлялись за лето.
Но госпитальные медики лечили только военных, а прочие больные должны были лечиться по своему усмотрению. Поэтому помещики привозили с собой докторов, и те устанавливали особый режим для своих больных. Но что было плохо – в Горячеводске было очень мало жилых домов, город еще не отстроился, поэтому приезжие жили в своих дорожных экипажах и кибитках, приходилось и ночевать там и спасаться от дождя. Но погода была так хороша и постоянное пребывание на свежем воздухе так полезно, что неудобства забывались, и больных прибывало все больше и больше.
5) Вскоре лечение Мишеньки было окончено, у него прошли все сыпи и нарывы, а сам он, налившись светом благодатного теплого солнышка, соками ароматных летних фруктов, поздоровевший и окрепший от целебной воды, стал ходить один, без помощи нянек и дядек.
6) Екатерина Алексеевна любила хвалить Шелкозаводск: «Это рай земной!» Имение было расположено на границе русской с горскими племенами.
- А не страшно ли тут жить? – спрашивала Арсеньева. – Не зарежут ли нас в твоем земном раю? Мне на днях снилось, что на берег Подкумка выходит чеченец с большим кинжалом.
По ночам нередко слышались звуки набата, Екатерина Алексеевна повторяла ,что тревожиться нечего и спокойно шла укладываться спать. Арсеньева же , слыша ружейную перестрелку, чувствовала припадок сердцебиения. А Миша хватался за кинжал и хотел идти воевать, его едва удерживали дома.
СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
*И как знать, не навеянная ли этими детскими впечатлениями, создалась Лермонтовым впоследствии «Казачья колыбельная песня».
(Исполнение песни – поют под аккомпанемент баяна Плеханов Сергей и Новиков Эдик))
СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
*Шелкозаводск находился близ Георгиевска, в Терской области. (Показать на карте). Местоположение его радовало глаз, оттуда были видны снежные горы, а в хорошую погоду могучий белоснежный Казбек, облитый розоватым светом солнца. Терек протекал невдалеке и, несмотря на то, что посещать низкие, пустынные берега реки, густо заросшие кустарником и деревьями, было небезопасно, Хастатовы возили своих гостей показывать Терек – любимую ими бурную, мутную реку, крутящую мелкие камни на своем пути.
Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят,- писал Лермонтов после.
7) От детей скрывали, что нередко по ночам бывали перестрелки. Тогда Екатерина Алексеевна надевала бурку, снимала со стены ружье и выходила вместе с мужчинами.
Опасность ночных перестрелок не умаляла прелести кавказской жизни, и только осенью Арсеньева с неохотой решила покинуть Кавказ.
От первого путешествия на Кавказ осталось в памяти роскошное небо цвета бирюзы, ярко-зеленые горы и низкие равнины, а на них - всадники, мчащиеся на тонконогих конях. Долго помнилась горячая голубоватая серная вода; в этой воде купались. Воду, которую доставали стаканами из серного источника, тянули через серебряные трубочки, чтобы не чувствовать ее вкуса.
СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
*Два раза Миша ездил на Кавказ,но тогда он был еще слишком мал,чтобы разбираться во многом. Именно третья поездка произвела на 10-летнего Лермонтова очень глубокое впечатление: «Все, все в этом крае прекрасно». Он пытливо вглядывался в природу Кавказа и в людей, населявших этот удивительный край. Он любил гулять по горам и с вершин их видел перед собой цепь снежных Кавказских гор. Миша задумывался, глядя вдаль. Кавказские горы приучили его любоваться небом.
Любовь к Кавказу Лермонтов выразил в своих стихах, написанных ритмической прозой. Это было вашим домашним заданием.
(учащиеся рассказывают стихи в прозе – 3 отрывка, дан-
ных в учебнике)
СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
*Покидая Кавказ, 10-летний Лермонтов страстно мечтал вернуться в этот край, который произвел на него огромное впечатление. В Тарханах он рисовал горы, бурные реки , всадников, лошадей. И вот спустя много лет , став взрослым, после своей первой ссылки на Кавказ он пишет картину «Воспоминание о Кавказе».(Обратиться к картине). Лермонтов очень хорошо писал масляными красками по воспоминаниям разные кавказские виды. Эта картина навеяна кавказскими впечатлениями. В одном из писем 1837 года поэт рассказывает, как он, « одетый по –черкесски, с ружьем за плечами», странствовал по Кавказу, «ночевал в чистом поле, засыпал под крик шакалов».
ВОПРОС: Какие ощущения у вас вызывает эта картина?
*Картина вызывает у зрителя ощущение тревоги, предчувствие опасности, подстерегающей всадников.(Контрастное сочетание темного и светлого тонов, неспокойный колорит картины, длинные закатные тени).
СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
*Мальчик Миша вырос и стал поэтом Михаилом Юрьевичем Лермонтовым. Судьба его сложилась так,что он вновь должен был попасть в те края, которые поразили его в детстве.
В 1837 году за сочинение «непозволительных стихов» на смерть Пушкина «Смерть поэта» корнет Лермонтов был переведен «тем же чином в Нижегородский драгунский полк», стоявший на Кавказе, то есть его отправили в ссылку.
8.) ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.
Кавказ тогда был только что присоединен к России; отдельные горские племена не признавали себя покоренными, между вооруженными горцами и русской армией то и дело происходили столкновения, то есть по существу шла война. Под пули горцев и отправил Лермонтова Николай 1.
9).Так Лермонтов вновь оказывается на Кавказе. Но поэт не сразу попал в приписанный ему полк. Этому помешала болезнь. В письме своему другу он сообщает: «Простудившись дорогой, я приехал на воды весь в ревматизмах; меня на руках несли люди из повозки, я не мог ходить – в месяц меня воды совсем поправили; я никогда не был так здоров». Целебные воды Кавказа , как и в детстве, опять помогли Лермонтову, слабому здоровьем.
СЛОВО УЧИТЕЛЯ.(Обратиться к картине-литографии «Вид гостиницы и части города Пятигорска»).
*Пятигорск предстал перед Лермонтовым обновленным городом. На рисунке видна часть города, примыкающая к подножию горы Машук, а на заднем плане виден «пятиглавый Бешту». Впечатления о пребывании в Пятигорске отразились в романе «Герой нашего времени», который вы будете изучать в 9 классе.
«Вчера я приехал в Пятигорск , нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подножия Машука: во время грозы облака будут спускаться до моей кровли», - таков зачин повести «Княжна Мери», действие которой сначала происходит в Пятигорске, затем в Кисловодске. (Картина «Домик Лермонтова в Пятигорске»).
Пятигорские пейзажи всегда привлекали внимание Лермонтова и воссоздавались в его произведениях. Посмотрите картину «Вид Пятигорска», написанную Лермонтовым. Здесь запечатлен вид на город со стороны аллеи, ведущей к гроту.
ВОПРОС: Каким изображен город Пятигорск на картине Лермонтова?
Чем удивителен этот город?
10). Поэт был очень рад вновь увидеть те места, которые ему так дороги с детства. Детские впечатления ожили в сердце поэта. Со слезами на глазах он смотрел на снеговые вершины гор.
(Чтение стихотворения «Синие горы Кавказа, приветствую вас»)
11). Еще в детские годы, бывая на Кавказе, Лермонтов слышал горские легенды и предания. Они поразили его и вдохновили на создание романтических поэм. В ссылке поэт стремился узнать новые сказания. Многие из них дали толчок его творческому воображению. Без знания Кавказа и устного поэтического творчества его народа нельзя было написать «Мцыри», «Демон», «Беглец».
12). Ссылка на Кавказ оказалась очень благотворной для Лермонтова. Она дала ему возможность увидеть людей большого сердца и сильных страстей, насладиться величественной природой, познакомиться с поэтическим творчеством народов Кавказа. Кавказ стал для поэта символом свободы, мужества и красоты. Он был близок ему по духу.
13). В начале1838 года , благодаря хлопотам бабушки, поэта переводят в Гродненский гусарский полк, а затем в Петербург.
Первая ссылка кончилась, но вскоре за ней последовала и вторая.
*О дальнейшей судьбе Лермонтова вы узнаете на будущий год , в 9 классе.
3.РАБОТА СО СТИХОТВОРЕНИЕМ «КАВКАЗ».
*Именно по воспоминаниям детства , в 1830 году, Лермонтов пишет стихотворение «Кавказ».
- Какие факты биографии легли в основу стихотворения?
- Как вы думаете, почему Лермонтов называет вечер розовым?
*Поэт любил вечера. Розовый вечер – это величественные горы Кавказа в лучах заходящего солнца.
- Какие чувства выражает поэт в стихотворении?
*Глубокая и неизменная любовь к Кавказу.
- А сейчас попробуйте нарисовать рисунок по впечатлениям от урока, по картинам, созданным в стихотворении. Даю вам на это 8
минут.(Рисунок-эскиз.) (Оценки)
4. А теперь скажите, почему я взяла к уроку эти эпиграфы? Как они связаны с нашим уроком?
5. И еще раз обратимся к картинам Лермонтова.
*М.Ю.Лермонтов был одним из первых русских живописцев, посвятивших свои картины изображению Кавказа. Кавказская природа для него была «чудным миром», «где люди вольны , как орлы». Большинство кавказских картин Лермонтова написано по воспоминаниям. Только во время пребывания в Гродненском гусарском полку в 1838 году поэт написал 12 картин. Их бесспорная схожесть с подлинными кавказскими ландшафтами объясняется цепкой зрительной памятью поэта.
Посмотрите картину «Военная Грузинская дорога близ Мцхета». Исследователи предполагают, что картина была написана поэтом с натуры во время его путешествия по старой Военно-Грузинской дороге. В пути Лермонтов повстречал одинокого монаха, горца, который еще ребенком был пленен генералом Ермоловым и оставлен при монастыре
ВОПРОС: Замысел какой поэмы возник у Лермонтова после путешествия по старой Военно-Грузинской дороге? («Мцыри»)
6. А теперь обратимся к портретам Лермонтова.
*Автолитография Пруцких «М.Ю.Лермонтов» 1940 г. Фон рисунка заставляет вспомнить, какое большое место занимала тема Кавказа в творчестве Лермонтова. Об этом проникновенно писал В.Г.Белинский: «Кавказ был колыбелью его поэзии, так же, как он был колыбелью поэзии Пушкина, и после Пушкина никто так поэтически не отблагодарил Кавказ за дивные впечатления его девственно величавой природы, как Лермонтов…» (написать под портретом на плакате).
Автопортрет «М.Ю.Лермонтов» написан в то время,когда Лермонтов был выслан на Кавказ за «непозволительные стихи» «Смерть поэта» в 1837 году. На поэте мундир Нижегородского драгунского полка. Фоном портрета является кавказский вид.
7.И в заключение проведем небольшой тест по творчеству Лермонтова.
8. Итог урока. Рефлексия.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ