Конспект урока по Литературе "Написанная кровью сердца…" 11 класс

Урок- исследование по повести К.Д.Воробьёва «Это мы, Господи!..» в 11классе.

Тема: « Написанная кровью сердца…» (В. Кондратьев)

Цели:

  1. продолжить знакомство учащихся с произведениями о Великой Отечественной войне на основе повести К.Д.Воробьёва «Это мы, Господи!..» ; показать жизнь русских военнопленных в немецких концлагерях; раскрыть смысл названия повести;

  2. развивать умения и навыки анализа эпического произведения;

  3. вызвать у учащихся чувство милосердия к пленным, прошедшим фашистские лагеря.

Оборудование: интерактивная доска, презентации к уроку- исследованию: «Написанная кровью сердца…» и «Бухенвальдский набат».

Метапредметные связи: формирование у учащихся представлений о войне.

Методические приёмы: фронтальная беседа; проектный метод с использованием логико - смысловых моделей, групповая работа.

Ход урока.

1.Оргмомент.

2. Эпиграф.

Война- это боль, грязь, страдания.

Смерть. Бессилие слабого и

безоружного. Упоение своей

всесильностью человека с оружием.

Игра своей и чужими жизнями. Плен.

Н. Иванов

3. Вступительное слово учителя.

Тема войны в русской литературе берёт начало далеко в древности, когда в летописях народ славил своих воинов и горевал о поражениях. Говорить о войне всегда сложно, больно, трудно, но, несомненно, необходимо. Нужно помнить не только о победах, но и поражениях, о людях, ковавших эти победы. Кому это необходимо? Конечно же, не мёртвым, а живым, чтобы не допустить возвращения этих страшных событий, но и быть готовыми, если понадобится, защитить свой дом, близких, Родину, как это делали наши прадеды, как делают сейчас те, кто выполняет, и будет выполнять свой воинский долг.

- Назовите произведения русской литературы, в которых звучит призыв автора о прекращении бессмыслицы военных действий.

4. Реализация домашнего задания: работа учащихся в группах ( устные сообщения, сопровождающиеся слайдами ).

1 группа: « Слово о полку Игореве».

- Какой призыв звучит в « Слове о полку Игореве»? (Призыв к единению всех русских князей.)

2 группа: Л.Н. Толстой « Война и мир».

- Назовите одну из основных мыслей в романе. ( В самом названии – сравнение войны и мира.)

Л.Н. Толстой« Севастопольские рассказы».

- Что такое война « в настоящем её выражении»? ( «Кровь, страдания, смерть, сумасшествие».)

3 группа: М.А.Шолохов «Тихий Дон».

- Как относятся к войне те, кто прошёл дорогами войны? (Старый казак напутствует молодых, уходящих на войну, такими словами: «В дома не забегать. Неприятеля, просящего пощады, щадить, безоружных не убивать, с бабами не воевать; малолеток не трогать. )

5. Слово учителя.

- В художественных текстах о Великой Отечественной войне, с которыми мы с вами знакомились на наших предыдущих уроках, каждый из авторов по-разному освещает тему войны. Сегодня бы мне хотелось поговорить ещё об одной теме, которая имеет место в литературе разных поколений.

История войны – это не только история битв, дипломатии, побед и поражений, приказов командования и подвигов, это ещё и история военнопленных.

- Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова советского писателя Н.Иванова (зачитывается эпиграф). Давайте, ребята, составим логико- смысловую модель такого понятия как «война».

- Какие слова, на ваш взгляд, в данном высказывании о войне являются ключевыми? (Страдания, смерть, плен).

- Когда человек может оказаться в плену? (Ответы учащихся.)

- Милосердия к побеждённым требовало « Соборное уложение» Московской Руси (1649) : «Неприятеля, просящего пощады, щадить; безоружных не убивать; с бабами не воевать; малолетков не трогать. С пленными поступать человеколюбиво, стыдиться варварства. Не меньше оружия поражать врага человеколюбием. Воину надлежит мощь вражескую сокрушать, а не безоружных поражать.»

- Как относятся к пленным в романе Л.Н. Толстого « Война и мир»? (индивидуальное домашнее задание)

- Вспомните, пожалуйста, наказ казакам, которые отправляются на войну, данный старым солдатом в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон». («В дома не забегать. Неприятеля, просящего пощады, щадить, безоружных не убивать, с бабами не воевать; малолеток не трогать.») (индивидуальное домашнее задание)

Историческая справка. Гуманное отношение сохранил СССР к немецким пленным в годы Великой Отечественной войны.

После 1945 года в плену оказалось 4 миллиона немцев, японцев, австрийцев. Из всех в плену выжили 2/3 , а русских в немецких лагерях лишь 1/3 и то, благодаря своевременному освобождению.

« В плену нас кормили лучше, чем ели сами русские. Я оставил в России часть своего сердца»,- свидетельствует один из немецких солдат, переживший советский плен и вернувшийся на родину в Германию.

Совсем другая участь ждала тех, кто оказался в немецких лагерях. 17 июля 1941 года был подписан приказ гестапо, предусматривающий уничтожение всех советских военнопленных, которые могли быть или были опасны фашистскому национал - социализму.

- На предыдущем уроке мы говорили о замечательном русском писателе – К.Д.Воробьёве, прошедшем весь ад немецкого плена. Ему не только чудом удалось избежать участи многих военнопленных- смерти, но и мужественно выстоять, бежать из концлагеря.

Освободившись из плена в 1943 году , писатель торопится рассказать читателям о том, что пережили он и другие военнопленные, находясь у гитлеровцев в застенках. Воробьёв хорошо помнит довоенные аресты и предвидит судьбу несчастных, переживших немецкий плен и … попавших в советские лагеря. Но , увы, он не может противостоять сталинской системе : в 1946 году отдаёт рукопись в московское издательство, где её теряют. Лишь в 1986 году жена писателя, после его смерти, отдаёт случайно найденную ею рукопись в журнал «Наш современник», где её, наконец- то , напечатали.

6. Беседа.

Что вас больше всего потрясло в повести? ( Чтение и пересказ страниц, потрясших ребят.)

- Я вижу, что прочитанное не оставило вас равнодушными. Ведь самое страшное в нашей жизни именно оно. После увиденной на прошлом уроке презентации, ребята, вы поняли: в повести К.Д.Воробьёва « Это мы, Господи!..» не выдумано ничего. О такой войне, о подобных страданиях, невозможных, невыносимых, нечеловеческих, ещё никто так не писал. Воробьёв спешил донести ту обнажающую правду о войне читателям, боясь не успеть, ведь в любую минуту его могли убить…

- Как вы думаете, а какую мысль несёт заглавие?

- Почему первоначальный вариант канонического « Это я, Господи!..» писатель заменил на

« Это мы, Господи!..» , ведь книга была написана от первого лица?

- Вспомним, что до ВО войны наша страна жила почти 2 десятилетия без религии, без её догм, без веры. Все советские офицеры должны быть коммунистами, и для них христианская религия неприемлема.

- Почему же офицер, служивший в Красной Армии, взывает к Богу? (Эти люди доведены до отчаяния , истощены физически и духовно. Им не на кого надеяться, поэтому советские военнопленные обращаются к Богу.)

- Почему же Сергей, «бравировавший на фронте своей невозмутимостью под минами немцев», испугался за свою жизнь в первый же день плена? ( «Смерть есть смерть».)

- Как он относится к собственной трусости в начале плена и в конце? А к смерти?

( В начале повести , говоря о трусости, герой боится себя, т.к. для прежнего Сергея она была недопустима. В конце произведения он не рассуждает о ней: поступает так, как считает нужным. Смерть для младшего лейтенанта, когда он оказывается в плену, связана со страхом, ведь герой молод. Но в ходе повествования даже чувство страха за собственную жизнь притупляется. )

- За что убивали пленных гестаповцы? ( За голодное пошатывание, за окурок, поднятый с земли, за вещи, которые понравились оккупантам, за стон и…ради спортивного интереса.)

- Что давало силы бороться больным, измученным, голодным людям? ( Ненависть к врагам, но ещё и вера в правду, добро, справедливость, безмерную любовь к жизни.)

- Когда на вопрос гестаповцев, какой он веры , Сергей Костров отвечает: «Самой глубокой», что он подразумевает? И затем: это самое «то можно вырвать, но только цепкими когтями смерти». Так что же это такое «то»? ( Это самая суть человека, которая проявляется в трудной жизненной ситуации. Это основа, стержень характера его, который нельзя сломить ничем; у Сергея это воля к жизни, духовная стойкость, непримиримость к врагу, достоинство. )

- Имеют ли значение эти особенности характера Сергея для других узников? ( Сергей тянется к людям, которые думают так же, как он, и они чувствуют доверие к нему: видят в нём опору, организатора побега.)

- Вспомним его единомышленников. Расскажите об истории взаимоотношений Сергея и этих людей. ( В Каунасском лагере- 18-летний Ванюша, который на побег соглашается сразу, но их вскоре поймали. В Саласпилсском лагере командного состава- седовласый полковник, в Ржевском- доктор Лучин, в Вяземском- капитан Николаев, в Паневежисской тюрьме- Устинов, Мотягин.

- О каждом из этих людей мы можем сказать, что он - личность, которая не может мириться с действительностью. Рискуя своей жизнью, единомышленники Сергея Кострова готовятся к побегу. Но ведь рядом были и другие пленные, необязательно предатели. Как же к ним следует относиться? ( Так же, как и ко всем остальным пленным, так, как относится Сергей Костров: он ценит в человеке Человеческое, считает, что не имеет права осуждать людей, смирившихся со своей судьбой.)

- Какие эпизоды из жизни Сергея подтверждают тот факт, что он ценит в человеке Человеческое? (Стена камеры, на которой он читает надписи, «стена из книги жизни», камера смертников, когда выходит Попов, то Сергей думает о нём: «Такие не ползают на коленях!», сцена с лошадью, раздираемой голодными пленными, и расстрелянными «красиво» и «экономно», и сцена утешения солдата, разлагающегося заживо, который , умирая, хочет видеть мать…

- Образ матери на страницах повести. Каково его значение?

- Какова роль пейзажных описаний в произведении? Найдите их. ( Для пленников нет красот в природе, даже она не может порадовать их. А есть только «тучи- уроды», « ветер выводит- вытягивает» «песню смерти» и т.д. От подобных описаний остаётся чувство горечи, боли, ужаса и… сострадания к людям. )

7. Инсценирование отрывка из повести К.Воробьёва «Это мы, Господи!..»

« Помощь литовской семьи сбежавшим русским пленным» ( группа учащихся).

- Как вы думаете, был ли данный поступок безнаказан для тех, кто его совершил? Это единичный случай, когда люди помогали сбежавшим русским военнопленным?

- А все ли откликались на просьбу помочь пленникам? Какие случаи предательства показаны в произведении?

- Обвиняет ли Сергей Костров кого- либо в предательстве?

- В.Кондратьев, автор повести «Сашка», рассказывающей о войне, писал, что повесть К.Воробьёва – это «написанная кровью сердца страница из той общей летописи войны, которую мы все пишем и пишем и не можем написать…» Как вы понимаете эти слова и согласны ли с ними?

- Какое впечатление оставила повесть лично у каждого из вас?

9. Показ презентации «Бухенвальдский набат». Присутствующие встают «журавлиным клином», зажигают поминальные свечи.









Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ