Конспект урока внеклассного чтения в 5 классе "Отечественная война 1812 года в музыке,живописи, литературе"

1. Гусева Татьяна Васильевна

2. МБОУ "СОШ №31" г. Череповец

3. Учитель русского языка и литературы





УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 5 КЛАССЕ

«ЛИСТАЯ ПРОШЛОГО СТРАНИЦЫ».

(1812г. в литературе, музыке, живописи)

Цели:

  • познакомить обучающихся с эпохой отечественной войны 1812 года, дать представление о русской и французской армиях;

  • познакомить обучающихся с поэтами-участниками военных действий, с творчеством В.Верещагина;

  • развить умения отбирать материал на определённую тему, строить связный, развёрнутый ответ;

  • формировать умение работать с дополнительными источниками информации;

  • воспитать чувство патриотизма.

С родной земли умри – не сходи.

Пословица.

После битвы нет врагов, есть только люди.

Лексика урока:

  • Денис Давыдов;

  • Фёдор Глинка;

  • гусар;

  • А.С. Пушкин

  • С.П. Алексеев;

  • художник-баталист;

  • В.В. Верещагин;

  • Ф. Рубо;

  • апофеоз;

  • В. Моцарт;

  • С. Рахманинов;

  • А. Петров.

Домашнее задание к уроку.

1. Подобрать пословицы о Родине. 2. Прочитать в книге « Вокруг тебя – мир» тему 8, стр. 74-77. 3. Индивидуальные задания для ведущих и чтецов.

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя о целях и задачах урока.

2. Звучит романс А. Петрова на стихи М. Цветаевой из к/ф Э. Рязанова «О бедном гусаре замолвите слово».

3. Ведущий №1.1812 год … Огромная полумиллионная армия французского императора Наполеона I напала на Россию. Он считался опытным полководцем, его армия - самой сильной в мире. Завоевав многие страны Европы, он шёл на Россию. На борьбу с французской армией поднялся весь народ, русскую армию возглавил знаменитый полководец М.И. Кутузов. (Слайд №3).

Еще в древних летописях есть предупреждение одного из завоевателей: «И я детям своим и внукам наказываю: не ходите войной на великую Русь, она век стоит – не шатается, и века простоит - не шелохнется».

4. Выяснение значения пословицы-эпиграфа к уроку. Обучающиеся вспоминают пословицы о Родине и её защите. Учитель сообщает, что на уроке ребята познакомятся с участниками войны 1812 , Ф. Глинкой и Д. Давыдовым.

5. Ведущий №2. Ф. Глинка – поэт, журналист, участник войны 1812 года. За храбрость был награждён золотой саблей. В своих стихах поэт воспевает военные походы, победу русских солдат, их храбрость. (Слайд №4).

6. Чтец №1. Звучит стихотворение Ф. Глинки «Солдатская песнь, сочинённая и петая во время соединения войск у города Смоленска в июле 1812 года.

7. Учитель. Почему стихотворение названо песнью? Каким настроением проникнуто стихотворение? Какова его главная мысль?

8. Ведущий №2. Денис Давыдов, поэт-гусар, герой Отечественной войны, профессиональный военный, во время войны руководил партизанским отрядом. Одним из ярких впечатлений детства была встреча со знаменитым полководцем Суворовым, который заметил резвого ребёнка и, благословив, сказал: «Ты выиграешь три сражения». Позднее сам Д. Давыдов вспоминал: «Я считаю себя рождённым единственно для рокового 1812 года». Он разработал свой план партизанской войны с французами. Рейды по тылам противника наносили врагу значительный ущерб. Герой стихотворений Д. Давыдова – лихой гусар, удалой рубака, искренний, верный Родине и друзьям. В его стихах видим быт солдат и офицеров, шумное веселье в минуты отдыха. (Слайд №4)

9. Чтец №2. Звучит стихотворение Д. Давыдова «Я рождён для службы царской» (на фоне гусарского марша А. Петрова из к/ф Э. Рязанова).

10. Ребята, каким вы представляете себе этого человека? Что он ценит в жизни?

11. Ведущий №1. Война началась отступлением русской армии.(Смотри в книге: С.П. Алексеев. Книга для чтения по истории нашей Родины.–Москва, 1991, стр. 51-52).

12. Ведущий №2. И вот решено было дать бой возле деревни Бородино. Это был страшный бой, он продолжался более 12 часов. (Слайд №5)

13. Чтец №3. звучит отрывок из стихотворения Ф. Глинки «1812» («На Бородинские вершины……к Москве священной отступал»).

14. Ведущий №1. Художник Ф. Рубо создал грандиозное полотно: высота его 14м, длина – 115м. Бородинская панорама находится в Москве, на ней изображены все важные моменты боя. Зритель попадает в центр зала и начинает обозрение.(Слайд№6).

15. Ведущий №4. Итак, у Бородина русские не осилили французов, но ведь и французы не победили русских.(О совете в Филях, пожаре Москвы, деморализации французской армии. Смотри в книге: С.П. Алексеев. Книга для чтения по истории нашей Родины.–Москва, 1991, стр. 58).

16. Чтец №3. Звучит отрывок из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» («Как часто в горестной разлуке….Глядел на грозный пламень он»).

17. Ведущий №5. И вот началось отступление французской армии. (Воспоминания французского генерала Fezensacа в книге: Художник В.Верещагин. Наполеон I в России. Под редакцией В. Кошелева, А. Чернова.– Тверь,1993, стр. 71).

18. Учитель. Что вы знаете о художнике В.В.Верещагине? Давайте посмотрим на картины этого художника-баталиста.(Слайд №7-9. Картины: «Конец Бородинского сражения», «Наполеон ждёт ключи от Москвы», «Зарево Замоскворечья», «Ночной привал великой армии», «Отступление»). Какое впечатление произвели на вас полотна?

19. Учитель. Заканчивается 1812 год. Сражение на Бородинском поле, пожар Москвы, отступление армии французов – всё уже в прошлом. Но всё ли? Дома вы прочитали произведение Ф. Глинки «Последнее уничтожение на Бородинском поле». О каком последнем уничтожении идёт речь? Как автор говорит о французских воинах, погибших в России? Как он относится к поступку вдовы генерала Тучкова? Как бы отнеслись родные убитых, узнав о поступке вдовы? Как вы относитесь к этому? Докажите текстом (Чтение отрывков из текста под музыку Рахманинова «Колокола» ).

20. Учитель. Обратимся ещё к одному эпиграфу: «После битвы нет врагов, есть только люди». Я умышленно не указала автора этих слов. Может быть, вы удивитесь. После Бородинской битвы, когда Наполеон с ужасом осматривал поле брани, кто-то из генералов наступил на раненого солдата, издавшего стон. Наполеон выбранил неосторожного, на что тот сказал, что это не французский, а русский солдат. Тогда Наполеон сердито заметил: «После битвы нет врагов, есть только люди». Как вы понимаете эти слова?

В заключение вновь обратимся к полотнам Верещагина. Учитель говорит о том, что художник-баталист посвятил свои полотна не только Отечественной войне с Наполеоном, но и событиям русско-турецкой войны. Перед нами предстает человек, ненавидящий войну, показывающий ее кровавые последствия.(Слайд № 10-11. Картины: «Забытый солдат», «Побеждённые.Панихида», «Апофеоз войны». Демонстрация картин под музыку В. Моцарта из «Реквием по мечте»).

Почему военным запрещали смотреть эти картины? Апофеоз – прославление, возвеличивание. Верещагин подписал под этой картиной, что она «посвящена всем войнам, которые были, будут». Как вы понимаете главную мысль картины?

21. Рефлексия (итоги урока).

22. Домашнее задание.1. Рассказать о памятниках на территории России, посвящённых войне 1812 года. 2. Самостоятельно создать макет памятника.













































Список литературы.

1. Алексеев С.П. Книга для чтения по истории нашей Родины.– Москва, 1991

2. Вокруг тебя – мир: Книга для ученика. 5 класс. Авторы-составители: А. Делетроз, В. Выборнова и др. – Москва, 1996

3. Глинка Ф. Стихи. - Ленинград, 1957

4. Давыдов Д. Стихи. - Москва, 1975

5. Художник В.Верещагин. Наполеон I в России. Под редакцией В. Кошелева, А. Чернова. – Тверь,1993

6. Пушкин А.С. Евгений Онегин. Роман в стихах. – Москва,1980









Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ