Конспект урока по Литературе "Песнь о вещем Олеге" 6 класс











http://900igr.net/datai/istorija/Igor-Oleg-Olga/0015-007-Vstrecha-Veschego-Olega-s-volkhvami.jpg













Цели урока:

Развивающие:

-пробуждать активность каждого ученика, создавая на уроке проблемные ситуации, актуализирующие изучаемый материал;

-формировать навыки исследовательской работы: умение работать над художественным образом и средствами его создания;

-уметь делать выводы об авторской мысли и быть готовым высказать свою точку зрения по этому поводу;

Воспитательные:

-воспитание культуры дискуссионной беседы: уважительного отношения к собеседникам, толерантности в решении проблем.

Образовательные:

-обеспечить знание текста, композиции и системы образов пушкинской баллады;

-обеспечить знание историко-культурных сведений о времени, описанном в «Песне о вещем Олеге» - периоде Средневековья конца IX – начала X века;

-обеспечить понимание особенностей мышления и ценностей людей того времени.

Тип урока:

Урок комплексного применения знаний, умений, навыков.

Методы обучения:

Работа с поэтическим текстом: беседа по проблемным вопросам, комментированное чтение и элементы поисково-исследовательской деятельности учащихся.

Оборудование:

Иллюстрации к поэме.

Словарная работа

Вещий – пророческий, предвидящий будущее.

Жрец – служитель божества; магические действия жрецов назывались волхвованием; по языческим представлениям, волхвы, находясь в особых отношениях с богами, могли предсказывать будущее.

Кольчуга – рубашка из металлических колечек, которая защищала от ударов меча и стрел.

Кудесник – это волшебник, колдун, чародей. Так в древности называли людей, которые стремились узнать тайны жизни.

Волхвы – название языческих жрецов у славян.

Чело – лоб.

Сеча – схватка, рукопашный бой.

Тризна – поминальная трапеза.


Методическое оснащение урока:

Презентация



I. Оргмомент.


II. Подготовка к восприятию темы. Слово учителя.

Сегодня мы поговорим о творчестве А.С. Пушкина, а именно о жанре баллады в творчестве А.С. Пушкина (слайд 2.). Жанр баллады возникает в русской поэзии в связи с творчеством В.А. Жуковского.(слайд 3.). Он становится его основоположником, его родоначальником. Жанр этот сразу утверждается в поэзии и завоёвывает права, приобретает необыкновенную популярность и естественно, что А.С. Пушкин, который считает себя учеником В.А. Жуковского, не мог не обратиться к жанру баллады. Пожалуй, первым его обращением к этому жанру стало знаменитейшее стихотворение «Песнь о вещем Олеге», написанное в 1822 году, в то время когда Пушкин, будучи в Южной ссылке (слайд 4), увлекался романтизмом.

Романтическими мироощущениями были пронизаны его стихи, а баллада жанр, прежде всего, связанный с романтизмом. «Песнь о вещем Олеге» стихотворение А.С. Пушкина стало переработкой известного летописного сюжета «Повесть временных лет». Первой русской летописи, в которой рассказывается о воине и князе. Этот прозаический и безыскусный летописный роман А.С. Пушкин превращает в стихотворную балладу.

III. Работа с текстом.

3.1 Формулирование темы урока. Работа с текстом до чтения.

1. А.С.Пушкин с интересом относился к истории, прошлому своего Отечества. Как и многие поэты того времени, он находил в нём немало увлекательных преданий и легенд, на основе которых создавал свои произведения. Особенно интересный материал давали древнерусские летописи. В одной из них Пушкин прочёл предание о князе Олеге, умершем по предсказанию волхва.

«Песнь о вещем Олеге» основана на летописном предании, приведенным Карамзиным в «Истории государства Российского». Олег - первый киевский князь из рода Рюрика, овладевший Киевом, в который перенес столицу из Новгорода, и подчинивший своей власти ряд славянских племен. После похода в 907 году на столицу Византии, Царьград, во время которого он, по сказанию летописца, прибил в знак победы свой щит на цареградских воротах, получил прозвище Вещий - чародей.

2. Учащимся предлагается прочитать фрагменты из «Повести временных лет» на стр. 24 – 33. (слайды 5 – 8)

3. Что, по-вашему, могло поразить воображение поэта? (мнения детей).

4. В 1822году Пушкин создаёт «Песнь о вещем Олеге». Поэт, обращаясь к «преданью старины глубокой», поэтически воспроизводит те далёкие годы, когда стольным городом Древней Руси был Киев, а первым киевским князем – Олег.

- Кого мы знаем из героев Древней Руси? (Былинные богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, которые служили киевскому князю Владимиру.) (Иллюстрация картины «Богатыри»).(слайд 9)

5. Предложить прочитать соответствующий ей отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» на стр.80 - 81:

«Так вот где таилась погибель моя!
  Мне смертию кость угрожала!»
Из мертвой главы гробовая змия,
  Шипя, между тем выползала;
Как черная лента, вкруг ног обвилась,
И вскрикнул внезапно ужаленный князь…»

6. Вопрос классу: «Какое возникает несоответствие? » (в первом случае прозаическое, хроникальное повествование, во втором – поэтическое произведение).

7. Какую тему урока можно предложить?

«Как соотносятся реальный факт и поэтическое произведение»

8. Обратить внимание учащихся к тексту летописи и предложить подчеркнуть слова, характеризующие киевского князя Олега (индивидуальная работа).

9. Повторить отличительные признаки песни как литературного жанра:

1) наполненность чувствами;

2) образность (обилие сравнений, метафор);

3) повествовательность;

4) ярко выраженное отношение автора к изображаемым событиям.

Запись в тетрадях.

3.2 Работа с текстом во время чтения.


Торжественная неторопливость речи дает возможность сделать вывод о традициях оды. Однако в отличие от оды здесь не воспевается правитель и его великие дела, здесь рассказывается о человеке и его судьбе.

С другой стороны, «Песнь…» - это баллада, она, как и всякий жанр, имеет свои характерные черты.

Обращение к историческому прошлому:

Как ныне сбирается вещий Олег (видящий – предвидящий будущее)
Отмстить неразумным хазарам (крупное государственное образование, хазарский каганат, был основным противником Руси в борьбе за подчинение себе племён в то время. Русь только набирала силу, а хазары, наоборот, становились слабее. Словом «неразумные» Пушкин подчёркивает, что с Русью уже в то время было связываться себе дороже),
Их сёлы и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам;
(слайд 10).

(в ответ на хазарский набег, совершил ответную карательную экспедицию)
С дружиной своей, в цареградской броне,
Князь по полю едет на верном коне.

(царьградская, или византийская броня – очень богатая броня. Склад стихотворения в данном случае былинный: хорошая броня, дружина, верный конь…)

Из темного леса навстречу ему
Идет вдохновенный кудесник
(волшебник, колдун, волхв, тот, кто способен удивлять, восхищать),
Покорный Перуну старик одному,
Заветов грядущего вестник,
В мольбах и гаданьях проведший весь век.

(не боится земных владык, знает истину)
И к мудрому старцу подъехал Олег.

«Скажи мне, кудесник, любимец богов,
Что сбудется в жизни со мною?
И скоро ль, на радость соседей-врагов,
Могильной засыплюсь землею?



Образ князя Олега вступает в «Песню…» торжественно, величаво. При встрече с кудесником князь ведет себя надменно, снисходительно обращаясь к старцу и обещая вознаграждение:

Открой мне всю правду, не бойся меня:
В награду любого возьмешь ты коня».

(Странно, что предвидящий будущее Олег не может увидеть собственную судьбу. Может быть, «вещий» относится к политике, к интригам? А настоящий дар прозрения есть только у волхва?) (слайд11)



Кудесник спокоен, смел и независим, именно таким, по мнению Пушкина, должен быть поэт:

«Волхвы не боятся могучих владык,

А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.

Кудесник произносит практически гимн Олегу и его коню, и заканчивает его неожиданной и страшной фразой. Горькая ирония слышится в этой фразе: Олег обещал любого коня кудеснику, а получилось так, что судьба отбирает коня, причем не любого, а любимого и преданного. И Олег бессилен.

Грядущие годы таятся во мгле;
Но вижу твой жребий на светлом челе.

(Он рассказывает ему его будущее по собственной воле, а не по принуждению или за награду)

Запомни же ныне ты слово мое:

Воителю слава — отрада;
Победой прославлено имя твое;
Твой щит на вратах Цареграда;  
И волны и суша покорны тебе;
Завидует недруг столь дивной судьбе.

(Кудесник рассказывает Олегу о том, что он в будущем пойдёт в поход на Царьград и прибьёт к его воротам свой щит. Согласно «Повести временных лет» Олег покорил столицу Византии, сумев поставить ладьи с воинами на колёса (по историческим предположениям – перетащить волоком ладьи через сушу в закрытую бухту «Золотой Рог»), после чего ромеям оставалось только обсудить условия капитуляции)

И синего моря обманчивый вал
В часы роковой непогоды,
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал
Щадят победителя годы...
Под грозной броней ты не ведаешь ран;
Незримый хранитель могущему дан.

(пока совершаются дела государственные, пока Олег, не боясь опасностей, вершит славу молодой Руси, ему нечего бояться. Незримый хранитель – прообраз ангела-хранителя)



Таинственный, иногда фантастический ход событий: кудесник обладает таинственным даром предсказания, и оно неожиданно для князя:

Твой конь не боится опасных трудов;
Он, чуя господскую волю,
То смирный стоит под стрелами врагов,
То мчится по бранному полю.
И холод и сеча ему ничего...
Но примешь ты смерть от коня своего».
(слайд 12)

(Но твой конь, послушный твоей воле, помогающий тебе во всех ратных делах, однажды погубит тебя)

Олег усмехнулся — однако чело
И взор омрачилися думой.
В молчаньи, рукой опершись на седло,
С коня он слезает, угрюмый;
И верного друга прощальной рукой
И гладит и треплет по шее крутой.



Прощание с конем - один из самых драматичных эпизодов:

«Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,
Расстаться настало нам время;
Теперь отдыхай! уж не ступит нога
В твое позлащенное стремя.
Прощай, утешайся — да помни меня.

(Поведение Олега не похоже на поведение героев былин и скандинавских саг. Они никогда не бежали от опасности, не пытались её предотвратить. Пожимали плечами: «значит, так и суждено». Олег же пытается схитрить. И при этом, по сути, предаёт верного коня)
Вы, отроки-други, возьмите коня,

Покройте попоной, мохнатым ковром;
В мой луг под уздцы отведите;
Купайте; кормите отборным зерном;
Водой ключевою поите».
И отроки тотчас с конем отошли,
А князю другого коня подвели.



Пирует с дружиною вещий Олег
При звоне веселом стакана.
И кудри их белы, как утренний снег
Над славной главою кургана...
Они поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они...

«А где мой товарищ? — промолвил Олег, —
Скажите, где конь мой ретивый?
Здоров ли? все так же ль лег
ок его бег?
Все тот же ль он бурный, игривый?»
И внемлет ответу: на холме крутом
Давно уж почил непробудным он сном.

(Забыл о коне и вспомнил, спустя годы)



О своем товарище Олег вспоминает через много лет, когда уже «кудри их белы, как утренний снег». Известие о смерти коня настолько печалит князя, что это подтверждается и противостоянием стати и эпитета: «Могучий Олег головою поник…». Олег упрекает себя за то, что поверил кудеснику, называя его «лживым, безумным стариком».

Могучий Олег головою поник
И думает: «Что же гаданье?
Кудесник, ты лживый, безумный старик!
Презреть бы твое предсказанье!
Мой конь и
доныне носил бы меня».
И хочет увидеть он кости коня.

(Теперь он презирает себя за уступку, за боязнь, когда-то проявленную)

Вот едет могучий Олег со двора,
С ним Игорь и старые гости,

(Князь Игорь – наследник Олега)
И видят — на холме, у брега Днепра,
Лежат
благородные кости;
Их моют дожди, засыпает их пыль,
И ветер волнует над ними ковыль.

(Конь, в отличие от хозяина, никого не предавал)

Князь тихо на череп коня наступил
И молвил: «Спи, друг одинокой!
Твой старый хозяин тебя пережил:

На тризне, уже недалекой,
Не ты под секирой ковыль обагришь
И жаркою кровью мой прах напоишь!

(На языческой тризне – поминках по умершему, убивали его коней, скот, а когда-то – и жён, чтобы положить с ним в могилу)

Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!»
Из мертвой главы гробовая змия,
Шипя, между тем выползала;
Как черная лента, вкруг ног обвилась,
И вскрикнул внезапно ужаленный князь.

Именно привязанность и любовь к коню и толкают Олега на гибель. События следуют за чувствами человека. Не слепой рок приговорил Олега к смерти, а его чувства. Это то самое «сердце у героя». Именно в верности человеческой памяти и есть залог бессмертия:

(Но предсказанное всё равно свершилось. Нам не дано предугадать, как это произойдёт)

Ковши круговые, запенясь, шипят
На тризне плачевной Олега;
Князь Игорь и Ольга на холме сидят;
Дружина пирует у брега;
Бойцы поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они.
(слайд 13)

(Не напрасно Пушкин повторяет те же строки. Он подчёркивает, что ничего не изменилось, князей ничему не научил опыт Олега, всё идёт далее по кругу)

3.3 Работа с текстом после чтения.


Какие слова, характеризующие князя Олега и передающие чувства автора, нужно было подчеркнуть?

(Вещий Олег; в награду любого возьмёшь ты коня; победой прославлено имя твоё; дивная судьба; «прощай, мой товарищ, мой верный слуга... теперь отдыхай»; «покройте попоной, ... купайте, кормите отборным зерном, водой ключевою поите»; «и хочет увидеть он кости коня»; «спи, друг одинокий»).

IV. Словарная работа.

Вещий – пророческий, предвидящий будущее.

Жрец – служитель божества; магические действия жрецов назывались волхвованием; по языческим представлениям, волхвы, находясь в особых отношениях с богами, могли предсказывать будущее.

Кольчуга – рубашка из металлических колечек, которая защищала от ударов меча и стрел.

Кудесник – это волшебник, колдун, чародей. Так в древности называли людей, которые стремились узнать тайны жизни.

Волхвы – название языческих жрецов у славян.

Чело – лоб.

Сеча – схватка, рукопашный бой.

Тризна – поминальная трапеза.


IV. Итог урока.

О чём заставляет задуматься произведение А.С.Пушкина? ( Через художественное произведение автор помогает читателю увидеть яркие образы, осознать проблемы, касающиеся каждого человека, задуматься над путями их разрешения и делать нравственный выбор в сложных ситуациях).

Любое произведение имеет несколько прочтений. В данном случае это – переложение «Повести временных лет», рассказ о том, что нельзя уйти от судьбы, разговор о благородстве и «осторожности».

Проанализировав эту балладу, мы выяснили, что А.С.Пушкин развивает в ней актуальную для поэта тему свободы творчества: «Волхвы не боятся могучих владык…»

Обращение Пушкина к истории не было случайным: через прошлое постичь настоящее и будущее – вот цель, которую преследовал поэт.

V. Домашнее задание.

Выразительное чтение Песни. Отрывок наизусть (на выбор).

Источники:

Список использованной литературы:

Учебник: Литература. 6 класс: учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений: в 2 – х ч. Ч.1, под редакцией Г.И. Беленького. М.: Мнемозина, 2011.

Поурочные разработки по литературе для 6 класса, М.: Просвещение, 209 г.



Интернет – источники:

http://www.rvb.ru/pushkin/02comm/0127.htm#c3

http://interneturok.ru/ru/school/literatura/7-klass/russkaya-literatura-19-veka/as-pushkin-pesn-o-vewem-olege



Перед вами кроссворд по теме «А. С. Пушкин.

В оставшееся время или при планировании внеклассной работы можно использовать данный кроссворд.


«Песнь о вещем Олеге»

Поработайте с ним самостоятельно. Не торопитесь заглянуть в ответы.

Правильный ответ записывается в единственном или множественном числе и в именительном падеже независимо от того, в каком падеже данное слово встречается в тексте.

По горизонтали: 1. «В молчанье, рукой опершись о ..., с коня он слезает угрюмый» 3. «Вы, отроки — ..., возьмите коня». 5. «Завидует ... столь дивной судьбе». 8. «Вот едет могучий Олег со ...». 9. «Скажите, где ... мой ретивый?». 10. «То смирный стоит под стрелами врагов, то мчится по бранному ...». 11. «Твой конь не боится опасных ...». 15. «На ..., уже недалекой, не ты под секирой ковыль обагришь». 16. «Их села и нивы за буйный ... обрек он мечам и пожарам». 17. «С ним Игорь и старые ...».

По вертикали: 1. «И скоро ль, на радость ...—врагов, могильной засыплюсь землею?» 2. «И к мудрому старцу подъехал ...». 3, «Князь тихо на череп коня наступил и молвил: «Спи, ... одинокий!» 4. «Князь ... и Ольга на холме сидят».

6. «И ветер над ними волнует ...». 7. «Как ныне сбирается вещий Олег отмстить неразумным ...». 10. «Покорный ... старик одному». 12. «Их моют ..., засыпает их пыль». 13. «И видят — на холме, у ... Днепра, лежат благородные кости». 14. «И кудри их белы, как утренний ...».





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ