Конспект урока по Литературе «Обрядовые песни русского народа»
ОГОУ НПО ПУ № 38
Методическая разработка
цикла классных часов на тему
«Обрядовые песни русского народа»
Преподаватель русского языка и литературы
Евстигнеева Людмила Алексадровна
Г. Юрьев – Польский
2009 год
Цель: познакомить учащихся с культурными нравами наших предков, привить учащимся любовь к своему отечеству, к своему родному краю.
Занятие 1.
Слово учителя: Не зря говорится: сказка – складка, песня – быль, потому что сказка основана на вымысле, на мечте, а песня – на реальной жизни и невыдуманных чувствах. Русские народные песни бесконечно разнообразны. В каждом песенном жанре отражается какая-то сторона народной жизни: в любовных песнях звучат переживания молодежи; в семейных говорится об отношениях родителей и детей, мужей и жён; в солдатских – о службе, войнах, походах и т.д. А самое главное – песни охватывают жизнь народа целиком, в её прошлом и настоящем.
Как же появлялись обрядовые песни?
Люди не всегда были уверены в том, что за зимой обязательно наступит весна, что поле принесёт урожай, а охота будет удачной. Значит, для того, Чтобы всё это произошло, просить нужно сверхъестественные силы. Так возникает обряд - особым образом высказанная просьба, направленная в иной мир. А чтобы просьбу правильно поняли и выполнили, её нужно преподнести в понятной и приемлемой форме. Для этого вырабатывался своеобразный язык, где использовались не только слова, но и ритуальные действия и предметы.
В каждый из праздников совершались определённые обрядовые действия и пелись приуроченные к этому празднику песни. Цель всех обрядов была одна – способствовать жизненному благополучию крестьян. Поэтому календарным песням свойственно не только торжество смысла, но и определённое единство музыкального напева.
Все важные моменты в жизни человека, от рождения до смерти, а также многие календарные даты в старину сопровождались обрядами, и почти при всех обрядах исполнялись песни.
Святки.
Святые вечера, страшные вечера.
В ночь с 24 на 25 декабря – рождественский сочельник, открывающий двухнедельные празднества – святки. В рождественский сочельник не едят до первой звезды. Трапеза была скромной – на столе главным кушаньем считалась кутья- каша из пшена или ячменя. Тут же были фигурки из теста. Этими фигурками угощали родственников и друзей.
После серьёзной части за домашним столом начиналось святочное веселье. Пели песни, гадали, колядовали.
Коляда – коляда!
Ты пришла на двор
Накануне Рождества
По снежному полю.
Гулять на просторе!
Колядовщики сулили дому благополучия и счастья. По традиции за это они требовали платы, угощения:
…Нам же, славцам,
Не рубь – полтина, -
Единая гривна,
Пива братыня,
Яиц коробица,
Скляница вина,
Бочка квасу,
Морда рыбы,
Блюдо шанег,
Ставец оладий
И масла крыница!
Если же ничего не подавали, могли пропеть и такое:
На двор чертей;
На огород червей!
…А кто не даст
Ни копейки –
Завалим лазейки,
Кто не даст лепёшки-
Завалим окошки,
Кто не даст пирога -
Сведём корову за рога.
Кто не даст хлеба –
Уведём деда,
Кто не даст ветчины –
Тем расколем чугуны!
Празднично одетая молодёжь собиралась после весёлого обхода домов в посиделочной избе, где устраивали общую пирушку – съедали всё, чем их угощали односельчане. Пели загадки: вопрос поёт одна сторона, а другая сторона – отвечает:
1 сторона спрашивает:
Ещё гриет,
Ещё гриет.
Да во всю землю,
Да во всю руську,
Да во всю святоруську?
2 сторона отвечает:
Солнце гриет,
Солнце гриет.
Да во всю землю,
Да во всю руську,
Да святоруську!
Нет посиделок без хороводов. Девушки образовывали круг – «царевна», по-за кругу ходит одна девушка – «царевень», «царевич».
Царевень – Ты пусти во город,
Ты пусти во красен.
Царевна – Те по ще во город,
Те по ще во красен?
Царевень – Мне девиц посмотреть,
Красавиц выбирать.
Царевна – Тебе кое люба,
Эта прихороша,
Эта лучше всех.
Хоровод водили до тех пор, пока все девушки не выйдут из круга.
Звучали весёлые, озорные песни про старого мужа, про свекровь и свёкра, с которыми (в песне!) молодая невестка не считается, не церемонится:
Нынче святки – все святые вечера!
Все мои подруги на игрища пошли,
Меня, молоду, свёкор не пустил.
Заставил меня свёкор
Овен сушить.
И я-то со зла овин сожгла,
Овин сожгла и туда ж пошла!
Песни, танцы, разговоры обычно прерывались приходом ряженых. Любимыми масками ряженых были «медведь, ломающийся, показывающий, как бабы ходят по воду, как девушки глядятся в зеркало, как ребятишки воруют чужой горох»; и «журавль». Палкой, изображающий клюв журавля, парень бьёт девушек на вечеринке, а те, чтобы оступиться от назойливой птицы, бросают на землю орехи, конфеты, пряники, которые журавль подбирает.
Иной раз на посиделки врывается «нечисть». Гости начинают обороняться и выгонять нечистую силу. Игра носила больше магический смысл (выгнав из дома нечисть, были уверены, что обезопасили наступающий год).
Кикиморе – парню с горшком на голове вместо кокошника разбивали горшок - вместо кикиморы показывался молодец, а это означало, что нечистая сила выгнана вон.
Святочные забавы, ряжения продолжались и днём. Ряженые ходили по дворам, разыгрывали сценки.
Святок не бывает без гаданий. Для девушек в этом заключался главный смысл и цель святочных вечеров.
Собирались кольца, серёжки, запонки, клали их на блюдо и накрывали салфеткой; нарезывали маленькие кусочки хлеба и клали поверх салфеток. Сначала пели песню хлебу и соли и брали кусочки; ложась спать, клали их под головы, загадывая что приснится. Потом пели песни; по окончании каждой из них трясли блюдо, и один ловил, что попадалось, по одной вещице. Владелец вещи по песне определял, какая судьба ему попадалась:
Вился клён с берёзою-
Не развился.
Ладу, ладу!
Кому выйдется,
Правда сбудется,
Тому добро!
(к свадьбе)
Мышь пищит,
Сто рублей тащит.
Диво ули ляду!
Кому спели, тому добро!
(к богатству)
Стоят санки у лисенки,
Хотят санки уехати.
Ладу, ладу,
Кому мы поём,
Тому честь воздаём.
(Песня, предвещающая дорогу, разлуку)
На загнетке сижу,
Долги нитки вожу,
Ещё посижу,
Ещё повожу.
(Обещает девичество)
Были среди поблюдных песен и такие, которые предвещали смерть, вдовство, какое –то иное непоправимое горе. От подобных песен становилось по-настоящему страшно, и нередки бывали случаи, когда девушки, услышав для себя такие слова, серьёзно и надолго заболевали:
Стоит корыто
Другим накрыто.
Диву ули ляду!
Кому спели,
Тому добро!
(корыто означало гроб)
Идёт смерть по улице,
Несёт блин на блюдце.
Кому кольцо вынется,
Тому сбудется,
Скоро сбудется,
Не мищется!
(Блины – поминальная еда)
На святках девушки гадали много и по – разному, ночи напролёт, меняя способы и формы испытания судьбы.
Ходили «слушать» за деревню на перекрёсток дорог: в какой стороне собака залает, -- туда и замуж идти.
Повсеместно девушки на святках выходили «снег полоть», гадали с помощью петуха, подвешивали гребень в сарае, выдёргивали из стога колосок, привязывали веники.
Самым страшным, но «самым верным» считалось гадание ночью в пустой бане с помощью зеркала и свечей. Решалась на такое далеко не каждая девица.
В «страшные вечера», по представлению крестьян, нечистая сила становилась очень активной.
Как бы в подражание разыгравшейся нечисти, парни от Нового года до Крещения вовсю чудили: опрокидывали поленницы дров, закладывали чем попало ворота, закладывали досками трубу.
По деревеньке пройдём;
Что – нибудь да сделаем!
Дров поленницу рассыпем
Или двери закладём.
Заканчиваются святки водосвятием на Крещение.
«Грешные» и смелые люди считают своею святою. Непременной обязанностью окунуться в прорубь возле Иордана и смыть с себя тяжкие грехи святочных игр, ряжения и маски.
Несколько недель, отделяющих Крещение от Масленицы, называют «мясоедом» и считаются свадебными.
Занятие 2.
Масляница.
Честная, широкая, весёлая, объедуха, сырная неделя.
Масленица справляется за семь недель до Пасхи. Масляницу повсюду ожидают с нетерпением. Это самый весёлый, самый разгульный и поистине весёлый праздник.
Каждый день масляницы имел название:
Понедельник – встреча
Вторник – заигрыши
Среда – лакомка
Четверг – широкий
Пятница –тёщины вечера
Суббота – золовкины посиделки
Воскресение – прощёный день.
Открывалась масленица ребятами, которые строили снежную гору, скороговоркой произнося приветствие Маслянице:
Приезжай ко мне во двор
На санках покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться.
Без блинов не масленица, без пирогов не именины. Во многих семьях блины начинали печь с понедельника. Первый блин клали на слуховое окошко «для душ родительских» со словами:
- Честные родители наши, вот для вашей душки блинок!
Русская масленица всегда славилась блинами, их количеством.
Блины брюха не портят!
Блин не клин, брюха не расколет.
Руководствуясь такими поговорками, поедали огромное количество блинов, так что многие потом расплачивались за подобное обжорство плохим самочувствием, болезнями.
Как на масленой неделе
Из трубы блины летели!
Уж вы блины мои,
Уж блиночки мои!
Дети катались с гор во все дни масляницы, взрослые же присоединялись к ним позже, примерно со среды – четверга. Съезжали с горы на санях, на салазках, на облезлых рогожах.
Катались с горы и молодожены. Их катание сопровождалось песнями. Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать холостой молодёжи найти себе пару.
Девушек в Костромской области «выборанивали»-таскали борону вдоль домов, чтобы легче было выйти замуж.
В Воронежской губернии женщины привязывали неженатым парням колоды – это шуточное наказание за то, что не женился в прошлый мясоед. От колоды приходилось откупаться вином, блинами, конфетами.
Однако самым главным событием, связанным с молодожёнами и справляемыми по всей Руси, было посещение тёщи зятьями, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир (если зять был по душе, разумеется). Этому обычаю посвящено много пословиц, поговорок, анекдотов.
Зять на двор – пирог на стол.
У тёщи для зятя и ступа доит.
Придёт зять, где сметанки взять?
Нет чёрта в доме – прими зятя.
Центральной фигурой на Масленице оказывалась сама Масленица _ кукла из соломы, которую наряжали в кафтан, шапку, опоясывали кушаком, ноги обували в лапти, усаживали в сани и везли в гору с песнями: встречали Масляницу.
Дорога наша гостья Масленица,
Авдотьюшка Изотевна,
Дуня белая, Дуня румяная,
Коса длинная, триаршинная,
Лента алая, двуполтиная
Платок беленький, новомодненький,
Брови чёрные, наведённые,
Шуба синяя, лапти красные,
Лапти частые, головастые,
Портянки белые, набеленные!
В воскресенье – «прощёный день» устраивали проводы Масленицы.
Масленицу сжигали на костре, у которого всегда собиралось много народу, было весело. Звучало много песен. Подбрасывая солому в огонь, дети усердно повторяли:
Масленица, прощай!
А на тот год опять приезжай!
В огонь кидали блины:
Гори, блины, гори, Масленица!
Парни, перемазанные сажей, старались и других выпачкать.
И в преддверии великого поста, стараясь очиститься от всего греховного, люди просили друг у друга прощения.
Занятие 3.
Великий пост.
Сразу же за семью днями разгульного масленичного веселья начинался семинедельный период строгости, святости, воздержания – великий пост.
Понедельник «сборной недели» называли «чистым». В этот день полоскают рот, проводят кулачные бои для вытряхания блинов, моются в банях.
Вербная неделя.
Шестая неделя великого поста.
Вербное воскресенье проходило под знаком освещённой вербы. Растение это считалось целебным. Вербой хлестали друг друга. И в первую очередь, детей, приговаривая:
Верба, верба,
Верба, хлёст,
Верба, хлёст
Бъёт до слёз.
Верба шия
Бъёт несильно,
Верба красна
Бъёт напрасно,
Верба бела –
Бъёт за дело,
Верба хлёст,
Бъёт до слёз!
Вербу ставили дома, в поле , на скотном дворе.
Страстная неделя.
Последняя неделя великого поста.
Четверг на этой неделе – «великий четверг, чистый четверг».
Множество обрядов великого четверга было связано с желанием очистить дом, огород, двор от нечисти и грязи, накопившееся за зиму. Люди вымывали избу, украшали праздничными половиками, красивыми полотенцами, занавесками. Обязательно было купание в бане.
Пасха.
Великий день, Светлый день.
Существовало поверье, что на Пасху «солнце играет».
Пасха заполнена играми, развлечениями, хождением в гости. На Пасху принято поздравлять друг друга с воскресеньем Христовым, обмениваться крашеными яйцами. На Пасху разрешалось всем звонить в колокола. Поэтому звучит беспрерывный колокольный звон, поддерживающий радость, праздничное настроение.
Пасхи не было без качелей:
На святой неделюшке
Повесили качелюшки.
Сначала покачаешься,
Потом и повенчаешься.
На Пасху нередко посещали и кладбища – ходили христосоваться с покойниками. На могилах оставляли крашеные яйца, немного хлеба и пива.
Радуница.
На Радуницу ходили на могилы к своим близким. Женщины причитали. На могилы лили масло, вино, пиво. Оставляли пироги, калачи, сырники, яйца.
А к вечеру веселились.
После Пасхи вплотную приступали к сельхозработам в поле.
Красная горка.
Первое воскресенье после Пасхи.
Этот день считался счастливым для вступающих в брак. Красная горка – место, оттаявшее от снега, красивое место.
По саду, по садику
Два мальца ходят,
Они ходят – гуляют.
И девок выбирают:
«Распожалуйте, ребята,
С нами погулять!»
Фомина неделя.
Первая неделя после Пасхи.
В понедельник или вторник на Фоминой неделе церковью установлено поминовение умершихПервая неделя после Пасхи.
В понедельник или вторник на Фоминой неделе церковью установлено поминовение умерших. Служат панихиду и ходят на кладбище.
Фомино воскресенье часто называют сроком найма «казачих»- женщин, девушек для оказания всяческих услуг по дому, особенно в страдное весеннее – летнее время.
«Казачиха лето прожила да жениха себе купила», -говорят в Архангельской области о девушке, нанимавшейся в казачихи и заработавшей себе на приданое.
В казачихах – то не дома,
Спать – то не повалишься,
На весь век закаешься.
Дролечка, женись, женись,
Не бери девок ничьих.
Меня выкупи из горюшка,
Из бедных казачих.
Преполовение.
Середина срока между Пасхой и Троицей, т.е. 25 день после Пасхи.
Этот праздник не совсем понятен был для крестьянина. Православная церковь в этот день молится «о напоении всех жаждущих спасения водами благочестия». В крестьянской Руси совершался обряд освящения воды на реках, озёрах, колодцах – и эта вода считалась целительной.
Существовало по поводу этого праздника предание –«Один раз гнались за Богородицей разбойники, а она была с младенцем на руках. Бежала, бежала Богородица, глядь – река. Она бросилась в воду, рассчитывая переплыть на другую сторону и спастись от погони. Но с младенцем на руках плыть было трудно, потому что грести приходилось только одной рукой. Вот и взмолилась Богородица своему младенцу: «Сын мой милый, дай ты мне третью руку, а то плыть мне невмоготу». Младенец услышал молитву матери, и появилась у неё третья рука. Тогда уж плыть было легко, и Богородица благополучно достигла противоположного берега».
Лагодаря этой легенде русские крестьяне называли праздник Преполовение «Преплавлением» (от слова «переплыть»).
Вознесение.
На сороковой день после Пасхи церковь праздновала «вознесение» Христа на небо.
Повсеместно в Ярославской губернии на Вознесение пекли из теста «лесенки». Лесенки с семью ступенями освящали в церкви и бросали вниз на землю. Так гадали о том, на какое небо должен был попасть гадающий. Если все ступени оставались целы, то гадающему был прямой путь на небо, если лесенка разбивалась на кусочки, то гадающий был грешник.
В калужской губернии молодёжь отправлялась в поле со съестными припасами. Там во ржи изготавливали себе яичницу, и, когда её ели, то бросали вверх ложки, приговаривая:
Как высоко ложка летает,
Так бы высоко рожь была.
Христос, полетишь на небеси,
Потяни нашу рожку за колоски.
К Вознесению в ряде мест приурочивались некоторые приметы, обряды, связанные с кукушкой. Около Вознесения начинало колоситься жито и замолкала кукушка.
Кукушка подавилась житным колоском.
И рада бы весна на Руси вековать вековушкой, а придёт Вознесение в день, прокукует кукушкою, соловьём зальётся, к лету за пазуху уберётся.
На Вознесения совершался обряд «крещения и похорон кукушки». Это был женский обряд. Кукушка делалась из веточек, тряпочек, одевалась она в сарафан, сажали её под берёзу и крестили. Потом девушки кумовались: целовались, менялись крестами, бусами, платками, затем ели яйца, а скорлупки вешали на деревья.
Кумление сопровождалось специальными песнями:
Кума с кумой,
Покумимся!
Чтобы нам весь гол не браниться.
Побранимся-
Грешны будем,
Кукушечке тошно станет!
(Калужская губерния)
Хоронили кукушку в тот же день, а то и через день.
Семик и Троица.
Седьмая неделя после Пасхи.
Неделя эта носит название «Семиковой», особо отмечены три её дня: Семик, приходящий на Симик, приходящийся на четверг; родительская суббота; Троица – воскресенье, 50-й день после Пасхи.
Семик считается большим праздником, он открывает сложный комплекс обрядов, знаменующих прощание с весной и встречу лета, прославляющих зелёную землю с центральным персонажем – берёзкой.
Селения в этот день буквально преображались: дома и улицы украшаются срезанными берёзками, ветками, цветами.
Пол в храме устилался свежей травой. Утром сельчане посещали кладбище, где и встречали семик. Веселье начиналось после обеда.
Гуляния, игры, хороводы происходили или в лесу, вокруг берёзки, или в деревне, куда с песнями вносили срубленное и украшенное деревце.
Во Владимирских деревнях накануне семика «девушки рубят берёзку, украшают её лентами, а в самый семик они вместе с парнями, которые несут берёзку, ходят с нею по полю, распевают песни и потом бросают её в рожь.»
Берёза моя, берёзонька!
Берёза моя белая,
Берёза моя кудрявая!
Стоишь ты, берёзонька,
Осередь долинушки.
На тебе, берёзонька,
Трава шелковая.
На обширной русской территории троичный обряд справлялся неодинаково, каждая губерния имела свой набор и последовательность действий, при том, что основные элементы обрядов сохранялись: выбор и украшение дерева, совместная трапеза перед ним, завивание венков, кумление, срубание дерева с последующим уничтожением его, хороводные песни и игры, гадание на венках, бросание их в воду.
На поляне,на лугу
Гнулася берёзонька.
Завивали девушки,
Лентой курашали,
Берёзоньку прославляли:
«Белая берёзонька,
Ходи с нами гулять,
Пойдём песни играть!»
(Владимирская губерния)
Ты не радуйся, осинка,
А ты радуйся, берёза:
К тебе девки идут
Со куличиками, со яичками!
(Владимирская губерния)
Завивайся ты, берёзка,
Завивайся, ты, кудрявая!
Мы к тебе пришли
Со яичками, со куличиками.
Яички – те красные.
Куличики – те сдобные.
(Владимирская губерния)
Девушки кумятся, в лесу завиваются берёзы, на берёзы навешиваются из трав и цветов венки.
В Троицкую ходили на кладбище до обеда, а воскресенье вновь проводили в лесу, вокруг берёзки. «После обеда девушки меняют свой наряд на лучшие платья, на голову надевают свежие берёзовые венки, переплетённые цветами и в таком уборе идут в лес развивать берёзку. Пришедши в лес, они становятся в кружок около завитой берёзки, и кто-нибудь из них срубает её и устанавливает её посреди кружка. Тут все девушки подходят к берёзе и начинают её украшать лентами и цветами. Далее начинается триумфальное шествие девушек попарно, а впереди всех одна из них несёт берёзку, и таким образом, обносят её кругом всей деревни. Пришедши в которую-нибудь из улицу, они втыкают берёзку в землю и начинают водить вокруг неё хороводы, тут присоединяются к ним парни, и все хором поют.» К вечеру снимают с деревца все ленты и отламывают по прутику, вырывают его из земли и тащат уже к речке как преступника, топить, несут по улице целой толпой, кто за какой сучок ухватиться и, пришедши на берег, бросают её в воду с криком: «Тони, семик, топи сердитых мужей!», и несчастная берёзка … плывёт туда, куда понесёт её течение воды.»
(Владимирская губерния)
Уж ты радуйся,
Дубник – клённик,
Не радуйся,
Белая берёза!
Мы идём тебя развивати,-
Со куличиками,
Со сдобными,
Со яиченкой,
Со жареной.
(Владимирская губерния)
Наряженная, опетая, накормленная, прославляемая в течение нескольких дней, берёза должна отдать всю свою силу начинающему зеленеть полю, способствовать урожаю и соответственно – благополучию людей.
Духов день.
51 день после Пасхи, или первый понедельник после Троицы.
С Духовым днём связывали поверья и обряды среди русалок, весь период с понедельника на Троицкой неделе до понедельника следующей недели называется «Русальной неделей», и считался временем, когда русалки выходят из воды, играют, качаются на деревьях заманивают прохожих, чтобы их пощекотать.
Русалки – это души утопленниц или детей, умерших некрещеными.
До Духова дня живут они в водах, на Духов день русалки выходят из своих жилищ и плещутся на поверхности воды. Иногда русалки выходят из воды и могут заходить и далеко от места своего обитания, в леса и рощи. Цепляясь волосами за сучья и стволы, они качаются как на качелях, с криком «рели-рели!».
Остерегаются купаться на Духов и Троицын день.
За русалкиной неделей начинался Петровский пост, затем шли сами Петровки – сенокос с его работой и молодёжными гуляниями,и, наконец, Иван – Купала – большой праздник, завершающий весеннее-летние обряды, знаменующий день летнего солнцестояния и подготовку к самой важной страде – уборке урожая.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ