Конспект урока по Литературе "Образ главного героя в романе «Обломов»" 10 класс

Урок литературы

Класс: 10 "Б"

Тема: Образ главного героя в романе «Обломов».

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: комбинированный урок

Цели урока:

Образовательная: осмыслить образ главного героя с точки зрения социальной, общечеловеческой и нравственной позиции.

Развивающая: продолжать развивать навыки критического мышления, умение анализировать, систематизировать материал.

Воспитательная: воспитывать умение слушать других, работать в группе, высказывать своё мнение.

Методические приемы: комментированное чтение, кластер, синквейн, слово учителя, логическая цепочка, просмотр фрагментов видеофильма и их анализ.

Оборудование: художественный текст, учебник Ю.В.Лебедева, «Литература» 10 класс. 1 часть, мультимедийное оборудование, фрагмент фильма "Несколько дней из жизни Обломова".

Ход урока.

1. Организационная часть.

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжим разговор о романе Гончарова "Обломов". Постараемся разобраться в образе главного героя романа - Ильи Ильича Обломова.

2. Проверка домашнего задания.

Сообщения детей.

Общая характеристика романа. Первое впечатление о романе.

3. Слово учителя.

Сам писатель определил идейную направленность романа: «Я старался показать в «Обломове» как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в …кисель – климат, среда захолустья, дремотная жизнь и ещё частные, индивидуальные у каждого обстоятельства».

Эпиграф на доске.

«…капитальнейшая вещь, какой равных давно не было…Я в восторге от Обломова»( Л.Н.Толстой )

Вызов. Чем же так интересен главный герой романа Илья Ильич Обломов?

Жизнь и судьба Ильи Ильича Обломова заставляет размышлять о сложнейших вопросах свободы воли, решать вопросы: как жить - "как нужно" или "как хочу"; размышлять о том, в какой мере пагубно насилие над человеческой личностью ( даже с установкой "во благо"). Как же должна быть устроена жизнь, чтобы не погибал в ней человек, не прятался от неё, не съёживался от её прикосновений? В чем залог полноценного, деятельного бытия? Или жизнь и угасание Обломова - это допустимый, возможный, законный её вариант? Роман не дает прямых ответов на эти вопросы. Но подробный и неторопливый рассказ о жизни человеческой будит сознание, тревожит чувства. Можно вспомнить по этому поводу замечательную лермонтовскую фразу: " История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее истории целого народа..." Давайте пристально всмотримся, не отвлекаясь на событийный ряд, в Обломова.

4.Обсуждение в группах. Осмысление.

Выступление по вопросам домашнего задания по первой части с зачитыванием и комментированием необходимого текста. Составление кластера по первой главе первой части романа.


Обломов вещи

род занятий

интерьер

портрет



Выскажите свои предположения о личности главного героя.

« Я считаю, что…..»

( « Я считаю, что перед нами очень ленивый и безразличный человек…)

Чтение эпизода ч.1, гл.2. «Письмо из деревни от старосты».

Вопрос.1) Что вы можете сказать о старосте? ( Староста ворует и лжет)

2) Какова реакция Обломова на письмо? (5,6 гл. часть1)

Обсуждение. Подчеркнуть причину такой реакции.

5.Физминутка для глаз.

6.Обсуждение главы 9.

Итак, все более полно раскрывается пред нами главный герой. И вдруг, отвлекшись от основного повествования, автор переносит нас в "райский уголок". Роман "Обломов" - роман, родившийся из сна. Мы сталкиваемся с интересным явлением: перед нами не само сновидение, а произведение, написанное по мотивам сна.

7. Просмотр фрагмента фильма "Несколько дней из жизни Обломова" (1980 г. режиссер Н.С.Михалков.)

Сравните "ваш" образ Илюши и образ, созданный режиссером Н.С.Михалковым. В чем сходства и в чем различия?

Составить логическую цепочку событий жизни деревни Обломовки.

( В Обломовке никто не задавал себе вопроса: зачем жизнь, что она такое, какой смысл и назначение? Обломовцы очень просто понимали её « как идеал покоя и бездействия, нарушаемого по временам разными неприятными случайностями, как то : болезнями, убытками, ссорами и , между прочим, трудом. Они сносили труд как наказание. В таких условиях воспитывался Илья Ильич Обломов.)

Логическая цепочка.

Тишина - неподвижность - еда – сон, подобный смерти – тишина …..счастливые люди!?

8.Итог урока . Рефлексия.

Итак, чем же интересен нам герой романа Илья Ильич Обломов?

Мысли и чувства, которые возникли у вас по поводу личности главного героя? Составляем синквейн.

Варианты ответов.

Обломов.

Ленивый, добрый (апатичный)

Лежит, мечтает, сибаритствует

Обломов – главный герой романа.

Помещик.

9. Домашнее задание.

1. Задание по группам (анализ глав):

а) рассказ о Штольце (главы 1-2 второй части);

б) Обломов и Штольц (главы 3-4).

2. Составить синквейн о Штольце.








Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ