Конспект урока по Литературе «А. Г. Вагин - художник, поэт»



Леснова Галина Андреевна, МБОУ «Осиноплесская средняя общеобразовательная школа», учитель русского языка и литературы



Свою нелегкую жизнь

я прожил с искренней

любовью к Родине, к

природе, к людям.

/ А. Вагин/

Урок литературы

« А. Г. Вагин - художник, поэт»


Ход урока.


I. Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с творчеством нашего земляка Андрея Григорьевича Вагина. Это заслуженный художник России, график, поэт.

Нашего земляка, Заслуженного художника и поэта Андрея Григорьевича Вагина, знают далеко за пределами России. Его работы находятся в 25-ти музеях и картинных галереях нашей страны. Андрей Григорьевич принимал участие в выставках России и за рубежом.

В городе Новокузнецке его выставка была два раза: в 2001 и 2002 году.

Родина художника – небольшой хутор (часть села Ашмарино) в Новокузнецком районе.

Вот как он сказал об этом:

Я родился в Ашмарино,

В живописном селе.

Неба светлого зарево

Стало радостно мне.

Мы с вами знаем много художников: Репина, Саврасова, Маковского, Левитана, Серова, Куинджи и многих других. Они знамениты своими картинами. Они не писали ни стихов, ни рассказов.

Но были художники, которые писали и картины и замечательные повести и рассказы. Это Перов и Васнецов. Они жили в XIX веке. Андрей Вагин тоже писал стихи. Они сегодня будут звучать весь урок.

II. Основная часть.

1 ведущий: Андрей Вагин родился в 1923 году. Время было тяжелое.

И в памяти моей живут

И детский плач, и женский труд…

Как будто все было вчера.

Проспавшись, но еще голодный

Я бегал по росе холодной,

В реке купался и удил,

По – своему счастливым был.

Всегда с мальчишками дружил,

С собакой, кошкой дружно жил. А по зимним вечерам Наведывались волки к нам. И в зимней темноте густой Я слушал лай и волчий вой.

- Каким рисует поэт свое детство? (Трудным, голодным, но счастливым)

- Подтвердите свой ответ строчками из стихотворения


2 ведущий: Детство Андрея было трудным, часто голодали. Но семья была дружная, все делали вместе: и работали и отдыхали.

Но в жизни всякое бывало: То все, от засухи сгорало – На семью хлеба не хватало, То лошадь молнией убило … В той жизни много горя было. Крестьянский труд тяжелый

был. Я это помню – не забыл. Как только малость я подрос, Ходить стал с мамой на покос. Мы дружно сено убирали, Картошку осенью копали, Потом весной её садили, Вдвоем окучивать ходили.


3 ведущий: Через всю жизнь пронес Андрей Вагин любовь к матери:

Я снова вспоминаю свое

детство И материнское тепло ко мне А грело нас взаимное

кокетство И душ тепло в суровой

стороне.


Она меня так горячо любила! Питался долго материнским

молоком. Она меня кормила и поила, И разрешала бегать босиком.


Ночами часто я не засыпаю И вижу образ матери моей. Всю жизнь ее любимой величаю

И нет на свете женщины

милей.

- Найдите в стихотворении слова, которые говорят нам о любви поэта к матери (материнское тепло, тепло душ, любимой величаю, нет на свете женщины милей)


4 ведущий: Андрей очень любил природу. Когда на душе было тяжело, он убегал в рощу или к реке. Окружающая среда, природа удивляла мальчика, развивала воображение. Постепенно складывался мир души, трепетный и прекрасный, рождалось чувство родины. И рождались чудесные стихи:

Я от земли счастливей стал. И о тебе, Земля, писал.

Я от природы чародей. И от нее я стал светлей. Природа, воздух и земля Поэтом сделали меня

- Что повлияло на формирование Вагина как поэта? (Природа, Земля)

- Почему слово Земля поэт пишет с большой буквы? (Потому что для него Земля – это весь окружающий его мир: земля, солнце, небо, воздух, природа, люди)

5 ведущий: Но путь к славе был нелегким. В городе Осинники Андрей закончил 7 классов, школу ФЗО. Потом работал на шахте. Когда ему было 18 лет, началась война. И Андрей уходит добровольцем на фронт. Под Сталинградом был тяжело ранен.

Позже он пишет:

Нашу молодость – светлые годы Унесла в свою пропасть

война. Испытали лишенья, невзгоды, Отдавали себя до конца. Не многим пришлось остаться

живыми, Мирным солнцем согреть

сердца.

- Найдите в толковом словаре значение слова «пропасть». О какой пропасти говорит поэт?


В 1945 году он вернулся домой, в Осинники. В 1949 году поступил в художественное училище в городе Горьком. Это было счастье!

На практику приехал в Осинники. И снова хлынули в душу сибирские леса, яркие закаты, которые отражались в реке.

После окончания училища его направили в Барнаул. В 1954 году началось освоение целины. И Андрей Вагин стал рисовать целинные степи, бескрайнее небо над полем. В Барнауле сделал две выставки. Здесь, с целины, начинается художник Андрей Вагин.

И кто в работе честен был, Тот награду получил. Женились многие тогда И остались навсегда В сибирских деревнях и селах. Стали жить в квартирах новых. С песнями веселыми Стали новоселами.


1 ведущий: Художник рисует серию картин на тему «Так поднималась целина».

Вот перед вами картина «Обед на полевом стане» (на экране –репродукция)


Она выполнена гуашью. Яркое, палящее солнце. Две палатки, покрытые брезентом. Справа бочка с водой и мужчина, с наслаждением пьющий воду. А в центре картины – стол, за которым собрались целинники на обед.

И еще одна картина на эту же тему.

Она выполнена на линолеуме, поэтому называется линогравюра. Название картины «Целина» (на экране –репродукция)

Художник избирает прием силуэтности: Он рисует силуэты пластов земли в свежей борозде, линии уходящих вдаль борозд, проложенных плугом.

2 ведущий: В 1968 году Андрей Вагин был принят в Союз художников. Начинается новый этап творчества. Он избирает технику линогравюры, полностью отдается только пейзажу.

В этот период художник возвратился в мыслях к ярким детским воспоминаниям, в линиях зазвучали музыкальные ритмы. Названия линогравюр поэтические:

«Песня журавлиная», «До свидания, птицы», «Лебединая симфония» (на экране – линогравюры)

В этих картинах отразился поэтический строй души автора. Эти пейзажи прекрасны и лиричны. Мы видим полет журавлей и лебедей над просторами Родины.

Мы видим сильные, энергичные линии лебединых крыльев, уводящие птиц на головокружительную высоту.

Композиции этих картин – летящие. Птицы – это символ высоты, устремленности ввысь. И в то же время – это символ человеческой мечты.

3 ведущий: В 1947 году Андрей Вагин был приглашен с другими знаменитыми сибирскими художниками к участию в международной выставке во французском городе Амьене. Он представил там две линогравюры. Одна из них -

«И светла от берез Россия» (на экране – линогравюра)

Работы его получили замечательный отклик зрителей и критики. Какое чудесное название он дал своей работе «И светла от берез Россия».

Березка – это символ России. На переднем плане 5 берез. А за ними – целая рощица. Они молодые, стройные, белые, от них льется свет. Вдали летят журавли. Андрей Вагин с любовью и нежностью говорит в своем стихотворении о березке:

Береза! Как же ты красива! И красота в тебе, и сила, И чистота, и благодать. Лишь о тебе стихи слагать. И песни петь в рассвете дня…


Ты лучший лекарь для меня. Ты можешь соком угостить, Отваром листьев напоить… В тебе энергия здоровая

живет, И песни о тебе сложил народ.

И он в тебе души не чает, Тебя родною величает.


4 ведущий: Образ света постоянно присутствует в стихах Андрея Вагина.

Я пью глазами свет земной,

Как воду пьют из родника.

Он – божий свет, он всем

родной, Он к нам идет издалека. Пока живем и светом дышим, Пока надеждами полны, Мы в этом свете звуки

слышим, Свет видим солнца и луны. Свет видим звезд на небе

синем В прозрачной темной синеве; В небесном мареве красивом Свет ярких звезд приятен мне. Мне пить бы, пить бы свет

лучистый,

Что бог на землю людям шлет

Свет беспредельно ясный,

чистый, Приятный, сладкий, словно

мед.

- Какие изобразительные средства использует поэт, чтобы выразить свои чувства? (повторы, метафора, эпитеты, сравнения)

1 ведущий: Давно отгремела война. Но Андрею Вагину по ночам часто снились фронтовые ужасы, одолевали кошмарные сны. Болели раненые ноги. И он решил сделать линогравюры о войне.

Перед вами две работы.

Посмотрите внимательно на картину « Годы военные».

- Какой цвет в ней преобладает? Почему? (Черный цвет. Здесь он символ горя.)

- Кого мы видим на переднем плане? ( Женщину с ребенком. Она провожает мужа на войну.)

-Как вы думаете, почему художник нарисовал только силуэты мужа и его товарищей? (Потому что таких мужчин, уходящих на войну, были сотни тысяч)

- Картина вытянута вертикально, и мы видим длинную, уходящую вдаль дорогу. Что хотел показать этим приемом художник? (Трудный и долгий путь ожидает уходящих на фронт. Многие из них не вернутся).

- Каким настроением пронизана картина? (От картины веет печалью и скорбью.)

Каждый из запечатленных на картине мог сказать:

А через час пойдем и мы,

Пойдем в атаку на врага, Уйдем, быть может, навсегда.


Сражались мы, сибиряки, Сходились с немцем на

штыки. На всех фронтах война

гремела, Но умирать нам не хотелось. Хотелось дольше устоять, Врагов с родной земли

прогнать. Громили их на всех фронтах, И в городах, и в деревнях, В горах, степях и в небесах, В болотах и глухих лесах. Под Тулой, Вязьмой, под

Москвой

Мы дали им жестокий бой.

- Какое чувство объединяло бойцов-сибиряков? («умирать нам не хотелось. Хотелось дольше устоять, Врагов с родной земли прогнать»)

2 ведущий: А вот линогравюра: « На безымянной высоте».

Мы видим силуэты четырех солдат. В центре во весь рост изображен боец с автоматом в одной руке и гранатой в другой. Остальные лежат на снегу и стреляют по врагу

- Слова какой песни приходят на память, когда смотришь на эту картину? («На безымянной высоте») (Звучит фрагмент песни)

3 ведущий: Андрей Вагин любил рисовать лесной пейзаж. Он говорил: «Лесной пейзаж – это задушевная музыка с большим разнообразием звуков. Более всего меня волнует весенний лесной пейзаж. В великолепном кружеве ветвей чувствуется дыхание жизни, пробуждение, мерцание удивительного света».

(Звучит тихая музыка «Времена года» П. И. Чайковского)

Вот как он говорит об этом в своем стихотворении:

Какое солнце золотое Встает над голубой землей! Весны дыханье молодое Парит чуть видимой волной. Какая ты, земля, красивая В весеннем солнечном краю! Какая радостно-счастливая! Я о тебе в стихах пою.


Люблю весеннее цветенье, Прозрачных долей синеву, Цветка весеннего свеченье, Луча весеннего струю.

- Каково настроение этого стихотворения? Какие чувства испытывает поэт? Найдите эпитеты, с помощью которых поду удалось передать свое настроение и чувства (Настроение - бодрое, радостное. Поэт любит природу, восхищается ей).

Андрей Вагин умеет передать и в пейзажах и в стихах разное состояние природы, открыть неоткрытое. Вот отрывок из стихотворения:

Люблю леса, одетые снегами И неба зимнего стальную

синеву, Репейники, украшенные

снегирями, И желтым пламенем горящую

траву. Люблю зимы холодное

дыханье, Ее стерильную земную

чистоту, И миг с трескучими морозами

прощанья, Извечную зимы святую

красоту.

- Эти стихи можно написать под линогравюрой А. Вагина «Причуды зимы»? Почему? (на экране – линогравюра)

(Мы видим на ней «стерильную чистоту»: снег белый, слепит глаза. Лес весь одет снегом. Мы видим причудливые формы снега, как в сказке. Чувствуем холодное дыхание зимы)

Память часто возвращает поэта в счастливые места детства, где речка Кондома, на берегах которой цветет черемуха, где такая прекрасная золотая осень, а поздняя, с затяжными дождями, - неуютная и холодная.

Уж прохладно, уж солнце не

греет

И по листьям шуршит

ветерок. С каждым днем все стает

холоднее, Блеск снежинок – на зиму

намек.


Не поют уже птички –

синички, Не вернулись с полей

воробьи. Гаснут теплого лета

привычки, Не курлычут уже журавли.


Это поздняя осень настала. Она выглядит мрачной такой. В летней жизни природа

устала И уходит на зимний покой.

- Какие приметы поздней осени вы находите в стихотворении? Каково настроение автора? Найдите в стихотворении олицетворения.

(Нежная грусть, печаль: птички- синички, ветерок; гаснут теплого лета привычки, природа устала)


4 ведущий: А вот перед нами золотая осень. Линогравюра называется «Пора осенняя»

Если бы картина была цветная, мы бы увидели буйство красок: еще зеленые молодые сосны, салатовые листья на молодых кустах слева, бардовые, красные – на осинках; пожелтевшие – на березках.

Увидели бы чуть пожелтевшую траву, а кое-где еще зеленую. Вода уже не отливает голубизной. Небо стало ниже, но на нем нежные голубые облака.

1 ведущий: Андрей Вагин - художник- патриот. Он любит Россию пламенно и нежно.

Он любуется златоглавыми куполами церквей, любит слушать вечерний колокольный звон. Посмотрите на две его картины на эту тему: «Святая Русь», «Ростовские звоны» (на экране – репродукции)

Как вы думаете, под ними можно написать такие слова из стихотворения Андрея Вагина:

Златоглавая ромашковая

Русь, Испокон веков святая. Я всю жизнь тобой горжусь. Ты светла от края и до края. И березы, и ромашки

расписные Разливают свет со всех

сторон. Купола блестят златые, Льется колокольный звон.

- Какие чувства испытывает поэт к Родине? (Любовь и гордость).

- Какие эпитеты говорят о любви поэта к своей Родине? (Русь – златоглавая, ромашковая, святая, светла; березы и ромашки – расписные)

(Звучит фрагмент песни «Вечерний звон»)

2 ведущий: В 1999 году Андрей Вагин побывал у себя на родине. «Сердце сжималось, когда смотрел на совершенно голые, ранее поросшие лесом лога и горы, обмелевшую, мутную реку моего детства Кондому, в которой когда-то водилось много разной рыбы, а вода была как стеклышко. Со слезами смотрел на пустое место, где была прекрасная березовая роща».

Какие чувства звучат в стихотворении, написанном после этой поездки:

Боже мой, куда же ты

девалась Золотая роща детства моего?

Ни пенька, ни ветки не

осталось – Все ушло куда-то в небытие. Я не знал, что этой милой

роще Умереть так рано суждено. Видно смерть, скрывая свои

мощи, Шла с косою к роще уж

давно. Кто-то плюнул в золото

земное, Не подумав, рощу истребил. Кто-то ранил сердце молодое Кто-то чью-то душу загубил.

(Боль, горечь, обида, печаль)


3 ведущий: В 1993 году была организована юбилейная выставка. Андрею Вагину было 70 лет. Собрались все, кто любил и ценил его искусство. Пришло много писем и телеграмм со всех концов России. Сотрудник музея – усадьбы Чехова из Мелихова написала такие слова: «Вы сильный и светлый человек, дай Вам Бог радости в жизни и работе. Вы несете в мир красоту и добро, а это особенно необходимо в такие смутные времена».

III. Заключительное слово учителя.

Андрей Григорьевич Вагин прошел к славе долгий и трудный путь и достиг известности в России и за рубежом, ибо имел, по его словам, «большие способности, умную голову, светлую душу и прилежное трудолюбие».

Я надеюсь, ребята, что вы на всю жизнь запомните нашего земляка Андрея Григорьевича Вагина, его замечательные картины, стихи и линогравюры.


Литература

  1. Вагин, А. Г. Стихи [Текст ] - Барнаул, 2001.

  2. А. Вагин «Сибириада. Поэма» г. Барнаул, 1997 г.

  3. А. Вагин «Дорога в искусство» г. Барнаул, 2002 г.

  4. Брошюра «Четвертая персональная выставка. 75 лет» г. Барнаул,

1998 г.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ