Конспект урока по Литературе "Н.С.Лесков «Левша»"
Материалы к урокам литературы по сказу Н.С.Лескова «Левша»
Цели:
Обучающие:
заинтересовать учащихся личностью и творчеством Н.С.Лескова;
дать начальное понятие о сказе;
способствовать эмоциональному восприятию сказа;
научить учащихся давать характеристику герою на основе его поступков и поведения;
Развивающие:
формировать навыки выразительного чтения;
развивать умение выделять главное в художественном произведении;
развивать умение художественного пересказа отдельного эпизода;
развивать устную речь учащихся;
расширять кругозор посредством обогащения речи школьников новыми словами.
Воспитывающие:
воспитывать чувства гражданственности и патриотизма учеников через чтение и анализ художественного текста;
воспитывать чувство гордости за русского талантливого человека;
воспитывать чувство сострадания, любви к людям, окружающему миру.
Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение текста, объяснение теоретических вопросов, беседа по вопросам, выборочная характеристика героев, комментарии учителя.
Оборудование урока:
1. Портрет Н.С.Лескова.
2. Иллюстрации художников к сказу «Левша».
3.Мультимедийная презентация к уроку.
Задания к уроку (желательно дать заранее, примерно за неделю): все учащиеся должны внимательно прочесть сказ, отметить в тексте цитаты, характеризующие Левшу.
Индивидуальные задания 2-3 учащимся: подготовить выразительное чтение отрывков (например, портретная характеристика Левши, описание работы тульских мастеров – гл. VI, VII) и т.д.
Ход урока
…Он прекрасно чувствовал то неуловимое,
что называется душой народа.
М.Горький
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя о жизни и творчестве Н.С.Лескова.
Николай Семенович Лесков – выдающийся русский писатель. В литературу он вошел в 60-е гг. XIX века. Его имя стоит рядом с великими именами Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, М.Е.Салтыкова-Щедрина. «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе принадлежит к шедеврам лесковского творчества» (Ю.Нагибин). Чтобы лучше узнать о писателе, посмотрите презентацию (рисунок 1) «Жизнедеятельность Лескова».
III. Определение жанра произведения.
Жанр своего произведения писатель определил сам: это сказ. Заглянем в словарь.
Сказ – повествование с установкой на устную речь ( от слова «сказывать»), он близок по форме к народной легенде.
Лесков любил сказовую форму. Разговорная речь придает повествованию достоверность и убедительность. «…язык, которым написаны многие страницы моих произведений, сочинен не мною, а подслушан у мужика…», - признавался писатель.
- Какие элементы фольклорных произведений вы заметили в сказе Лескова? (В сказе есть зачин: царь «захотел по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть». Есть повторы: император удивляется чудесам, а Платов остается равнодушен к ним – такая ситуация встречается несколько раз. Концовка сказа имеет назидание: «А доведи они левшины слова в свое время до государя, - в Крыму на войне с неприятелем совсем бы другой оборот был»).
- Как вы считаете, кем мог быть рассказчик, повествователь? (Рассказчик, скорее всего, простой человек, ремесленник, мастеровой. Это проявляется прежде всего в его речи. В ней много неправильностей, просторечий. Кроме того, исторические персонажи – Александр I и Платов – показаны с точки зрения простолюдина).
IV.Работа над текстом по главам.
(Большую часть уроков по «Левше» Лескова рекомендуем отвести работе над текстом по главам. Рассмотрению каждой главы предшествует словарная работа. Необходимо остановиться на пояснении исторических реалий и толковании просторечий).
Словарная работа, вопросы к главе первой
Кунсткамера – собрание редкостей, музей.
Складень – складная икона.
1. Кто сопровождает императора Александра Павловича в путешествии по Европе?
2. От чего государя постоянно предостерегал в этих поездках донской казак Платов?
Далее учитель может остановить внимание учащихся на первой фразе произведения: «Когда император Александр Павлович окончил венский совет, то он захотел по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть». Казалось бы, рассказчик с большим почтением относиться к царю. Однако обратим внимание на слово «проездиться». Приставка «про» придает этому слову легковесность (ср. пробежать глазами книгу, прокатиться, прослезиться и пр.). Зачем автору понадобилось это слово? Очевидно, для того, чтобы принизить фигуру царя, подчеркнуть его легкомыслие как государственного деятеля, придать его образу сатирические черты. Царь – победитель, Участник европейских событий, вдруг решил «проездиться по Европе».
Словарная работа, вопросы и задания к главе второй
Двухсестная (вм. двухместная) – соединение слов «двухместная» и «сесть».
Бюстры (вм. люстры ) – соединение слов «бюсты» и «люстры».
Валдахин (вм. балдахин).
Аболон Полведерский (вм. Аполлон Бельведерский) – известная статуя, которая хранится в Риме, в Ватикане.
Буреметр (вм. Барометр) – соединение слов «барометр» и «буря».
1.Куда приглашен был царь англичанами?
2.Смогли ли англичане удивить русского императора?
3.Найдите просторечия в главе второй, постарайтесь объяснить их значение.
Словарная работа, вопросы и задания к главе третьей
Целесообразно обратиться к предложению: «у государя от военных дел сделалась меланхолия». Здесь автор соединил стилистически несоединимые слова: просторечие «сделалась» с книжным словом «меланхолия», которое обозначает пассивное состояние души человека, нежелание что-либо делать, беспричинную грусть. Эти несоединимые слова автор употребляет с целью подчеркнуть слабость и капризность характера императора.
Чем удивили англичане императора России?
Далее предлагаются только вопросы и задания к последующим главам. Словарную работу учитель может делать по образцу предыдущих глав, а также использовать комментарии, которые даются к любому изданию «Левши».
Вопросы и задания к главе четвертой
1.Почему новый император вначале никакого внимания на блоху не обратил?
Найдите в тексте: «Император Николай Павлович поначалу тоже никакого внимания на блоху не обратил, потому что при восходе его было смятение, но потом один раз стал пересматривать доставшуюся ему от брата шкатулку и достал из нее табакерку, а из табакерки бриллиантовый орех, и в нем нашел стальную блоху, которая уже давно не была заведена и потому не действовала, а лежала смирно, как коченелая».
2.Кто помог императору Николаю I разобраться, что за «пустяковина» была в табакерке?
Далее учитель может обратить внимание на начальную фразу отрывка – обращения царя к Платову, которая ассоциируется с характером обращения в народных сказках, а также в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина. Таким образом, можно продемонстрировать учащимся связь лесковского сказа с фольклором.
3.Какое поручение было дано царем Платову?
Вопросы и задания к главе пятой
1.Найдите в тексте, как ответили тульские оружейники, когда Платов «слово государево им передал».
Можно использовать текст в начале главы: «Мы, батюшка, милостивое слово государево чувствуем и никогда его забыть не можем за то, что он на своих людей надеется, а как нам в настоящем случае быть, того мы в одну минуту сказать не можем, потому что аглицкая нация тоже не глупая, а довольно даже хитрая, и искусство в ней с большим смыслом».
Итак, можно сделать вывод, что тульские мастера полны достоинства, а также уважения к своему и чужому труду. Следует обратить внимание учащихся и на окончание главы: « - Тонкой работы, - говорят, - мы не повредим и бриллианта не обменим, а две недели нам времени довольно, а к тому случаю, когда назад возвратишься, будет тебе что-нибудь государеву великолепию достойное представить».
Вопросы и задания к главам шестой и седьмой
1.Как описан Левша? Найдите это описание в шестой и тринадцатой главах.
2.Прочитайте, как рассказчик говорит о работе мастеров.
3.Почему автор утверждает, что три тульских мастера «взялись поддерживать Платова и с ним всю Россию»? (Учитель должен помочь учащимся ответить на этот довольно непростой вопрос).
Ответ на первый вопрос содержится во вступительном слове учителя. Этот вопрос может выполнять и контрольную функцию: проверить восприятие учащимися лекционной части урока. Во втором задании нужно использовать следующий текст: «Сошлись они все трое в один домик к левше, двери заперли, ставни в окнах закрыли, перед Николиным образом лампадку затеплили и начали работать.
День, два, три сидят и никуда не выходят, все молоточками потюкивают. Куют что-то такое, а что куют – ничего не известно». Возможно обращение и к другим примерам.
Примечание. Главы шестая и седьмая предполагают довольно кропотливую словарную работу. Например: «святой Афон», «мастера петь с вавилонами», «камнесечная», «река Зуша» и др.
Вопросы и задания к главе восьмой
Почему Платов так спешил? Найдите в тексте слова, где автор объясняет поспешность мастеров и Платова.
Обратимся к тексту: «Так в тогдашнее время все требовалось очень в аккурате и скорости, чтобы ни одна минута для русской полезности не пропадала».
Вопросы и задания к главам девятой и десятой
1.Почему мастера не раскрыли секрет своей работы Платову?
Ответ мастеров-туляков был полон человеческого достоинства и профессиональной гордости: «Напрасно так нас обижаете, - мы от вас, как от государева посла, все обиды должны стерпеть, но только за то, что вы в нас усумнились и подумали, будто мы даже государево имя обмануть сходственны, - мы вам секрета нашей работы не скажем, а извольте к государю отвезти – он увидит, каковы мы у него люди и есть ли ему нас постыжение».
2.Как поступил Платов с туляками?
«…протянул руку, схватил своими куцапыми пальцами за шивороток косого Левшу, так что у того все крючочки от казакина отлетели, и кинул его к себе в коляску в ноги». Можно обратить внимание учащихся на эпитет «куцапыми», который подчеркивает грубость Платова. Что касается описания Левши, то слово «шивороток» лесковское и свидетельствует о симпатии и рассказчика, и автора к герою.
Вопросы и задания к главам одиннадцатой, двенадцатой, тринадцатой
1.Поверил ли царь, что его мастера обманули?
2.Что увидел царь в бриллиантовом орехе?
Вопросы и задания к главе четырнадцатой
1.Почему имени Левши не было на подкове? Как он сам это объяснил?
2.Каков был приказ государя?
Вопросы и задания к главам пятнадцатой, шестнадцатой, семнадцатой
1.Как принимали Левшу в Лондоне?
2.Почему Левша не согласился остаться в Англии? Как он это объяснил? Найдите в тексте.
3.Что нравилось герою у англичан?
4.Каким путем отправили Левшу в Россию? Что случилось с ним в дороге?
Вопросы и задания к главам восемнадцатой и девятнадцатой
1.Как родная земля встретила Левшу?
2.Что беспокоило больше всего тульского мастера перед смертью, что просил передать он государю?
Следует обратиться к тексту: « - Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни бог войны, они стрелять не годятся».
Вопросы и задания к главе двадцатой
1.Чем отличается эта глава от предыдущих?
2.Как объясняет автор свое обращение к старине?
3.Почему работники «о прежней старине… вспоминают с гордостью и любовью»?
Следует обратить внимание на заключительную фразу главы: «Это их эпос, и притом с очень «человечкиной душою». «Человечкиной»… Странное словцо: тихое, хрупкое, робкое какое-то. Совсем не с того карнавала: не с «парата» питерского и не с той вонючей избы, где все без чувств пали…» (Аннинский Л. Лесковское ожерелье. – М.: Книга, 1982. – С.160).
V. Заключительное слово учителя.
С каждым годом растет популярность Лескова, все больше и больше читателей постигает мудрость и очарование его книг. Произведения писателя переведены на многие языки мира.
VI. Домашнее задание: подготовить связный рассказ по теме: «Какими изображает автор тульских умельцев в «Левше».
Рисунок
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ