Конспект урока по Литературе «Отчего люди не летают?» 10 класс

Разводова Татьяна Николаевна.

МБОУ гимназия г. Гурьевска

Калининградской области.

Учитель русского языка и литературы.



Урок – исследование по теме «Отчего люди не летают?» в 10 гуманитарном классе.

Задачи урока:

  • показать, как вечные проблемы, поднятые писателями-классиками, находят своё отражение в каждой эпохе;

  • в процессе анализа произведений формировать критическое мышление;

  • развивать интерес к зарубежной литературе;

  • воспитывать гуманистическое мировоззрение, развивать диалектическое мышление.





Организация деятельности учащихся накануне урока. В классе 22 учащихся, которые организованы в группы (по 4-5 человек в каждой). Каждой группе дано опережающее задание. Результаты своих наблюдений ребята заранее оформляют в виде таблиц на бумажных и электронных носителях.



Ход урока.



1. Вступительное слово учителя.

Мы изучили пьесу А. Н. Островского «Гроза» с точки зрения литературоведения.

Вспомним, что общеизвестными оценками образа Катерины в пьесе А.Н. Островского «Гроза» считаются оценки Н.А. Добролюбова в статье «Луч света в тёмном царстве» и Д.И. Писарева «Мотивы русской драмы». Их оценки резко полярные.

Н.А. Добролюбов «Луч света в темном царстве»(1860)

Д.И.Писарев «Мотивы русской драмы»(1864)

«Известно… что самый сильный протест бывает тот, который поднимается наконец из груди самых слабых и терпеливых.»

«Ни одно светлое явление не может ни возникнуть, ни сложиться в «темном царстве» патриархальной русской семьи, выведенной на сцену в драме Островского».

«У ней мало знания и много доверчивости, вот отчего до времени она не высказывает противодействия окружающим и решается лучше терпеть, нежели делать назло им».

Вся жизнь Катерины состоит из постоянных внутренних противоречий. Она ежеминутно кидается из одной крайности в другую; она сегодня раскаивается в том, что делала вчера, и между тем сама не знает, что будет делать завтра.

Слова Тихона заставляют зрителя подумать уже не о любовной интриге, а обо всей этой жизни, где живые завидуют умершим, да еще каким - самоубийцам.

Катерина… разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством самоубийством, да еще таким самоубийством, которое является совершенно неожиданно для нее самой.

Камень, который держит людей в глубине омута, названный нами «темным царством» - это материальная зависимость.




В литературоведении принято считать, что «Писарев остался глух к высокой духовной трагедии героини Островского.

В.В. Прозоров в книге «Писарев» пытается ответить на вопрос: что побудило Писарева спорить со статьей Добролюбова спустя почти три с половиной года после её появления в «Современнике», спустя два года после смерти автора? Ответ он даёт следующий:

«В 1860 году Добролюбов основной акцент делал на принципиально новых человеческих явлениях в мире самодурства, деспотического своевластия, тёмного царства. Он увидел в судьбе и характере Катерины симптомы народного пробуждения, раскрепощения, роста самосознания масс и радостно приветствовал близящуюся всенародную грозу.

В 1864 году Писарев главное внимание сосредоточил на другом: гроза не началась, народ не проснулся. Катерина, по мнению критика, - плоть от плоти тёмного царства.

Как мы видим, характер Катерины, её поступки были оценены критиками в свете политических событий.

Но с 1864 года уже прошло около 150 лет, а образ Катерины и по сей день изучается только как «луч света в тёмном царстве», которое уже давно кануло в лету. Следует ли считать, что проблема Катерины – это только проблема девушки купеческого мира в первой половине 19 века. Или этот образ можно оценить совсем по-иному? Кроме того, прошли большой путь развития такие науки, как психология и медицина, и точки зрения с позиции этих наук тоже могут представить образ Катерины в ином свете.

На этом уроке мы посмотрим на события, характеры героев несколько с иной точки зрения. Литература прежде всего учит понимать человека, его проблемы вообще, а не только в определённый исторический отрезок времени. Классическая литература потому вечная, что она говорит о вечных проблемах человека. Рассмотрим одну из вечных проблем человечества на примере двух произведений: «Грозы» А.Н. Островского (действие происходит в России в 1 половине 19 века в небольшом городе Калинове) и «Барьера» Павла Вежинова (действие происходит в Болгарии во второй половине 20 века в столичном городе Софии).

Для того чтобы ответить на этот вопрос, мы сравним два произведения: «Грозу» А.Н. Островского (действие происходит в России в 1 половине 19 века в небольшом городе Калинове) и «Барьер» Павла Вежинова (действие происходит в Болгарии во второй половине 20 века в столичном городе Софии).

Слайды 2, 3.

Слайд 4.

  1. Мир, который окружает героев.

Учитель. Рассмотрим таблицу, подготовленную 1-й группой.


Мир, окружающий героев

Г. Калинов. Россия, 19 век, вторая половина.

Г. София, Болгария, 20 век, 2 половина.

Пейзаж

Чудеса, истинно, надобно сказать, что чудеса!...Пятьдесят лет я каждый день гляжу на Волгу и все наглядеться не могу. Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется. (Кулигин)

Я люблю ездить ночью по пустынным улицам и бульварам, по которым ветер гонит пьяниц и бумажный сор. Люблю ощущать прикосновение нагретого мотором воздуха, вбирать его в себя глубокими вздохами, как воздух из кислородной подушки.

Я жил на последнем (пятнадцатом этаже), надо мной были только небо, облака и холёные ленивые музы. (Антоний)

Люди

«Понимаю я это; да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое! Ведь уж знаю, что надо отдать, а приди ты у меня просить – обругаю. Я отдам, отдам, а обругаю. Потому только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутренную разжигать станет…ну, и в те поры ни за что обругаю человека. О посту как-то, о Великом, я говел, а тут нелёгкая и подсунь мужичонка; за деньгами пришёл, дрова возил…изругал, так изругал, что лучше требовать нельзя, чуть не прибил. После прощения просил, в ноги кланялся…» (Дикой).

«Вскоре после того, как папа умер, они поженились. Но хорошо хоть, что не осталсь жить у нас, а переехали. Они это сделали не потому, что были такие уж совестливые, а потому, что были очень жадные. Мы снимали квартиру, правда недорого, но всё-таки приходилось платить. И они решили перебраться к Цецо. Он был жутко скупой, дрожал не то что над левом, а над каждой стотинкой. С тех пор я возненавидела жадных людей…Пока будут на свете деньги, люди, как бы они ни притворялись всегда останутся такими же ничтожными и мелочными. У денег нет своего лица, они таковы, каков человек, в чьи руки они попадают. Есть грязные деньги, Антоний, есть ничтожные деньги, есть жалкие деньги. А есть деньги, у которых нет никакой цены и на них ничего не купишь. Это деньги жадных людей» (Доротея о матери и отчиме).


Вопросы для беседы:

  • Сравните обстановку двух произведений, на фоне которой происходит повествование.

  • Какие пороки людей становятся главными в неприятии героев, авторов повествования? Меняются ли они с изменением пейзажа, эпохи?


Варианты ответов учащихся.


Действие пьесы А.Н. Островского происходит в небольшом уездном городе Калинове, а действие повести «Барьер» – в крупном городе Софии. Пейзаж различен. В пьесе Кулигин восхищается красотой природы. В повести П. Вежинова город рисуется скудными мазками, о красоте города нет ни слова. Но и в маленьком и в крупном городе, на фоне красивого пейзажа и при его отсутствии авторы говорят о таком качестве людей, не исчезающем с течением времени, как жадность.

Кабанова держит в ежовых рукавицах свою семью. Такую возможность ей даёт капитал, сосредоточенный в её руках. Деньги позволяют ей властвовать над домочадцами, утверждать своё мнение.

Властвует и Дикой, но отношение к деньгам у него особенное. Жадность затмевает его разум. Любая просьба о деньгах вызывает у него приступы бешенства: «Потому только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутренную разжигать станет».

Доротея рассказывает Антонию о своём детстве в доме отчима Цветана (Цецо): «Но больше всего меня изводила ужасная скупость Цецо, да и мамина тоже. Они говорили, что копят на квартиру. Но мне не верилось. Они так жались, что я уверена – они никогда не потратят из этих денег ни гроша…»

Жадность людей не зависит ни от социального положения, ни от места проживания. Меняется образ жизни человека, а жадность как вечное качество человека перемещается из одного мира в другой.


Слайд 5.


3.Проанализируем цитаты, представленные второй группой.

Воображение, чувства героинь.



Катерина

Доротея

«Отчего люди не летают?»

«Рано утром в сад уйду, упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чём молюсь и плачу…»

«А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы, и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишут».

«Что–то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю, или… уж и не знаю». «Такой на меня страх, такой-то на меня страх! Точно я стою над пропастью и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что». «Ах, какая скука! Деток-то у меня нет: все бы я и сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговаривать – ангелы ведь это. Кабы я маленькая умерла, лучше бы было. Глядела бы я с неба на землю да радовалась всему. А то полетела бы невидимо, куда захотела. Вылетела бы в поле и летела бы с василька на василёк по ветру, как бабочка».

«Для чего мне теперь жить, ну для чего? Ничего мне не надо, ничего мне не мило, и свет Божий не мил! – а смерть не приходит. Ты ее кличешь, а она не приходит. Ветры буйные, перенесите вы ему мою печаль-тоску! Батюшки, скучно мне, скучно! Радость моя, жизнь моя, душа моя, люблю тебя! Откликнись!»

«Доктор Юрукова говорит, что у меня слишком сильно развито воображение».

«… я стыдилась, что я такая оборванная. Но сейчас я им (матери и отчиму) благодарна, честное слово. Кем я только в жизни не была! И Таис, и Зоей Космодемьянской, и даже Сонечкой Мармеладовой. А они как были, так и остались никем»


«Он (дядя Доротеи) мне напоминал морскую свинку, но такую старенькую, что ей и жить –то надоело…Одно время я думала, что он питается человеческими головами, прогрызает им макушки, а потом выбрасывает их в окно, как пустые кокосовые орехи. И другие жуткие картины представлялись мне. Чудилось мне, что у него нет ни костей, ни фигуры и весь он какой-то бесформенный. То мне виделось, что он удлиняется, как червяк, или разбухает, заполняет собой всю комнату от стены до стены, как густая студенистая масса».

«Я кое-как намылила ей (бабушке) голову, но когда начала тереть, меня вдруг охватило ужасное отвращение. Я бросила мыло и опрометью кинулась со двора. Мне казалось, что она гонится за мной, мокрая, страшная, вот-вот схватит меня за косы».





Вопросы для беседы:

  • Что поражает в приведённых примерах?

  • Все ли люди обладают такой впечатлительностью?

  • Приходилось ли вам в жизни встречаться с такими фантазиями реальных людей?


Вывод (делает учитель) :

Воображение героинь поражает. Как видим в таблице, Катерина, которая нигде не бывала, не читала книг, в снах видит необыкновенные пейзажи. Она воображает себя то птицей, то бабочкой.

Доротея обладает феноменальной памятью: ничего и никогда не забывает. Много читает, интересуется всем, ей даже интересны книги по медицине доктора Юруковой.

Но живёт она не логикой, а чувствами. Реальный мир в сознании Доротеи трансформируется в фантастический. Именно сильное воображение наделяет её нечеловеческой способностью – летать.


Слайд 6.


  1. Четвёртой группе было поручено сравнить характеры героинь и выписать в таблицы цитаты, по их мнению, доказывающие, что между Катериной и Доротеей много общего.



Характеры героинь.


Катерина

Доротея

«Обманывать – то я не умею; скрыть-то ничего не могу» « Я лучше буду терпеть, пока терпится» « Я от тоски что-нибудь сделаю над собой!»

«Такая я уж зародилась горячая! Я ещё лет с шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно, я выбежала на Волгу, села на лодку, да и отпихнула её от берега. На другое утро уж нашли, вёрст за десять!» «Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай Бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!»

«Я научилась летать – с тоски. Ведь с горя чего не сделаешь. Но летать можно только по ночам, да и то редко».

«Да и что мне ещё оставалось делать, как не терпеть, терпеть и терпеть? Другого выхода у меня не было».

«Для неё деньги просто бумажки. В житейских делах она очень непрактична» (Доктор Юрукова).

« Не знаю, хорошо ли это – из лебедя превратиться в человека. Да ещё в принцессу. И сидеть в скучном дворце».



Вопросы для беседы:

*И Катерина и Доротея очень терпеливы, обладают сильными характерами. Но обе они в конце повествования погибают. Как вы считаете почему?

* Как вы считаете, есть ли общие причины в гибели героинь? Или у каждой героини были только свои основания, чтобы уйти из жизни?


Выслушиваются все варианты ответов. Ни один не ставится под сомнение.


Учитель. Чтобы убедиться, насколько верны ваши предположения, перейдём в следующей таблице.


Слайд 7 – 11.

  1. Пятая группа сравнивала Антония и Тихона.

Посмотрим, поможет ли нам представленный ими материал разобраться в причинах гибели героинь.



Тихон

Антоний

Род деятельности, материальное положение

Сын богатой, известной в городе купчихи Кабанихи.

Известный композитор, автор музыки к популярным фильмам. Живет в центре Софии в элитном доме.

Душевное состояние

«Всё к сердцу-то принимать, так в чахотку скоро попадёшь». «Куда как весело с тобой ехать! Вы меня уж заездили здесь совсем! Я не чаю, как вырваться-то, а ты ещё навязываешься со мной… а с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь! Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне?»

«Катерина. И на воле-то он, словно связанный.

Варвара. Да, как же, связанный! Он как выедет, так запьёт. Он теперь слушает, а сам думает, как ему вырваться-то поскорей».


«… И все чаще подстерегает меня по ночам одиночество, прежде такое чуждое и непонятное мне чувство. В такие минуты меня охватывает нелепое ощущение, будто я в разинутой пасти хищного зверя…Спасения нет…Едва нахожу в себе силы вырваться из его тисков и выскакиваю за дверь, забыв погасить свет».


«Меня охватило страстное желание оказаться среди людей, что-нибудь выпить, развеяться». «Нет, пожалуй, лучшего лекарства от душевных смут, чем бокал-другой хорошего вина». «Пил не спеша, но много. Впервые в жизни пил один».

Способности, таланты

«Ты подумай то: какой ни на есть, а всё-таки мужчина» (Тихон о себе).


«Знай своё дело – молчи, коли уж лучше ничего не умеешь» (Варвара).


«Дурак! Что с дураком говорить!» (Кабанова).

« И знаете, что произвело на меня самое сильное впечатление? Ваша безупречная, изящная логика». «В вашей музыке, например, все кажется очень точно рассчитанным. Человеку несведущему она может показаться монотонной…» (доктор Юрукова)

Отношение к героиням при жизни.

«Не разберу я тебя, Катя! То от тебя слова не добьёшься, не то что ласки, а то так сама лезешь»

«Чёрт возьми, неужели ты не можешь быть такой же, как все девушки?»

«Она шла впереди меня немного странной походкой…, как голубь или чайка, осторожно ступающая по мокрому прибрежному песку; походила на птичку божию, что спит на ветках деревьев» «У неё было очень выразительное лицо, по нему можно было читать как по книге»; «… она показалась очень робкой; нахальной её не назовёшь; она даже физически весьма вынослива».


Отношение к героиням после смерти.

«Маменька, вы её погубили! Вы, вы, вы…»

Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!»

«Есть, очевидно, свойство, глубоко заложенное в человеческой природе. Подобно всякому нормальному человеку, я инстинктивно воспринимал как ненормальное всё то, на что сам не был способен, или то, что другие делали не так, как я. Теперь я прекрасно понимаю: это свойство – лишь проявление невежественности и посредственности».

«Я старался утешить себя надеждой, что не виновен в её смерти. Разве я думал, что случится несчастье? Но какой смысл обвинять себя или оправдываться?»

Вопросы для беседы:

  • По таблице мы видим, какое положение занимает Тихон в обществе – слабовольный неудачник, полностью зависит от воли матери. Антоний – полная ему противоположность – преуспевающий композитор, свободный человек, волен в своих действиях. Но почему же Антоний испытывает страх одиночества? Почему он так же, как и Тихон, заглушает «душевные смуты» вином? И оба они: и необразованный Тихон, и высококультурный Антоний одинаково не понимают глубины чувств и переживаний героинь, хотя оба жалеют их, тяжело переживают их гибель?



Выводы, которые делает учитель, внимательно выслушав и обобщив все ответы учащихся:

Казалось бы, Тихон и Антоний – совершенно разные люди. Тихон материально зависит от своей матери. Единственная возможность почувствовать себя свободным - вырваться в трактир или уехать по делам из города. Антоний материально независим, свободен в своём передвижении. Он сам выбирает себе круг общения. Но это не спасает его от одиночества, которое не просто мучает, оно поглощает его, будто страшный зверь. Хотя он и пытается убежать от одиночества, но всё реже испытывает потребность не только в духовном, но и в физическом общении с людьми. Он и не замечает, как душа его начинает всё скупее реагировать на жизнь. Лёгкое ощущение внутреннего неблагополучия, собственной душевной недостаточности появляется в нём после того, как рядом с ним оказывается Доротея. Она менее образованна и более ограниченна в том, что касается знаний и культуры, чем Манев, но зато обладает большой, даже чудодейственной способностью видеть, слышать и понимать другого человека, способностью, перешедшей в душевную потребность.

Именно встреча с Доротеей открывает Маневу глаза на самого себя, на свою недостойную нормальность: «Подобно всякому нормальному человеку, я инстинктивно воспринимал как ненормальное всё то, на что сам не был способен, или то, что другие делали не так, как я. Теперь я прекрасно понимаю: это свойство – лишь проявление невежественности и посредственности».

Это понимание приходит к композитору после смерти Доротеи.

Манев – образованный человек, живущий в темпе своего времени. Но душа его, очерствевшая в быстром ритме, не преемлет никаких новых чувств, ощущений. Он сопереживает Доротее, живущей в сумасшедшем доме по милости доктора Юруковой, так как после лечения ей идти некуда. Он удивляется её феноменальным способностям, восхищается её умению видеть и понимать прекрасное. И Доротея начинает принимать его за того человека, который может понять до конца её чувства. В один из вечеров она берёт его с собой в полёт. Это для Манева стало полным потрясением. Во время полёта им владел не страх, а ощущение радости, свободы. Но затем пришло понимание ужаса случившегося: «Я не хотел допускать, что я летал – это представлялось мне абсурдным и страшным. Тысячу раз я предпочёл бы быть загипнотизированным». Хотя Антоний и восхищается, и удивляется способностям Доротеи, но за всеми этими чувствами всегда стоит немой вопрос: «Чёрт возьми, неужели ты не можешь быть такой же, как все девушки?»

Катерина не менее удивительная девушка. Никто не может понять силы её воображения, её чувств. Движение к своей гибели Катерина начинает задолго до встречи с Борисом. Выход Доротеи из привычного мира – это встреча с Маневым, для Катерины – замужество.

Тихона принято оценивать по тем характеристикам, которые дают ему Кабанова, Варвара, да и имя соответствует – образовано от прилагательного тихий. Но ведь почему Тихон в понимании Кабановой дурак? Не может он быть самодуром, деспотом, как Дикой. Не может зря истязать жену, устраивать скандалы не потому, что зависит материально от матери, а потому что ему присущи такие чувства, как жалость, сострадание, уважение к людям. Вот его чувства после измены Катерины: «… маменька говорит: её надо живую в землю закопать, чтоб она казнилась! А её люблю, мне её жаль пальцем тронуть, побил немножко, да и то маменька приказала. Жаль мне смотреть-то на неё…Маменька её поедом ест». Тихон лишён воображения, сильные чувства ему незнакомы и проявление их у Катерины отпугивает его: «Не разберу я тебя, Катя! То от тебя слова не добьёшься, не то что ласки, а то так сама лезешь».

Так же, как и для Доротеи, для Катерины - жить яркими сильными чувствами - потребность. Отсутствие их ведёт обеих героинь к гибели.

Испытывает сильнейшее потрясение Доротея, видя состояние Манева после полёта. «Антоний, я совершила ошибку! Я не хотела тебя испугать. Я думала…что ты поймёшь меня!»

Такое же потрясение испытывает и Катерина после расставания с Борисом. Сила чувств её такова, что она способна на самый решительный шаг. А Борис? Он, как и Антоний, хоть и жалеет Катерину и любит её, но также не способен «перешагнуть барьер» (выражение доктора Юруковой), преодолеть условности.


Слайд 12.



5. Учитель. Теперь поговорим о Варваре и докторе Юруковой. Именно они приняли горячее участие в судьбе героинь повествований. Ведь каждая из них попыталась оказать конкретную помощь. Но почему же и они не предотвратили гибельных судеб героинь?


Варианты ответов учащихся:


И Варвара и доктор Юрукова стараются понять и помочь героиням повествования. Варвара старается, как может, защитить Катерину. Но её помощь заключается в том, что она предлагает Катерине путь, который сама выбирает в жизни. Её философия такова: «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». Она устраивает встречи Катерине с Борисом, думая, что они принесут ей счастье. Но счастье для Катерины – в свободе проявления чувств. Рядом с любовью не может присутствовать ложь, неискренность. И эти встречи – продвижение по пути к гибели.

Доктор Юрукова также всячески старалась помочь Доротее. Она способстовала тому, чтобы Доротея поселилась у Манева, чтобы он помог ей с работой, давала ему всевозможные консультации. Но именно это привело к гибели Доротею. Оказавшись в другом мире, проникнувшись искренними чувствами к герою, Доротея не выдерживает реакции на полёт Антония.


  1. Литература и медицина.


Учитель. Как вы думаете, случайно ли доктор Юрукова имеет два высших образования: филологическое и медицинское?




«К сожалению, литература не дала ответа на некоторые главные вопросы, занимавшие меня. И тогда я обратилась к медицине», - говорит доктор Юрукова, имеющая два высших образования: филологическое и медицинское. Но самый важный из них я словно бы нашла благодаря Доротее».

В брошюре «Изобразительный язык больных шизофренией» представлены работы, выполненные в различных жанрах. Для нашего урока интерес представляют представленные ниже работы.

Эти картины как будто иллюстрируют наглядно мышление таких, как Доротея. В них – противопоставление духовности и пошлости. Не случайно в начале повести «Барьер» на фоне унылого пейзажа автор контрастно рисует храм: «Храм был залит густым абрикосовым соком, купола его смутно поблёскивали на фоне неба».

Слайд 13. На первой картине больного К. мы видим человека с выразительными глазами. На лице – всполохи внутреннего огня, а справа Ъ знак как символ несгимаемой личности. На второй картине человек предстаёт как смесь механизма с физиологическим аппаратом, он вмещает в себе пошлость мыслей и чувств.

Слайд 14. На следующих картинах противопоставлен реальный мир и идеальный. На картине «Ночное чтение» мы видим мужчину: чистый спокойный лоб, вразлёт брови, аккуратная причёска, красивые тонкие руки. Но рядом – одутловатое рыло довольной сытости. А в правой стороне листка – церквушка с её миром тишины и покоя.

На втором рисунке человек уходит из злого, механического мира. Он изображён в виде двух труб, из которых вытекают нечистоты. Обнажённый человек направляется к далёкому кресту.

Слайд 15. Эта картина – символ разобщённости между людьми. Лицо миловидной девушки с жадным любопытством вглядывается в лицо мужчины. Оно вполне благообразно, но из его приоткрытой черепной коробки лезет всякая нечисть.

Слайд 16.

Птицы – как символ свободы – тоже часто присутствуют в картинах. Это мы видим на последней картине.

7. Учитель. Наши исследования подходят к концу. Подведём итог всему сказанному.

Прав Писарев, говоря о Катерине: «Вся жизнь Катерины состоит из постоянных внутренних противоречий. Она ежеминутно кидается из одной крайности в другую; она сегодня раскаивается в том, что делала вчера, и между тем сама не знает, что будет делать завтра». Действительно, такое поведение характерно для людей, не рационального мышления, людей, живущих чувствами.

Но отсутствие чувств не менее губительно для человека. «В своих повестях П. Вежинов уверен и уверяет нас, что человек прекрасен лишь тогда, когда он совершенен, когда разум и чувства в нём взаимодополняют, обогащают друг друга, в том, что эмоциональная недостаточность, слепота и глухота не только уродливы, но и смертельно опасны», - пишет Юрий Болдырев.

Павел Вежинов видит, какие задачи ставит перед нами современный мир. Он говорит в своих произведениях о том, что человек, сильный только разумом или только чувствами, - это человек несовершенный. «Воспитать гармонически развитую личность намного сложнее, чем изобрести какую-нибудь электронную машину» - так формулирует писатель одно из своих заветных убеждений.

Почему к Маневу поздно пришло понимание истинной ценности такой личности, как Доротея? Хотя, казалось бы, он ведь - представитель творческой профессии – людей, живущих чувствами. Но перечитаем, что говорит Юрукова о его музыке: «В вашей музыке, например, все кажется очень точно рассчитанным. Человеку несведущему она может показаться монотонной…»

Почему Писарев не понял метаний Катерины? Ведь он же представитель гуманитарной профессии, для которой в первую очередь важны чувства. Писарев исходит из конкретных проблем времени, полагая, что ведущий признак по-настоящему светлого явления – «сильный и развитый ум, любовь к полезному и истинному, стремление к умственным занятиям и страстное влечение к труду и к знаниям». Вот почему Базаров для него симпатичен: «У Базаровых есть и знания и воля, мысль и дело сливаются в одно твёрдое целое». А как же чувства, природа, искусство? На этот вопрос отвечает Д.И. Писарев в статье «Базаров»: «Отчего же, допуская употребление водки и наркотических веществ, не допустить наслаждения красотою природы, мягким воздухом, свежею зеленью, нежными переливами контуров и красок?

Таким образом, проблема Катерина - вечная проблема человечества. Это проблема человека с очень развитым воображением, обладающего огромной силой чувств, не умеющего жить разумом и логикой.

  • Как же жить таким людям, как Катерина, Доротея, в современном мире?

  • Как избежать трагедий при столкновении с жёстким миром? Как устоять?

На эти вопросы вы ответите в своих сочинениях. Можно использовать жанр открытого письма, в котором вы можете обратиться к любому из героев повествований.





Список используемой литературы

  1. Бабаян А.Н., Морозов Г.В., Морковкин В.М., Смулевич А.Б. Изобразительный язык больных шизофренией – Sandoz LTD Basle Switzerland, 1982г.

  2. Болдырев Ю.Надежды и опасения Павла Вежинова – М: Прогресс, 1982г.

  3. Вежинов П.Барьер – М: Прогресс, 1982г.

  4. Добролюбов Н.А. Избранные статьи. Статья «Луч света в темном царстве» – Ленинград. « Художественная литература», 1984г.

  5. Островский А.Н. Гроза – М: Эксмо – Пресс, 2002г.

  6. Писарев Д.И. Избранные статьи. /СтатьИ: «Мотивы русской драмы», «Базаров»/ - М. Издательство «Просвещение», 1975.

  7. Прозоров В.В. Д.И.Писарев – М: Просвещение, 1984г.





















Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ